Давка на Ходынском поле

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Давка на Ходынском поле
Chodynka.jpg
Ходынка. Акварель Владимира Маковского. 1899 г.
Дата

18 мая 1896 года

Время

06:00—06:15

Место

Ходынское поле (нынешний 1-й Боткинский проезд)

Первый репортёр

В.А.Гиляровский

Снято

Камилл Серф

Участники

Савва Морозов

Погибшие

1379

Травмы

свыше 1300

Похороны

Ваганьковское кладбище, 6-й разряд

Подозреваемый (е)

Московский генерал-губернатор вел. князь Сергей Александрович

Осуждённый (е)

Московский обер-полицмейстер А.А.Власовский

Расходы

90 000 рублей

Ходы́нка, Ходынская катастрофа — массовая давка, происшедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900.

О Ходынском поле[править | править вики-текст]

Памятная коронационная кружка, «Кубок скорбей».

Ходынское поле было достаточно большим (около 1 км²), однако рядом с полем проходил овраг, а на самом поле было много промоин и ям после добычи песка и глины. По свидетельству Гиляровского, ямы остались от металлических павильонов, которые незадолго перед тем были выкопаны и перевезены на торгово-промышленную «Всероссийскую ярмарку» в Нижний Новгород.

Служившее учебным плацем для войск московского гарнизона, Ходынское поле ранее неоднократно использовалось для народных гуляний. По его периметру были построены временные «театры», эстрады, балаганы, лавки, в том числе — 20 деревянных бараков для бесплатной раздачи 30 000 ведер пива и 10 000 ведер мёда и 150 ларьков для раздачи бесплатных сувениров, «царских гостинцев» — 400 000 подарочных кульков, в которых были:

  • памятная коронационная эмалированная кружка с вензелями Их Величеств, высота 102 мм,
Images.png Внешние изображения
«Царские гостинцы»
Image-silk.png Вяземский пряник с гербом. Лицевая сторона[1].
Image-silk.png Вяземский пряник с гербом. Тыльная сторона[1].
Image-silk.png Памятный ситцевый платок. Лицевая сторона с портретами императорской четы[2].
Image-silk.png Памятный ситцевый платок. Тыльная сторона с видом Кремля и Москва-реки[1].
  • фунтовая сайка из крупитчатой муки, изготовленная «Поставщиком двора Его Императорского Величества» булочником Д. И. Филипповым,
  • полфунта колбасы (~200 г)[3],
  • вяземский пряник с гербом в 1/3 фунта,
  • мешочек с 3/4 фунта сластей (6 золотников карамели, 12 золотников грецких орехов, 12 золотников простых орехов, 6 золотников кедровых орехов, 18 золотников александровских рожков, 6 золотников винных ягод, 3 золотника изюма, 9 золотников чернослива)[3],
  • бумажный мешок для сластей с изображениями Николая II и Александры Федоровны,
  • весь сувенир (кроме сайки) завязывался в яркий ситцевый платок, выполненный на Прохоровской мануфактуре, на котором были напечатаны с одной стороны вид Кремля и Москва-реки, с другой стороны — портреты императорской четы[3].

Помимо этого, устроители гуляний предполагали разбрасывать в толпе жетоны с памятной надписью.

События[править | править вики-текст]

Ходынка на карте Москвы 1895 года

Начало гуляния было назначено на 10 часов утра 18 мая, но уже с вечера 17 (29) мая на поле стали прибывать со всей Москвы и окрестностей люди (зачастую семьями), привлечённые слухами о подарках и раздаче ценных монет.

Жертвы давки на Ходынском поле во время торжеств по случаю коронования Николая II. 18 (30) мая 1896 год

В 5 часов утра 18 мая на Ходынском поле в общей сложности насчитывалось не менее 500 тысяч человек.

Когда по толпе прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит, народ ринулся к временным деревянным строениям. 1800 полицейских, специально отряженных для соблюдения порядка во время празднеств, не смогли сдержать натиск толпы. Подкрепление прибыло лишь к следующему утру.

Раздатчики, понимая, что народ может снести их лавки и ларьки, стали бросать кульки с едой прямо в толпу, что лишь усилило сутолоку.

Silk-film.png Внешние видеофайлы
Silk-film.png Видео (21 сек.), которое снял Камилл Серф, журналист братьев Люмьер, где видны незакопанные рвы и давка[4].

О случившемся доложили великому князю Сергею Александровичу и императору Николаю II. Место катастрофы было убрано и очищено от всех следов разыгравшейся драмы, программа празднования продолжалась. На Ходынском поле оркестр под управлением известного дирижёра В. И. Сафонова играл концерт, к 14 часам прибыл император Николай II, встреченный громовым «ура» и пением Народного гимна.

