Ахал-текинская экспедиция

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Ахал-текинская экспедиция
Основной конфликт: Присоединение Средней Азии к России
Geoktepe fortress storm.jpg
Дата

1880—1881

Место

Закаспийская область

Итог

Победа России

Изменения

Закаспийская область присоединена к России

Противники
Российская империяRomanov Flag.svg Российская империя Текинцы
Командующие
Михаил Скобелев Тыкма-сердар[1]
Силы сторон
6899 80—90 тыс.
Потери
1502 убитых и раненных неизвестно
Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Аха́л-теки́нская экспеди́ция — военная операция русской армии по покорению племён текинцев, живших в Туркмении, проведённая в 18801881 годах .

История[править | править вики-текст]

К концу XIX века перед Российской империей стояла задача не допустить английской экспансии в Средней Азии. Для этого было необходимо завоевать Туркестан. В этом случае почти весь бассейн Каспийского моря был бы под контролем России.

«Без занятия этой позиции, Кавказ и Туркестан будут всегда разъединены, ибо оставшийся между ними промежуток уже и теперь является театром английских происков, в будущем может дать доступ английскому влиянию к берегам Каспийского моря».

— Военный министр Российской империи Д. А. Милютин[2]

В Туркмении в оазисе «Ахал-Теке» обитали 80—90 тысяч текинцев. Это были природные, смелые воины. Все экспедиции против них до 1879 года были неудачны.

По Туркмении могли двигаться только верблюжьи караваны и войска с верблюжьими обозами, полагая не менее одного верблюда на человека. Нужно пройти с войсками по пустыне, лишённой растительности и воды.

Командующим военной экспедиции против текинцев был назначен генерал Михаил Скобелев. Он составил план, который был утверждён и должен быть признан образцовым. Целью его было нанести решительный удар туркменам-текинцам, населявшим Ахал-текинский оазис. К цели Скобелев решил идти осторожно и сосредоточить столько запасов, сколько необходимо для проведения дела до конца; по мере накопления всего необходимого подаваться вперёд и, когда всё будет готово, решительным боем покончить с текинцами. Со своей стороны узнав о походе русских текинцы решили переселиться в цитадель Денгиль-Тепе (Геок-Тепе) и ограничиться отчаянной защитой только этого пункта.

Подготовка операции[править | править вики-текст]

Скобелев приехал в Чекишляр 7 мая и, прежде всего, приказал перебросить часть войск на Кавказ, чтобы уменьшить число ртов и ускорить накопление запасов. Пришлось привезти 2 млн пудов запасов. По одной линии подвоза была построена Закаспийская железная дорога. Было приобретено 16 тысяч верблюдов для перевозки всего необходимого для 11 тысяч человек с 3 тысячами лошадей и 97 орудиями. 10 мая Скобелев занял Бами и начал устраивать в этом месте опорный пункт, для чего в течение 5 месяцев туда было перевезено 800 тысяч пудов разных запасов. В начале июля Скобелев, с 655 чел. при 10 орудиях и 8 ракетных станках, производил разведку, подходил к Денгиль-Тепе и обстреливал её цитадель. Этим он произвёл сильное впечатление на текинцев, а главное поднял дух вверенных ему войск. Скобелев к 20 декабря сосредотачивает 7100 человек (с нестроевыми) в укреплении Самурское (12 вёрст от Денгиль-Теле) и запасов на 8 тысяч человек до начала марта 1881 года. Не ограничившись этим, он посылает в Персию полковника Гродекова, который заготавливает 146 тысяч пудов необходимых запасов на персидской территории, всего в одном переходе от Денгиль-Тепе. Это должно было обеспечить довольством войска после взятия цитадели.

15 декабря прибыл в Самурское, вследствие ходатайства Скобелева, из Туркестана отряд полковника Куропаткина с 884 чел. с 900 верблюдами. После чего войска начали готовятся к операции.

В цитадели Денгиль-Тепе было 45 тысяч человек, из них защитников 20—25 тысяч; они имели 5 тысяч ружей, множество пистолетов, 1 орудие и 2 зембурека. Текинцы производили вылазки, преимущественно ночью и наносили немалый урон, захватив даже однажды знамя и два орудия. Вместе с орудиями был захвачен бомбардир-наводчик Агафон Никитин, которого текинцы пытались уговорить научить обращаться с орудиями. Несмотря на пытки солдат не согласился и был убит[3].

