№167
   Культура
«Изведав трепет чуда…»
В семейном альбоме бакинки Ольги Южиной сохранилось неопубликованное стихотворение известного русского поэта-символиста Вячеслава Иванова
Станислав САВЕЛЬЕВ

Время подобно морю, погребающему в своей пучине следы целых цивилизаций и отдельных людей, иногда выбрасывает на поверхность, словно письмо в бутылке, удивительные находки, могущие стать для ценителя бесценным сокровищем. Именно такой находкой стало для нашей редакции факсимиле стихотворения известного русского поэта-символиста Вячеслава Иванова, которое никогда нигде не публиковалось и сегодня впервые увидит свет. Впрочем, обо всем по порядку.
Вячеслав Иванов, автор стихотворных сборников Corardens (Москва, 1911 г.), «Нежная тайна» (Санкт-Петербург, 1912 г.), знаменитый филолог и поэт, — один из наиболее ярких представителей эпохи Серебряного века. Это про него Осип Мандельштам, считавший Вячеслава Ивановича своим учителем, писал: «Если бы Иванова не было, в русской литературе оказалось бы большое пустое место».
В 1920 году Иванов с дочерью и сыном переезжает в Баку, куда был приглашен профессором кафедры классической филологии только что созданного университета. И уже через год защищает здесь докторскую диссертацию, по которой издает книгу «Дионис и прадионисийство» (Баку, 1923 г.), одновременно, естественно, занимаясь и поэтическим творчеством. Как утверждают современники, он очень полюбил этот край, об этом же говорят и его стихи о Баку и Абшероне.
Живя в Баку, Иванов быстро завел широкий круг знакомых и особенно близко сошелся со своим коллегой — уже получившим известность в научных кругах философом Александром Осиповичем Маковельским, впоследствии академиком Национальной академии наук Азербайджана (недавно в республике отмечалось 120-летие со дня его рождения).
Судя по всему, преподаватели дружили семьями и нередко проводили досуг вместе. И, наверное, поэтому, когда в мае 1924 года на гастроли в Баку приехал всемирно известный тенор, солист Большого театра Леонид Витальевич Собинов — давнишний друг Вячеслава Иванова, тот не мог не взять с собой на спектакль юную дочь Маковельского красавицу Софью. В семейном архиве сохранилась ее фотография в одежде кавказского горца. Из-под надвинутой на лоб папахи смотрит привлекательная молодая женщина с мечтательными глазами.
Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», в которой маэстро исполнял заглавную партию, произвела фурор. Напомним, что в основе ее либретто лежит легенда об ангельском рыцаре Лоэнгрине. Действие происходит в Х веке в окрестностях города Антверпен бельгийской провинции Брабант. Местную княжну Эльзу несправедливо обвиняют в убийстве своего брата, но во сне ей является избавитель — рыцарь в серебристых доспехах. И потом он действительно наяву, в роковой для героини час приплывает в город по реке в ладье, в которую впряжен белый лебедь. Он защищает честь княжны и женится на ней. По божественному повелению рыцарь не должен открыть ей своего имени, пока не пройдет ровно год со дня их свадьбы. В конце концов, уступив настойчивым просьбам Эльзы, он назовется Лоэнгрином. Связанный клятвой, он вынужден покинуть любимую и отправиться на священную гору Монсальват, чтобы прикоснуться к чаше Грааля, куда, по преданию, стекает кровь Спасителя. Несмотря на драматические перипетии, опера все-таки заканчивается «хэппи-эндом».
Собинов в этот день был в ударе. Стоило опуститься занавесу, как зал разразился овациями. Очевидно, проникновенное исполнение и романтический сюжет спектакля очень взволновали поэта, который сразу поспешил за кулисы, чтобы выразить восхищение и представить певцу свою спутницу.
Собинов был очарован Софьей, она буквально сразила его наповал. Романтическая атмосфера вечера, созданная божественной музыкой Вагнера и волшебным голосом маэстро, еще больше усилилась этим взаимным притяжением таланта и красоты. Не менее потрясенным оказался и Вячеслав Иванов. Поэт-символист, тонко чувствующий все нюансы человеческих отношений, он, возможно, поверил, что на его глазах зарождается любовь, подобная той, что он видел недавно на сцене.
В тот же вечер Иванов написал в альбом Софьи строки, которые потом не вошли ни в одно издание сочинений поэта. Рукопись же стихотворения, так же как и сама эта история, бережно хранится в семье Маковельских.
Правда, интуиция обманула Вячеслава Иванова. Романа из мимолетного знакомства не получилось. Софья Маковельская закончила физико-математический факультет Бакинского университета, преподавала и на рабфаке, и в институтах — народного хозяйства и педагогическом. Вышла замуж за Алексея Южина — военного, служившего в Баку. Затем — война, рождение детей… Она много помогала отцу, когда тот начал терять зрение. В частности, без ее поддержки он не смог бы написать свой известный труд, заслуживший мировое признание, — «Историю логики». Скончалась Софья Маковельская в Баку, в 1981 году.
А рассказала мне обо всем этом ее дочь — Ольга Алексеевна Южина. Музыкант по образованию, тонкий знаток скрипичного искусства, преподаватель одной из бакинских музыкальных школ, она пользуется большим авторитетом и уважением в этой среде. У нее и сохранился пожелтевший материнский альбом, куда вписал свое посвящение Вячеслав Иванов.

Послать на e-mail Версия для печати Послать ссылку