ГЛАВНОЕ

НОВОСТИ РАЗДЕЛА

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

ОБЩЕСТВО

ПРОИСШЕСТВИЯ

РЫНКИ

БЕЗУМНЫЙ МИР

СПОРТ

ТЕХНОЛОГИИ

НОВОСТИ ТУРИЗМА

 
архив

ПОТРЕБРЫНОК

Мебельный рынок России остается непрозрачным

Мебельный рынок России остается непрозрачным

Мебельный рынок РФ, по оценкам различных экспертов, ежегодно прирастает на 15-25%. И, как один из самых ненасыщенных рынков, считается весьма непрозрачным: около одной трети его объемов приходится на контрабанду из-за рубежа и мебель "гаражного производства", причем серые схемы пронизывают все сегменты рынка - от эконом- до премиум-класса.

"Реальные данные превышают официальные в 1,5 раза, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" директор по маркетингу торговой марки "Дятьково" Игорь Подстольный. – Так, исходя из официальных данных, емкость рынка – около 7 млрд долларов, но реальная, по нашим оценкам, около 10 млрд долларов".

Дело в том, что структурные изменения, обеспеченные расширением российских брендированных сетей и приходом иностранных мегамаркетов ("Икея", "Метро" и т.д.), пока коснулись, главным образом, лишь Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, на обе столицы приходится до 70% "схемного" рынка мебели, то есть даже здесь говорить о "цивилизации" мебельного рынка пока не приходится.

"Мы прекрасно понимаем, что, несмотря на динамику доходов населения, многие вынуждены покупать мебель низкого качества", – объясняет востребованность "схемных" поставок И.Подстрольный. Однако, по его словам, уже через 3-4 года сильные розничные игроки будут полностью контролировать рынок.

Тем временем средний уровень потребления мебели на одного человека в России остается мизерным: 15-20 долларов в год, когда в странах ЕС – 260 евро. По словам основных игроков, конкуренция на мебельном рынке России в целом находится на среднем уровне. Выражаясь словами И.Подстольного, "сумасшедшая конкуренция только в дешевом ценовом сегменте", который в последнюю очередь интересует сильных розничных игроков.

Любопытно, что при этом в премиум-классе присутствует исключительно мебель иностранного производства (ЕС). Но по кухням и мягкой мебели конкуренция смещается в пользу российских компаний. Впрочем, отечественные фабрики работают на иностранном оборудовании. "Даже дизайнерское бюро, что разрабатывает модели, тоже немецкое", – говорит за свою торговую марку И.Подстольный.

Возникает вопрос, почему бы в таком случае не заменить российские фабрики иностранными. Не первый год идут разговоры о переносе в Россию зарубежных фабрик, главным образом из стран ЕС. Например, крупнейший производитель мебели в Германии Schieder намерен в течение ближайших 3-х лет инвестировать в Россию около 50 млн евро для открытия четырех мебельных фабрик в Московской области, в Санкт-Петербурге, в Костроме и Краснодаре. Ряд фирм Италии, Финляндии и Польши имеют аналогичные программы.

"Реально это может произойти не ранее чем через 3 года, – говорит И.Подстольный. – На сегодня ни одной зарубежной производственной компании, которая делает в России мебель европейского уровня, нет".

Если иностранная мебель пользуется спросом, поступая в Россию легально и нелегально из-за рубежа, почему бы не начать собирать ее на месте? Рынок на сегодня не отличается глубиной или высоким градусом конкуренции, места хватает всем.

Остается добавить, что лидеры рынка в 2 раза опережают рынок в целом по темпам роста, увеличивая продажи ежегодно на 30-40%. Эксперты говорят об оптимальной марже в 80% для мебельного рынка России. Инвестиции в размере 10 млн евро окупаются в течение 3-5 лет. Факторами ценообразования в РФ являются стоимость комплектующих, которые российские производители для своего иностранного оборудования вынуждены покупать за границей, а также арендные ставки торговых площадей. "В ЕС 10-20 евро – месячная ставка аренды за квадратный метр, – сетует И.Подстольный, – в России – 50, в Москве – свыше 100". Похоже, это единственное, что сдерживает приход иностранцев, равно как и неуверенность в высокой динамике роста доходов населения.

04 апреля 2008г.