Вышел в свет 11-й, в 2008 году, номер "Вертикали"
 
Свежий номер »  Подшивка »  Лента новостей »  Пресс-релизы »   Выставки и конференции »  Каталог »  Форум » Биржи » Недобросовестные партнеры »

Другой Путин, или овации на старте

Андрей Мещерин, Главный редактор

Перемены в высших эшелонах власти России прошли по заблаговременно известному сценарию. Однако не обошлось и без сюрпризов. По дороге из Кремля в новый кабинет на Краснопресненской набережной Владимир Путин существенно пересмотрел свое отношение к проблемам нефтегазового комплекса России. В отличие от президента Путина, который в течение последних лет стремился по максимуму откачать нефтедоллары в государственную казну, премьер-министр Путин взял курс на ослабление налогового пресса и обеспечение роста эффективности нефтегазового комплекса России.
Такая смена курса назрела давно, она объективно необходима для преодоления застоя и апатии в ведущем секторе экономики страны. Придержав начало реформ до назначения премьер-министром, В.Путин уже на старте заработал крупные политические дивиденды. Его личный рейтинг отныне тесно связан с эффективностью работы правительства. И, как выяснилось, это хорошая предпосылка для более конструктивного взаимодействия исполнительной власти с бизнесом.

Нефтегазовый сектор страны с давно уже непривычным воодушевлением воспринял и вступление в должность президента России Дмитрия Медведева, и назначение Владимира Путина председателем правительства, и изменения в самом правительстве, и - особенно - первые заявления премьер-министра, раскрывающие ближайшие планы исполнительной власти в отношении изменения правил игры для нефтедобывающих компаний.
Чтобы убедиться в этом, нет необходимости в социологических опросах. Стремительный взлет отечественных индексов фондового рынка на внутриполитических новостях безошибочно отражает уровень оптимизма инвесторов. Причем, локомотивом роста стали акции нефтяных компаний, а это означает, что именно данный сегмент российской экономики сегодня воспринимается как наиболее выигрышный в обновленной системе политических координат. Почему?

Во-первых, перемены в высших эшелонах власти прошли строго по ожидаемому сценарию. Были даны вполне отчетливые сигналы, что принятие ключевых экономических решений остается за В.Путиным, получившим карт-бланш на это от главы государства. Не факт, что так будет всегда. Но, как минимум, в ближайшей перспективе признаки двоевластия не просматриваются: экономикой будет заниматься премьер, а большой политикой - президент. Вполне логичное распределение сфер влияния.
Таким образом, передача (или, точнее, трансформация) власти прошла без резкой смены курса, неопределенности и иных потрясений. Преемственность и стабильность - это уже очень хорошая новость для бизнеса. И особенно, для нефтегазового сектора, чьи инвестиционные программы имеют долгосрочный характер.
Во-вторых, кардинально вырос политический вес премьер-министра и, соответственно, возглавляемого им правительства. Теперь многие решения, которые раньше приходилось согласовывать в Кремле, будут приниматься в Белом доме на Краснопресненской набережной. Теперь глава правительства может оперативно вмешиваться в межведомственные споры, из-за которых прежде на долгие месяцы и даже годы откладывалось принятие чрезвычайно важных для бизнеса решений. Наконец, теперь правительственные законопроекты будут без проволочки приниматься депутатами Госдумы РФ - впервые в истории новой России премьер-министром стал лидер доминирующей в парламенте партии.
Конечно, не здорово, что законы, скорее всего, будут приниматься без дискуссий. Но лучше уж плохие законы (их всегда можно подправить), чем никаких. Достаточно вспомнить затянувшуюся на годы эпопею с формированием законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП) - силы ушли на бесплодные дебаты, время было упущено, десятки проектов освоения новых нефтегазовых месторождений так и остались на бумаге.
Оценивать степень личного участия нового президента страны в формировании и реализации государственной энергетической политики пока преждевременно. В то же время Д.Медведев, с 2000 года руководящий советом директоров "Газпрома", прекрасно разбирается в делах отрасли, знает проблемы и видит перспективу. В этом смысле нефтегазовому комплексу страны крупно повезло.
Опасениями, что новый глава государства станет по привычке помогать "Газпрому" в ущерб другим компаниям, можно пренебречь. "Газпром" и так уже получил все, о чем только можно мечтать: и самые богатые месторождения, и монополию на экспорт, и полный контроль над газотранспортной системой. А те перспективные участки недр из нераспределенного фонда, которые газовый концерн еще не успел переписать на себя, уже зарезервированы как стратегические - опять же, для "Газпрома".
Что касается изменений в структуре и составе правительства, а также в организации его работы, то они достаточно благоприятны для нефтегазового комплекса страны, хотя роль этих факторов будет иметь, скорее, вспомогательный характер. Хорошо, что у отраслей ТЭК появилось свое министерство - можно рассчитывать на большее внимание к решению отраслевых проблем.
Неожиданно, что министром стал представитель атомной энергетики Сергей Шматко. Но куратором ТЭК в правительстве назначен вице-премьер Игорь Сечин, который, будучи председателем совета директоров "Роснефти", обладает и опытом, и знаниями, и возможностями для организации эффективного взаимодействия исполнительной власти с нефтегазовым комплексом страны.
Уменьшению межведомственных нестыковок поможет расширение полномочий министерства, возглавляемого Юрием Трутневым, - теперь это Министерство природных ресурсов и экологии, которому переданы Росгидромет и Ростехнадзор. Возрождение института президиума правительства позволит исполнительной власти стать более оперативной и эффективной.
И, наконец, о самом главном для отрасли событии. Принципиально важно, что вступление В.Путина в должность премьер-министра запомнилось, прежде всего, крупными инициативами в поддержку нефтегазового комплекса страны. Да и стержнем первой рабочей поездки главы правительства стала нефтегазовая тематика. Похоже, этот сегмент российской экономики попал в зону самого пристального внимания премьер-министра, который проникся проблемами отрасли и готов их решать безотлагательно. Для нефтяников это, можно сказать, подарок судьбы.
Одним из акцентов программной речи В.Путина перед депутатами Госдумы РФ, предшествовавшей голосованию по кандидатуре председателя правительства, стало решение проблем нефтегазового комплекса страны. "Мы изымаем в бюджет разными способами с помощью НДПИ и таможенных вывозных пошлин 75-80% прибыли нефтяных компаний… Настало время принять решение о снижении налоговой нагрузки на этот сектор экономики", - такое заявление, прозвучавшее с трибуны парламента, значило много больше, чем обещание налоговых послаблений.
Возможно, наметился крутой поворот в государственной политике в отношении нефтегазового комплекса страны. Во всяком случае, еще в декабре прошлого года, В.Путин-президент считал, что у добывающих отраслей "жирок есть" и "можно немножко перераспределить [налоговую] нагрузку". Да и вся фискальная политика последних лет применительно к нефтяникам была направлена на отъем у них, как считалось, избыточных денег.
Спустя несколько дней после назначения, на совещании в Усть-Луге по вопросам создания БТС-2, В.Путин заявил, что законопроект о снижении ставки НДПИ необходимо как можно скорее внести в Госдуму. Помимо общего снижения налоговой нагрузки на сектор, премьер-министр пообещал нефтяникам еще целый ряд налоговых преференций - налоговые каникулы при разработке новых месторождений Тимано-Печоры, Ямала и континентального шельфа, изменение схемы администрирования по выработанным месторождениям, совершенствование порядка амортизации месторождений. Кроме того, правительство готовит предложения по реформированию системы пошлин и акцизных ставок на нефтепродукты - "чем выше качество нефтепродуктов, тем ниже акцизы на них".

