Глазунов, Илья Сергеевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Илья Сергеевич Глазунов
Фотография
Дата рождения:

10 июня 1930({{padleft:1930|4|0}}-{{padleft:6|2|0}}-{{padleft:10|2|0}}) (84 года)

Место рождения:

Ленинград, РСФСР, СССР

Гражданство:

СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР → РоссияFlag of Russia.svg Россия

Жанр:

портрет, историческая живопись

Учёба:

ИЖСА

Стиль:

реализм

Награды:
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Орден Трудового Красного Знамени
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Народный художник СССР Народный художник РСФСР
Заслуженный деятель искусств РСФСР
Государственная премия Российской Федерации
Знак отличия «За заслуги перед Москвой»
Орден преподобного Андрея Рублёва I степени
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Илья́ Серге́евич Глазуно́в — советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Академик РАХ (2000). Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Биография[править | править вики-текст]

Images.png Внешние изображения
Image-silk.png Вместе с мамой, 1942 год

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать — Глазунова Ольга Константиновна.

Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли[1]. В 12-летнем возрасте вывезен из осажденного города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона (1951—1957).

В 1956 году женится на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: "которому я обязан буквально всем"[1].

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (дипломная работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ.

В 1981 году — организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

С 1987 года — ректор Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества

Личная жизнь[править | править вики-текст]

  • Вдовец. Будучи женат, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой[2]. Кадочникова вспоминала:

    «Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал…»[3]

  • Супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933 — 24 мая 1986), покончила жизнь самоубийством[4].
    • Сын — Иван Глазунов, художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.
    • Дочь — Вера Глазунова, художник, автор картины «Великая княгиня Елизавета Федоровна перед казнью в Алапаевске».

Творчество[править | править вики-текст]

Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма. («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»)

Общественная деятельность[править | править вики-текст]

  • В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.
  • В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвященный «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.
  • Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.
  • По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Глазунов является её ректором.

Политические взгляды[править | править вики-текст]

Звания, награды[править | править вики-текст]

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»:

Интересные факты[править | править вики-текст]

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 Илья Глазунов: «Вместо диссидента Солженицына мне предложили нарисовать товарища Брежнева, но я... - Газета «ФАКТЫ и комментарии»
  2. Лариса кадочникова: «я иногда думаю, что было бы со мной, останься я с ильей глазуновым. Мне... - Газета «ФАКТЫ и комментарии»
  3. Дочь знаменитой «бесприданницы» лариса кадочникова: «мама привязала меня к кровати и потребовала... - Газета «ФАКТЫ и комментарии»
  4. Александр Арцибашев. Илья Глазунов: «ЖИТЬ В РОССИИ». // Завтра, № 10 (798), 4 марта 2009 г.. Проверено 14 августа 2012. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  5. Описание картины
  6. Илья Глазунов, художник: «Лакеи не могут править страной». Проверено 10 мая 2009. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  7. Андрей Ванденко представляет. Интервью с Ильей Глазуновым. Проверено 10 мая 2009. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  8. Постановление ЦИК РФ № 98/785-6, 9 февраля 2012
  9. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 703 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ I степени Глазунова И. С.»
  10. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 2005 года № 1194 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Глазунова И. С.»
  11. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2000 года № 1090 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Глазунова И. С.»
  12. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1995 года № 533 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников акционерных обществ, предприятий и организаций»
  13. Почётные члены Историко-патриотического объединения «Русское Знамя»
  14. Путин попросил Глазунова нарастить меч князю Олегу // MIGnews.com, 15.06
  15. Владимир Путин заставил Илью Глазунова переписать картину // globalist.org.ua
  16. Книга «Мои печальные победы», Станислав Куняев: "Неожиданно для меня самого мои воспоминания о Вадиме Кожинове из июльского номера «Нашего современника» за 2002 год отозвались драматическим эхом. Может быть, я весьма опрометчиво вспомнил о том, как Илья Глазунов искал у Кожинова понимания и не нашел его, поскольку Вадим считал, что «работы художника последних лет — это китч». Как бы то ни было, но, прочитав «кожиновский номер», Илья Сергеевич позвонил в редакцию и заявил, что больше не желает сотрудничать с «Нашим современником».
  17. «Наш современник ждет другого» «Литературная газета» № 30 (5885) 24 — 30 июля 2002 г., Илья Глазунов Станиславу Куняеву: «Я, как и многие, был знаком с „широко известным в узком кругу“ литературоведом В. Кожиновым, ныне покойным, который был во многом идеологическим цензором-комиссаром органа Союза писателей. О Кожинове мнение было разное. Я был удивлен ложным утверждением Куняева, что мне для „полного счастья“ не хватало признания Кожинова, которого я якобы приглашал на свои выставки, мечтая услышать его восторженное мнение. Должен сказать, что у меня даже не было никогда его телефона и я не стремился к общению с ним, не считая его для себя авторитетом в литературоведении и тем паче в живописи, а также в истории, которой он начал заниматься последние годы своей жизни, став яростным норманистом.»
  18. «Поэзия. Судьба. Россия.» «Наш современник» N7, 2002, Станислав Куняев: "Лишь однажды, будучи в Польше и отвечая на вопрос корреспондента какой-то газеты о Глазунове, он (Кожинов) сказал, что «работы художника последних лет — это китч…»
  19. «Полного счастья не бывает» «Литературная газета», № 32 (5887) 7 — 13 августа 2002 г., Станислав Куняев Илье Глазунову: "Вы же, Илья Сергеевич, лукавите, когда пишете, что «мне безразлично и абсолютно не интересно мнение покойного литературного критика В. Кожинова о моих работах». С чего бы тогда вам столько лет держать в памяти его слова из какой-то польской газетенки о том, что иные Ваши работы исполнены в жанре «китча»? Да и ничего обидного в этом нет. Вадим Валерианович неглупые мысли не раз высказывал о Вашем творчестве. Ну, например, помните: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» Зря Вы пишете, что «у меня даже не было никогда его телефона и я не стремился к общению с ним, не считая его для себя авторитетом в литературоведении и тем паче в живописи, а также в истории». Да были у Вас всегда все наши телефоны: и мои, и Кожинова. Не такой Вы человек, чтобы не иметь их. А если «не считали авторитетом», зачем тогда (позвонив по телефону) приглашали его читать лекции в Суриковском институте? Зачем, когда технари из города Королева уговорили Вадима в 1989 году баллотироваться в народные депутаты СССР (а не «в какие-то городские или районные», как язвительно пишете Вы), подписали предвыборную листовку, гласящую о том, что Кожинов «выдающийся деятель нашей культуры», «честный человек», «борец за „свободу церкви“ и „свободу совести“ и т. д. Вот кем был он для Вас в те времена, а теперь стал „цензором-комиссаром“ и „яростным норманистом“…»

Ссылки[править | править вики-текст]

Мемуары[править | править вики-текст]

Автор мемуаров «Россия распятая». М., 2008. ISBN 978-5-7117-0052-4