6 января 1881 года в 200 саженях от угла цитадели, устроена бреш-батарея, вооружённая 12 орудиями. Скобелев готовился к штурму на 10 января, но, вследствие обвала в минной галерее и порчи вентилятора, отложил на 12 января, обещав минёрам при успехе 3 тысячи рублей и 4 ордена на 30 человек.

К полуночи 10—11 числа минная галерея подошла под ров в 2 саженях ниже горизонта, а в ночь на 12-е произведена забивка минных камор. К 12 января Скобелев сосредоточил 4788 пехотинцев, 1043 кавалеристов, 1068 артиллеристов всего 6899 человек при 58 пушках, 5 картечницах и 16 мортирах. Перед штурмом должен был произойти взрыв мины с целью обрушения части стены.

Согласно диспозиции для штурма назначались три колонны:

  • б) полковника Козелкова (8 ½ рот, 2 команды, 3 орудия, 2 ракетных станка и 1 гелиографный) должна овладеть брешью и войти в связь с первой колонной;
  • в) подполковника Гайдарова (4 ½ роты, 2 команды, 1 ½ сотни, 4 орудия, 5 ракетных станка и 1 гелиографный, производящий демонстративную атаку) должна деятельно содействовать двум первым, для чего овладеть Мельничною калою и ближайшими рентраншаментами, действовать усиленным ружейным и артиллерийским огнём по внутреннему пространству цитадели.

Штурм цитадели[править | править вики-текст]

Штурм был произведён 12 января 1881 года. В 11 часов 20 минут дня был произведён взрыв мины. Восточная стена упала и образовала удободоступный обвал. Пыль ещё не улеглась, когда колонна Куропаткина поднялась в атаку.

Подполковнику Гайдарову удалось овладеть западной стеной. Войска теснили неприятеля, который однако оказывал отчаянное сопротивление. После долгого боя текинцы бросились в бегство через северные проходы, за исключением части, которая осталась в цитадели и, сражаясь, погибла. Скобелев преследовал отступающего врага на протяжении 15 вёрст. Русские потери за всю осаду со штурмом составили 1104 человека, а во время штурма было потеряно 398 человек (в том числе 34 офицера). Внутри цитадели были взяты: до 5 тысяч женщин и детей, 500 персов рабов и добыча, оценённая в 6 млн рублей.

Последствия операции[править | править вики-текст]

Вскоре после взятия Геок-Тепе Скобелевым были высланы отряды под начальством полковника Куропаткина; один из них 18 января занял Асхабад, а другой прошёл более чем на 100 вёрст на север, обезоруживая население, возвращая его в оазисы и распространяя воззвание с целью скорейшего умиротворения края.

Вскоре после завершения этой операции в Закаспийских владениях Российской империи установилось мирное положение.

Память[править | править вики-текст]

Медаль «За взятие штурмом Геок-Тепе»
(серебро, аверс)
  • Специально для участников событий была учреждена медаль «За взятие штурмом Геок-Тепе 12 января 1881 года» (1881).
  • 23 февраля 1886 года в Асхабаде был открыт памятник артиллеристам павшим в 1880 и 1881 гг. под Геок-Тепе. Инициаторами возведения памятника были артиллеристы, принимавшие участие в той экспедиции. Памятник был полностью отлит из чугуна, и состоял из колонны на четырёхгранном пьедестале с надписями: на лицевом медальоне ― «Артиллеристам убитым и умершим от ран при осаде и штурме Геок-Тепе с 24 октября 1880 года по 12 января 1881 г.» и на противоположном ― «убиты: генерал-майор Петрусевич, подполковник Мамацев, штабс-капитан Грек; умерли от ран: капитан-лейтенант Зубов, капитан Миткевич-Волчанский, поручик Юренев, подпоручик князь Херхеулидзе»[4].

Литература[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Керсновский А. А. История Русской армии // в 4-х томах. — М., 1993. — Т. 2 (От взятия Парижа до покорения Средней Азии. 1814—1881 гг.). — С. 298. — ISBN 5-7055-0864-6.
  2.  Боевая летопись русского флота., М., Военное издательство министерства вооруженных сил СССР, 1948, С. 260, 492
  3. Бондаренко В. В. «Против своих не пойду»: Агафон Никитин // . — M.: Вече, 2011. — (100 великих). — ISBN 978-5-9533-5509-4.
  4. Памятник в Асхабаде // Исторический вестник : историко-литературный журнал. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1888. — Т. 32. — С. 505.