Нелишне еще раз напомнить, что в свое время именно президент В.Путин инициировал ужесточение нагрузки на нефтяников и начал кампанию по изъятию у них "сверхдоходов".
"Во всех развитых экономиках сверхприбыль у нефтяных компаний изымается государством в соотношении 20 к 80 примерно, […] 20 процентов остается нефтяникам, 80 - в доход государства; у нас сверхприбыль делится между нефтяниками и государством 50 на 50, - говорил В.Путин в декабре 2003 года. - Сверхприбыль нефтяников можно изъять такими простыми инструментами, как экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых".
Чем объяснить, что сегодня премьер-министр В.Путин стал решительным оппонентом курса, проложенного президентом Путиным? Безусловно, необходимость перемен продиктована ухудшением ситуации в нефтедобыче. Предложения смягчить и разумно перераспределить налоговую нагрузку министерства обсуждают уже не первый месяц. Конечно, с благословления президента Путина. В заслугу же премьер-министру Путину пока, пожалуй, можно поставить лишь умение эффектно разыграть козырную карту спасителя нефтянки.
Впрочем, сути дела это не меняет: действительно, наметился поворот в отношении государства к нефтянке, грядут благоприятные для отрасли перемены и лавры их инициатора по праву принадлежат В.Путину - премьеру или президенту, для нас вопрос не принципиальный.
Инициативы Путина были ожидаемы. Анализируя в конце прошлого года ситуацию в отрасли, "Вертикаль" писала: "Теперь, когда контроль государства над ситуацией в отрасли с лихвой восстановлен, самое время заняться тонкой корректировкой системы: вернуть компаниям, прочувствовавшим силу государства, стимулы развивать добычу и экспорт, активизировать инвестиционный процесс и создать условия как для освоения новых нефтегазоносных регионов и месторождений, так и для качественных изменений в сфере переработки сырья. Необходимость разумной либерализации отраслевой политики уже стала объективной необходимостью" (см. "На пороге нового этапа", НГВ #21/2007). Похоже, начинает сбываться.
Подводя итоги многолетней работы по изъятию у нефтяников "сверхприбыли", в мае 2008 года В.Путин признал: "В значительной степени из-за этого растет количество выведенных из оборота низкодебитных скважин. Вяло идет разведка и разработка новых месторождений".

