Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51 (7111) 30 декабря - 14 января 1997г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ВИТАЛИЙ ПЕСКОВ: "Я вижу то, что не видят другие"

МАСТЕРСКАЯ

Беседу вела Ольга ИГНАТЮК


Его руку узнаешь сразу же: всюду его вечный излюбленный типаж с нависающим носом и прилипшей к губам папироской, одна и та же безупречно найденная линия и четкая композиция. Ну, конечно, Виталий Песков, кто же еще так мгновенно узнаваем и так знаком всем нам - неужели тридцать? - представьте, уже тридцать лет! Обозревая его сюжеты, удивляешься их простоте. Его "отраженный" мир уморительно прост. Это обиталище неподражаемых в своей искренности и простоте персонажей. Они трогательны и забавны в своих причудах и заботах, они потихоньку попивают, хитрят и лукавят, праздно шатаются, а порой и трудятся, пребывают на службе или в быту среди домочадцев - все время попадая в прекомичные ситуации, на которые реагируют с обворожительной непосредственностью. Простаки, в общем. Один из них, самый главный, тот, который присутствует всюду, - недоумевающий, вечно озадаченный жизнью и - что бы он ни делал - трогательный до бесконечности. Вокруг него столь же неромантичные герои - собутыльники, соседи, сослуживцы, жена, дети - такие же нескладные и мешковатые, навеки увязшие в своих нелепых бытовых передрягах. Описать эти передряги невозможно, поскольку принадлежат они именно жанру рисунка. Но смешно всегда. Рисунки Пескова разгоняют уныние, а сам Песков, озирая жизнь, никогда не откажет себе в удовольствии улыбнуться.

    

- Итак, традиционный вопрос. Виталий, как вы пришли в мир карикатуры и с чего начали?

- Начинал я с Текстильного института, где учился на художника-модельера в начале 60-х, одновременно с Вячеславом Зайцевым. А потом был отправлен в армию, там в армейском клубе пребывал художником-оформителем, много чего рисовал, ну и, конечно же, карикатуры.

    

- Почему же именно карикатуры?

- Потому что нравилось рисовать не то, что есть на самом деле, а именно то, что бывает смешного в любой ситуации, будь то даже самые трагические моменты, даже похороны - во всем ведь есть смешное, так же, как и в смешном всегда есть грустное.

Однажды, собираясь в отпуск в Москву, один сослуживец взял пачку моих рисунков и показал их в журнале "Смена". Так тридцать лет назад карикатуры мои были впервые опубликованы в мартовском номере всесоюзного журнала ЦК ВЛКСМ, и я получил первый баснословный гонорар - 24 рубля... Ну и, демобилизовавшись, я, конечно, пришел в "Смену".

Так началась "моя жизнь в карикатуре".

Потом я учился в Полиграфическом институте; потом был Союзмультфильм, где я делал уже самостоятельные фильмы, потом - ТВ, от которого художнику, как выяснилось, никуда не деться и где я трудился и как мультипликатор, и как художник- постановщик. Выходили всевозможные передачи, оформленные мной, ну и одновременно - публикации моих рисунков всюду, где только можно и где позволяли способности. В это же время были международные выставки с моим участием, премии, дипломы, кубки, приглашения за рубеж, куда никто, конечно, не выпускал (невыездные мы были, художники).

В 1980 году я сделал последний фильм как режиссер и художник-постановщик "Пиф-паф-ой-ей-ей!" (театральные пародии) вместе с Гарри Бардиным, после чего с ТВ ушел и с тех пор работаю на вольных хлебах.

    

- Вы относите себя к какому-нибудь направлению сегодняшнего искусства карикатуры?

- Я не думаю, что в нашей карикатуре есть какие-то виды и направления. Есть просто человек, художник... Вот какой человек - такие и карикатуры. Если хороший - то и рисунки его хорошие, добрые; они могут быть неумелыми, но никогда не будут пошлыми или злыми. Нет, злой человек не может быть карикатуристом, хотя есть у нас и такие, я их знаю. Но профессионал, который понимает карикатуру, всегда отличит: это делал нехороший человек. Может быть, и нельзя сказать, почему нехороший, - но вот не верю я этому человеку.

    

- А как возникает ваш рисунок? Где вы берете ваши бесчисленные темы?

- Это все приходит с опытом. Ведь у любого творческого человека, допустим, актера, можно спросить: ну а как вы смеетесь на сцене? Ему не смешно, а он смеется, а может и заплакать. Просто у него есть обойма приемов. Так и у карикатуристов есть свои профессиональные приемы, как из несмешной, казалось бы, ситуации сделать смешную. В общем, это необъяснимо. Наверное, у меня просто мозги набекрень - я вижу то, что не видят другие. Вот однажды идем мы с приятелем по улице, видим - весы, на которых прохожих взвешивают. Витька и говорит: "Вот, шельма, небось, обвешивает!" Пошли дальше. Я ему: "Спасибо, Вить, картинку мне подарил". - "Какую?" Он даже не понял, что подарил мне уже готовый сюжет. И я нарисовал человека, стоящего на весах, который требует: "Только не обвешивать!" И все.

    

- А где вы нашли ваш излюбленный типаж - этого мужичка с длинным носом-картошкой?

- Да он обкатался в моих рисунках, как камешек на пляже. И этот его носик - все равно что кепочка в шахматную клетку у Олега Попова. Но все это не специально было сделано, а получилось само собой. Он - я его называю Коля - наш человек. Когда я рисую второго его собутыльника - то это Бывалый, а Коля по типажу - Балбес.

    

- Сколько времени вам нужно, чтобы нарисовать картинку?

- Я очень быстро рисую, пять минут - это максимум. Композиция видна мне сразу, и сразу представляешь себе ситуацию: если моя компашка сидит и распивает где-то за столом, то я знаю, в какой квартире они сидят, в какой комнате, какие у них обои, что за окном - я это все вижу мгновенно. Вообще, зрительная память у меня хорошая. Я помню практически все свои карикатуры. Хотя их, наверное, десятки тысяч. И никогда их не повторю. Повториться может лишь техника.

    

- А какая у вас техника?

- Самая примитивная: за две копейки ручка, перо и тушь. А вообще, линеарная техника, одной линией рисую, ну штриховочка еще.

    

- На кого вы ориентируетесь, рисуя ваши сюжеты?

- На себя.

    

- Нет, на какого потребителя ваших картинок?

- Когда на выставке прессы продавались мои книжки, то я видел, что покупали их абсолютно одинаковые люди, определенного возраста и определенной внешности даже. Это была прослойка технической интеллигенции - наверное, сотрудники каких-то НИИ... Во всяком случае, такими мне и представляются мои читатели.

    

- Может быть, расскажете о ваших многочисленных наградах? Я помню, как по ТВ показывали вручение премий "Золотого Остапа" с вашим участием.

- Наград у меня, правда, хватает. Много было международных - в Югославии, Италии, Болгарии. Дважды был лауреатом конкурса "Золотой теленок" "Клуба 12 стульев" в ЛГ; а "Золотого Остапа", ежегодную профессиональную премию деятелей искусства, работающих в области юмора, я действительно получил в 1995 году.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;