ИСТОРИЯ
Члены МХГ (1976–1982)

Боннэр Елена Георгиевна

(р. 1923), врач-педиатр, литератор, правозащитник.

Член МХГ с момента основания, подписала заявление "Об образовании МХГ". Вхождение в группу Е. Боннэр первоначально было своего рода символическим актом — свидетельством того, что А. Сахаров, хотя и не входит в новую правозащитную ассоциацию, но одобряет ее создание. После ареста Ю. Орлова деятельно участвовала в организации работы и составлении документов МХГ.

К 1982 г. Е. Боннэр, С. Каллистратова и Н. Мейман остались последними членами группы, кто был на свободе и не эмигрировал.

После возбуждения уголовного дела против С. Каллистратовой стала инициатором документа № 195 "О прекращении работы МХГ".

В августе 1984 г., спустя два года после самороспуска МХГ, за участие в составлении документов МХГ и передачу их за границу была приговорена к ссылке.


Отец Е. Боннэр Г. Алиханов — видный участник революционного движения в Закавказье, — был арестован в 1937 г. и казнен в 1938 г. Е. Боннэр закончила факультет русского языка и литературы Ленинградского педагогического института и в 1941 г. пошла добровольцем на фронт, где работала медсестрой. После войны закончила Ленинградский мединститут.

В 1971 г. вышла замуж за А. Сахарова. В семидесятых годах активно участвовала в правозащитных кампаниях. Ее подпись стоит под многими петициями в защиту инакомыслящих, а также под коллективными документами. Е. Боннэр и А. Сахаров организовали тайную отправку за рубеж ряда литературных произведений А. Галича, В. Максимова, В. Гроссмана. Е. Боннэр принимала участие в организации и проведении многочисленных пресс-конференций для иностранных журналистов в своем доме. Е. Боннэр принадлежит идея создания Фонда помощи детям политических заключенных (сентябрь 1974 г.).

В январе 1980 г. последовала за А. Сахаровым в горьковскую ссылку. В течение четырех лет она была почти единственным звеном, связывающим А. Сахарова с внешним миром: доставляла в Москву и передавала за рубеж его статьи, заявления и письма. В 1984 г. Е. Боннэр была арестована и осуждена на 5 лет ссылки в г. Горьком. Ей инкриминировались интервью и выступления за рубежом, а также составление документов МХГ.

Е. Боннэр постоянно была объектом дискредитации. Многомиллионными тиражами издавались статьи и брошюры, порочащие ее репутацию. С момента активного включения Е. Боннэр в правозащитную деятельность она подвергалась многочисленным обыскам и задержаниям, ее постоянно шантажировали судьбой детей от первого брака. Дочь и сын были исключены из ВУЗов и в конце семидесятых годов эмигрировали. Невесте сына Е. Алексеевой было отказано в разрешении выехать к нему, что послужило причиной первой голодовки супругов Сахаровых в Горьком (22 ноября — 9 декабря 1981 г.). Голодовка увенчалась успехом: Е. Алексееву выпустили в США.

Тем не менее Е. Боннэр была, по-видимому, единственным диссидентом, которому неоднократно удавалось выезжать за границу и возвращаться обратно. Всемирная известность А. Сахарова не позволяла властям отказать его жене в выезде для лечения. Однако, получение разрешения каждый раз было сопряжено с возрастающими трудностями. Последней поездки удалось добиться тремя длительными голодовками А. Сахарова. Во время этой поездки была написана ее первая мемуарная книга — "Постскриптум" о событиях 1983–1986 гг.

Вернувшись из ссылки в Москву в декабре 1986 г., Е. Боннэр активно включается в общественно-политическую жизнь перестроечной эпохи. В 1988 г. она становится одним из основателей клуба "Московская трибуна". После смерти А. Сахарова 14 декабря 1989 г. Е. Боннэр уделяет особое внимание сохранению его творческого и нравственного наследия. Под ее руководством в мае 1991 г. состоялся первый Международный конгресс памяти А. Сахарова "Мир, прогресс, права человека". Ею созданы Фонд имени А. Сахарова, Архив А. Сахарова и Музей имени А. Сахарова в Москве.

Продолжает заниматься правозащитной и общественно-политической деятельностью. Регулярно публикуется в российской и зарубежной прессе.




К общему списку
Наша кнопка    Rambler's Top100 Яндекс цитирования