18:40 Итальянская мафия затопила на юге Италии 30 судов с радиоактивными и токсичными отходами 18:18 Маньяка, который открыл стрельбу с балкона по детсаду на западе Москвы, отпустили домой 15:20 Дворкович: Россия все еще на дне кризиса 15:01 Туркмения отказалась поставлять газ на Украину 14:30 Опубликован фоторобот убийцы милиционеров в подмосковной электричке 14:02 Байсаров отверг предложение Орбакайте о мире 13:40 Пять человек пострадали в результате столкновения четырех машин на улице Свободы в Москве 13:19 Делегация США ведет в Варшаве переговоры по ПРО 13:06 Российская делегация грозится покинуть заседание ПАСЕ 12:54 Гражданам Грузии отказали в возможности пересекать российско-азербайджанскую границу| Все новости | Газета РоссияНОВЫЙ НОМЕР ГАЗЕТЫ 'РОССИЯ'
Номер 35 (10.09.2009)


Дарья Сребницкая
10 сентября 2009 г.
версия для печатиотправить по почте

Роднина - это эпоха

В субботу, 12 сентября, трехкратная олимпийская чемпионка, депутат Госдумы РФ Ирина Роднина отмечает юбилей. В преддверии этого события корреспондент “России” задала легендарной фигуристке несколько вопросов. Мы также публикуем эксклюзивные мемуары ее тренера Станислава Жука

В субботу, 12 сентября, трехкратная олимпийская чемпионка, депутат Госдумы РФ Ирина Роднина отмечает юбилей. В преддверии этого события корреспондент “России” задала легендарной фигуристке несколько вопросов. Мы также публикуем эксклюзивные мемуары ее тренера Станислава Жука.

– Ирина Константиновна, как вы считаете, ваша карьера сложилась удачно после завершения выступлений?

– Я десять лет провела в Америке. Уехала туда работать, а не делать карьеру. В тот момент в Советском Союзе у меня не было работы. В принципе я не карьерный человек. Тех успехов, что достались мне в спорте, более чем достаточно для одного человека. И я полагаю, хватило бы даже на нескольких. А вернулась я в Россию, потому что это моя страна. Мне здесь нравится. Я никогда и не думала уезжать навсегда.

– Почему в Госдуме вы вошли в Комитет по образованию, а не по спорту?

– Это был мое желание. Мне ближе такая тема, так как в последние годы я занималась школьным спортом.

– Приходится участвовать в интригах?

– Никогда. И в спорте в них не участвовала. Мне и не нужно было это делать. Видите ли, работа и целеустремленность очень часто заменяют интриги. А мышиной возней занят тот, у кого не хватает сил на реальную работу.

– Как вам удается быть в такой прекрасной форме?

– В Америке тренеры проводят уроки на коньках, поэтому лишние килограммы набрать невозможно. А в Москве я совершаю пробежки на тренажере – беговой дорожке.

– Не обидно, что ваша династия в фигурном катании не продолжается?

– Никакой обиды нет! Мои дети выбрали другие занятия. Александр окончил Строгановское училище в Москве, Алена – один из калифорнийских университетов, она занимается молодежной политикой. Правда, 08.08.2008 года у Саши и его жены родилась дочка – моя внучка Сонечка. Может быть, она когда-нибудь встанет на коньки.

– Сейчас возможно, чтобы кто-то из фигуристов трижды выиграл Олимпийские игры в парном катании?

– Очень сомневаюсь. Слишком сложным стал этот вид. Да и в иных дисциплинах, как мы видим, мало кто выдерживает три Олимпиады, не то что завоевывает медали. Игры в Афинах-2004 и Пекине-2008 показали, что сдают нервы у ветеранов, даже у лидеров.


Из воспоминаний Станислава Жука

ВСТРЕЧА С БРЕЖНЕВЫМ

Летом 1973 года я принял, пожалуй, самое непростое решение в своей жизни. Расстался с Ириной. Как раз в минувшем сезоне она распрощалась с Алексеем Улановым и с новым партнером Александром Зайцевым (его пришлось подготовить в немыслимо рекордные сроки – за девять месяцев) выиграла европейское и мировое первенства. Причем на “Европе” пару наградили тринадцатью максимальными оценками – 6, 0.

Но у меня было правило: допустил три серьезные провинности – и до свидания! Это и произошло в ситуации с Родниной. Что означало расстаться с ней? Чуть ли не с родиной проститься! Ведь Ирина была не обычной спортсменкой, а символом! Страны, патриотизма, идеологии. Почему? В ту пору в СССР было немало выдающихся чемпионов. Или народ сам выбирает себе героев? Я думаю, Роднина стала всеобщим кумиром не случайно. Все знали: ее любит Леонид Брежнев. Кто бы осмелился не последовать его “примеру”?

Благодаря Ирине я однажды часа полтора разговаривал с Леонидом Ильичом. Дело было в том же 1973 году на Медео, в Казахстане, куда мы приехали на сборы. В тот момент с гор сошла селевая лавина. И чтобы показать всем, что ничего страшного не случилось, нас обязали провести показательные выступления, на которых присутствовал Брежнев. Он мне запомнился как остроумный человек. Спросил меня: “Где ты нашел Зайцева?”. Я ответил: “Как все родители – в капусте”. Или он мне: “Я тоже хочу у тебя тренироваться”. “Пожалуйста, – говорю. – Партнершу подберем”.