Празднества по случаю коронации продолжились вечером в Кремлёвском дворце, а затем балом на приёме у французского посла. Многие ожидали, что если бал не будет отменён, то, по крайней мере, состоится без государя. По словам Сергея Александровича, хотя Николаю II и советовали не приезжать на бал, царь высказался, что хотя Ходынская катастрофа — это величайшее несчастье, однако не должно омрачать праздника коронации. Николай II открыл бал с графиней Монтебелло (женой посланника), а Александра Фёдоровна танцевала с графом.

Запись в дневнике Николая II: «До сих пор все шло, слава Богу, как по маслу, а сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки*, наперла на постройки и тут произошла страшная давка, причем, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!! Я об этом узнал в 10 1/2 ч. перед докладом Ванновского; отвратительное впечатление осталось от этого известия. В 12 1/2 завтракали и затем Аликс и я отправились на Ходынку на присутствование при этом печальном „народном празднике“. Собственно там ничего не было; смотрели из павильона на громадную толпу, окружавшую эстраду, на которой музыка все время играла гимн и „Славься“. Переехали к Петровскому, где у ворот приняли несколько депутаций и затем вошли во двор. Здесь был накрыт обед под четырьмя палатками для всех волостных старшин. Пришлось сказать им речь, а потом и собравшимся предводителям двор. Обойдя столы, уехали в Кремль. Обедали у Мама в 8 ч. Поехали на бал к Montebello** . Было очень красиво устроено, но жара стояла невыносимая. После ужина уехали в 2 ч.»

Последствия[править | править вики-текст]

Братская могила погибших 18 мая 1896 года на Ваганьковском кладбище Москвы.

Большинство трупов (кроме опознанных сразу на месте и выданных для погребения в свои приходы) было собрано на Ваганьковском кладбище, где проходило их опознание и погребение[5].

По официальным данным на Ходынском поле (и вскоре после инцидента) погибло 1379 человек, ещё несколько сот получили увечья. Императорская семья пожертвовала в пользу пострадавших 90 тыс. рублей, разослала тысячу бутылок мадеры для пострадавших по больницам. 19 мая императорская чета вместе с генерал-губернатором великим князем Сергеем Александровичем посетила Старо-Екатерининскую больницу, где были помещены раненые на Ходынском поле; 20 мая посетили Мариинскую больницу[6].

Мария Федоровна, мать царя, разослала по московским больницам тысячу бутылок портвейна и мадеры для тяжело раненых — из остатков кремлёвских запасов, какие ещё уцелели после трёх недель коронационных балов и банкетов.

Николай Александрович и Александра Феодоровна были подавлены. Первое побуждение — отменить бал и уединиться в молитвах, но дядюшки Императора и министры настояли на своем: отмена бала нанесёт обиду Франции, которая вложила в предстоящий бал столько средств и сил. Императору сказали, что отмена празднеств была бы с дипломатической точки зрения оскорблением, и что бал в честь коронации нужен для упрочения отношений государств. Николай Александрович неохотно согласился, но и сам он, и Александра Феодоровна, и вся Царская Семья провели целый день в московских больницах, навещая раненых. Государь распорядился, чтобы жертвы Ходынки были похоронены в отдельных гробах за его счёт, а не в общей могиле. Он назначил персональные пенсии семьям погибших и покалеченных. Спустя некоторое время Николай Александрович рассказывал, как трудно было им сдерживаться на банкете, как часто приходилось прикладывать к глазам салфетки, чтобы спрятать набегавшие слезы.[источник не указан 178 дней]

Наказаны были московский обер-полицмейстер Власовский и его помощник — оба были сняты с занимаемых должностей. Власовский был «снят с обеспечением пожизненной пенсии в 15 тыс. руб. в год».

В 1896 году на Ваганьковском кладбище на братской могиле был установлен памятник жертвам давки на Ходынском поле по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица с выбитой на нём датой трагедии: «18-го мая •1896•».

Сюжет о Ходынской катастрофе, которой были посвящены опубликованные до 1917 года воспоминания очевидцев, был использован Горьким при написании романа «Жизнь Клима Самгина», упоминается также в иных литературно-художественных и публицистических произведениях, например в романе Бориса Акунина «Коронация, или Последний из Романов».

По современной медицинской терминологии причиной смерти большинства пострадавших была компрессионная асфиксия.

Аналоги[править | править вики-текст]

Подобная трагедия, хотя и в значительно меньших масштабах, случилась в Москве в 1880-е годы во время раздачи милостыни нищим. Тогда погибло около десятка человек из нескольких сотен, участвующих в давке. Происшествие также было описано в репортаже Владимира Гиляровского.