И все же, почему, именно став премьер-министром, В.Путин громко заявил о себе как о стороннике благоприятных для отрасли и довольно дорогих для бюджета перемен? Возможно, причина в том, что президент В.Путин был самодостаточен "по должности", любые решения главы государства принимались на ура, а промахи списывались на правительство. При всех известных оговорках, тылы премьер-министра В.Путина уже не столь безупречно прочны, как прежде: председатель правительства может быть уволен президентом практически в любой момент. Став лидером "Единой России", В.Путин заручился поддержкой ведущей политической партии страны. Взявшись решать проблемы нефтяников, он стал желанным премьер-министром для представителей ведущего сегмента экономики страны.
Рейтинг придется поддерживать постоянно. Для этого понадобятся новые инициативы, направленные на оптимизацию функционирования нефтегазового комплекса и экономики страны в целом. Для этого необходимо добиваться эффективной реализации намеченных задач. Для этого премьер-министр должен постоянно демонстрировать, что он больший либерал, чем президент. Если реализация такого сценария будет продолжена, это обещает отрасли очень хорошие перспективы.

 


05.06.2008 17:52:00
Д. Медведев - Проекты "Северный поток" и "Южный поток" будут реализованы в срок


Газотранспортные проекты "Северный поток" и "Южный поток" будут реализованы в срок, заявил президент РФ Дмитрий Медведев
 
05.06.2008 17:42:00
ТМК заключила контракт на поставку ТБД для туркмено-китайского газопровода


Трубная металлургическая компания (ТМК), крупнейший российский производитель стальных труб, заключила контракт на поставку труб большого диаметра для строительства газопровода "Малай-Багтыярлык" в Туркменистане
 
05.06.2008 17:32:00
"Роснефть" не планирует создавать собственного подразделения экспортных продаж


"Роснефть" не планирует создавать собственное экспортное подразделение для продаж нефти и нефтепродуктов
 

Нефтегазовая Вертикаль
Тенденции и регулирование
Вникая в сущность стимулов...
Скорый обязательный переход на выпуск Евро-топлив, неся в себе немало противоречий, породил жаркие споры, в основном сводящиеся к тому, какие затраты необходимы на модернизацию российских НПЗ, сколько будут стоить моторные топлива, и, наконец, какие стимулы необходимо создать для компаний, инвестирующих в развитие нефтепереработки?
Если примерный уровень затрат на модернизацию и перспективы роста цен на горючее более-менее ясны и характеризуются эпитетами "высокий", "дорого", то в предложениях по стимулированию развития нефтепереработки единства нет совсем.
Во-первых, нефтяникам уже пообещали снизить налоговое бремя. Во-вторых, Минфин вышел с предложением о дифференциации акцизов на бензин, которое при детальном анализе вызывает больше вопросов, чем радостных эмоций. Наконец, десятки экспертов выдвигают пестрый набор предложений, начиная от создания армии чиновников для контроля за модернизацией НПЗ и вплоть до изменения ставок и механизма формирования ставок акцизов и экспортных по


В расчете на макроэкономику и четкие правила игры
Причина роста объема переработки нефти и улучшения инвестиционной привлекательности нефтеперерабатывающей отрасли России в последние годы, как ни парадоксально, заключается в благоприятных условиях для экспорта темных нефтепродуктов. Существующая дифференциация экспортной пошлины была введена в конце 2004 года и до сих пор оказывает положительное влияние на отрасль, так как именно выгодные поставки мазута и вакуумного газойля за рубеж позволяют нефтепереработчикам аккумулировать средства, необходимые для инвестиций в модернизацию НПЗ.
Сохранение существующих условий экспорта темных нефтепродуктов в течение 10 лет и введение на такой же срок дополнительных налоговых льгот для нефтеперерабатывающей отрасли позволит завершить все программы модернизации производственных мощностей и выйти на высокие уровни не только первичной переработки нефти, но и вторичных процессов. Сейчас такие меры действительно необходимы, потому что только высокая глубина переработки нефти и выпуск качественных неф



ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ НА НЕФТЬ ПОСТАВИЛИ РЕКОРД


С 1 июня премьер-министр Владимир Путин своим постановлением на 58 долларов повысил таможенную вывозную пошлину на сырую нефть. Теперь за право вывезти тонну "черного золота" придется заплатить почти 400 долларов. Что является абсолютным рекордом. Что ж, логично, нефти все меньше, пошлины все выше.
Правительство пересматривает пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов из России раз в два месяца по специальной формуле. Основанием служит двухмесячный мониторинг цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках. Когда дорожает баррель, растет экспортный налог. И наоборот, если цена на нефть падает, правительство снижает цену за право вывоза сырья.
 
МЕНЬШЕ НАЛОГОВ - БОЛЬШЕ НЕФТИ
Президиум правительства России во главе с премьер-министром Владимиром Путиным 26 мая одобрил законопроекты о снижении налоговой нагрузки на нефтяной сектор. Главная цель этих законодательных инициатив - увеличение инвестиций в нефтяной сектор и рост нефтедобычи. Эксперты расценивают предложенные на настоящий момент меры только как "первый шаг" в правильном направлении.
 
Свежий номер »  Подшивка »  Лента новостей »  Пресс-релизы »   Выставки и конференции »  Каталог »  Форум » Биржи » Недобросовестные партнеры »
   
Rambler