Я обещал Родниной, что никогда не расскажу, почему отказался от работы с ней. И сдержал слово. Меня даже министр обороны Гречко не смог заставить это сделать. Ира рвалась к нему, а он ее не принял. Я пошел в ЦК партии к Борису Павловичу Гончарову, курировавшему спорт, положил ему на стол партбилет и заверил его, что если до следующей Олимпиады Роднина с Зайцевым будут кататься без тренера, они все равно выиграют. Партбилет служил гарантией. Гончаров выслушал меня и вернул документ.

ЛУЧШАЯ УЧЕНИЦА

Ира была моей лучшей ученицей. Понимаете, обычно, когда ты говоришь спортсмену, что надо сделать, он тебя слушает, все делает, поэтому быстро поднимается. А потом уже начинает что- то соображать и думает: то ты ему говоришь или не то. То же самое было и со мной. Вдруг мне показалось, что мой тренер Петр Петрович Орлов советует мне какую-то ерунду. И я поступал по-своему. Но так как я все анализировал, то видел, что моя самостоятельность приводит не к тем результатам. Потом я дал себе зарок: не перечить и выполнять все наставления тренера, каким бы абсурдом это ни казалось.

И с Ирой так было. Я эту параллель проводил, Ира в точности меня повторила. И после пары сбоев стала делать то, что я ей говорил. Вот это и привело ее к победам. И второе. Она, как никто – видно, жизнь ее заставила, она много болела, – в 15 лет необычайно внимательно слушала меня. Заметно было по ее стараниям, что она так и хочет сделать. Если у нее это не получалось, я давал ей возможность “экспериментировать”. Знал, что придет время – получится, поскольку она от своего не отступится. И получалось!

ШПИОН ОБОРВАЛ МУЗЫКУ

Из двух партнеров Родниной ближе мне был Зайцев, хотя Уланова я тренировал намного дольше. Саша был попроще. А Уланов мне уже в последнее время говорил: “Да вы знаете, я окончил Гнесинское училище по классу баяна…” Однако когда я давал ему задание принести мне музыку, под которую он хотел бы кататься, я по тем мелодиям видел, чего он стоит как музыкант. С такой музыкой он бы далеко не уехал! Что он позже и доказал. С Людой Смирновой год выступал, на этом и закончил…

На чемпионате мира 1973 года в Братиславе в произвольной программе у Родниной и Зайцева оборвалась музыка. Позже в одном из интервью Уланов обвинил в этом меня. Я с недоумением воспринял это обвинение. Попросту была совершена провокация, виновника потом отыскали. Им оказался чех, служащий Дворца спорта, работавший в войну на немцев. Он и замкнул проводку. Позже заместитель руководителя нашей делегации, сотрудник госбезопасности Георгий Борисович Гохович, рассказал мне, что в КГБ еще до соревнований знали, что готовится теракт, поэтому в Чехословакии меня постоянно сопровождал эскорт.

СОПЕРНИКИ РАБОТАЛИ ВМЕСТЕ

После расставания с Ирой у нас сначала были натянутые отношения, потом (еще до ее отъезда в США в конце 80-х годов) нормальные. Мы подолгу разговаривали о фигурном катании. Я интересовался, как она работает, живет. Это здорово, что она уехала в Америку. Всегда надо знать своих конкурентов. Как они там работают? На соревнованиях этого ничего не видишь.

Ира тренировала в Калифорнии, в местечке Лейк-Эрроухед, недалеко от Лос-Анджелеса. Большой центр, великолепная природа, экология. Кусочек Швейцарии, где перед катком все в зелени и цветах, и на катке все в зеркалах и зелени. Роднина много работала. Консультировала знаменитую американскую пару Дженни Мено – Тодд Санд. Помогала их тренеру Джону Никсу. А ведь в 1980 году на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде его ученики, чемпионы мира Бабилония – Гарднер снялись с соревнований, узнав, что Ирина все же выступит после родов. И вот бывшие конкуренты работали вместе! И замечательно! Если соперничество возвело тебя в ранг озлобленности, это нехороший факт. И когда люди, находившиеся на такой стадии, нашли общий язык, вот это действительно так, как должно быть. Профессионал всегда должен уважать профессионала.



Газета Россия
Газета Россия
Газета Россия

Оставить свой отзыв о прочитанном


Оставьте свой комментарий:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Газета Россия

ТАКЖЕ

ОПРОС

Ждете ли вы этой осенью вторую волну кризиса?

 
Судя по взлету цен, она уже началась
 
Второй волны не будет еще год-полтора, пока не закончатся деньги стабфонда
 
Если Кудрин и Шувалов говорят, что все хорошо, значит скоро жди беды
 
У меня и так каждый день - новая волна кризиса
 
Жду ли я ее - не имеет значения. Плохо то, что ее наверху не ждут

Всего в опросе приняло участие посетителей: 86







Облако тегов
Для корректного отображения этого элемента вам необходимо установить FlashPlayer и включить в браузере Java Script.


SJ2
Рейтинг@Mail.ru
Использование материалов в интернете допустимо только с согласия авторов russia@russianews.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Россия. Использование материалов в печатных СМИ возможно только после получения письменного разрешения авторов. **Материалы размещенные на сайте, могут не отражать мнение интернет-редакции.

© Россия, 2004–2009 |  © Webmaster, 2008