Массовые давки в те годы случались и в Европе. Так, в 1883 году в Сандерленде (Великобритания) при раздаче подарков детям в концертном зале «Виктория-холл» погибли 183 ребёнка[7]. В 1887 году, на торжествах в честь 50-летия правления королевы Виктории в Лондоне, по словам генерала Алексея Куропаткина (со ссылкой на свидетельство герцога Эдинбургского) в массовой давке «было 2500 человек убитых и несколько тысяч раненых…». Хотя сам Куропаткин приводит это свидетельство как косвенное, приведенное третьим лицом скорее в оправдание халатных действий московских властей[8].

Отражение в культуре[править | править вики-текст]

  • Рассказ Льва Толстого, «Ходынка», 1910
  • Рассказ Фёдора Сологуба «В толпе»
  • Описание трагедии дано в книге В. Пикуля «Нечистая сила».
  • Трагедия на Ходынском поле описана в романе Бориса Акунина «Коронация, или Последний из Романов». В нём давка была спровоцирована противником Эраста Фандорина — доктором Линдом.
  • Трагедия на Ходынском поле положена в основу романа «Утоли моя печали» Бориса Васильева.
  • В первой части романа Ю. Бурносова «Революция» из цикла «Этногенез» трагедию спровоцировал один из главных героев — Цуда Сандзо, японский городовой, ранее совершивший покушение на императора.
  • В романе Веры Камши «Зимний Излом» описана схожая ситуация. Вероятно, давка на Ходынском поле послужила прототипом событий в столице Талига.
  • В стихотворении К. Бальмонта «Наш царь» (1906): «…Кто начал царствовать — Ходынкой, // Тот кончит — встав на эшафот».
  • В романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
  • В романе-эпопее Петра Николаевича Краснова «От двуглавого орла к красному знамени» (часть первая, главы XXXIX—XLIII), 1921—1922. Главный герой произведения корнет Александр Саблин принимает участие в подготовке коронационных торжеств, а затем становится очевидцем трагедии, последствия которой определённым образом влияют на его дальнейшую судьбу.

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 3 IMPERIAL CORONATION SOUVENIRS, KERCHIEF AND CAKE, KHODYNKA, MOSCOW MAI 1896. (англ.). Аукцион «Буковский» в Хельсинки. Проверено 6 октября 2014.
  2. Ходынка во время коронации Николая Второго в мае 1896 года на фотографиях. (рус.). kapuchin.livejournal.com. Проверено 6 октября 2014.
  3. 1 2 3 Зимин, Игорь. «Царская работа. XIX — начало XX в. — Повседневная жизнь Российского императорского двора». — Москва: Центрполиграф, 2011. — С. 109. — 142 с. — ISBN 978-5-227-02855-6.
  4. The Last Coronation (фото- и видео-отчёт о последней коронации Российской империи)
  5. Москва 19 мая // С.-Петербургскія Вѣдомости. 21 мая 1896 года, стр. 1.
  6. Государь Императоръ у постели больныхъ // Московскій Листокъ. 21 мая 1896 года, № 141, стр. 2.
  7. Victoria Hall disaster
  8. Из дневников Алексея Куропаткина. 19 мая 1896 года Николай II: Воспоминания. Дневники. СПб., 1994. С. 47—48.)

Литература[править | править вики-текст]

  • Правительственный Вѣстникъ. 21 мая (2 июня) 1896, № 109, стр. 3 (описание народного праздника 18 мая 1896 года и инцидента до его начала).
  • Въ память Священнаго Коронованія Ихъ Императорскихъ Величествъ Николая Александровича и Александры Ѳеодоровны. Со множествомъ иллюстрацій лучшихъ художниковъ. — СПб.: Книгоиздательство Германъ Гоппе, 1896, Часть II, с. 193—194.
  • Народный праздникъ по случаю Священнаго Коронованія Ихъ Императорскихъ Величествъ Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Ѳеодоровны. Описаніе увеселеній на праздникъ. М., 1896 (описание программы «народного праздника» на Ходынском поле — до события).
  • Краснов В. Ходынка. Рассказ не до смерти растоптанного. — Харьков, 1919; 2-е изд. — М.-Л., 1926.
  • Краснов В. Ходынка // Московский альбом: Воспоминания о Москве и москвичах XIX-XX веков. — М.: Наше наследие; Полиграфресурсы, 1997. — С. 141—170. — 560, [32] с. — (Русские мемуары). — ISBN 5-89295-001-8. (в пер.)
  • Гиляровский В. А. Катастрофа на Ходынском поле
  • Зимин, Игорь. Царская работа. XIX — начало XX в. — Повседневная жизнь Российского императорского двора. — Москва: Центрполиграф, 2011. — ISBN 978-5-227-02855-6.
  • Балязин, Вольдемар. Ходынка // Тайны дома Романовых. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2013. — С. 271—273. — ISBN 978-5-373-04687-9.
  • Слюнькова И. Н. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. — М.: Буксмарт, 2013. — 438 с. — ISBN 978-5-906190-9.

Ссылки[править | править вики-текст]