Крымский поход на Москву (1571)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Крымский поход на Москву
Основной конфликт: Русско-крымские войны
Дата

май 1571

Место

Дикое поле

Итог

Основные цели похода достигнуты
(нанесение ущерба)

Противники
Gerae-tamga.png Крымское ханство

Ногайская Орда

Herb Moskovia-1 (Alex K).svg Русское царство
Командующие
неизвестно неизвестно
Силы сторон
около 40 тысяч[1] 6000 человек
Потери
неизвестно неизвестно
 
Русско-крымские войны
Крымско-ногайские набеги на РусьМосква (1521) – СудбищиАстраханьМосква (1571) – МолодиМосква (1591) – ПерекопКрымские походыАзовские походыпоходы Миниха

Крымский поход на Москву — набег крымского хана Девлет Герая на Москву, закончившийся сожжением российской столицы в мае 1571 года[2].

Весной 1571 года Девлет-Гирей собрал крупное войско. Летопись, преувеличивая его численность, называет 120 тысяч[3]. Основные силы Русского царства в тот момент были связаны Ливонской войной, поэтому «береговые воеводы» на Оке имели в своём распоряжении не более 6 тысяч ратников.

Под Кромами крымская орда «перелезла» Оку и в обход Серпухова, где стоял с опричным войском Иван Грозный, устремилась к Москве. Согласно преданию, тайные броды на Оке указал татарам предатель — Кудеяр Тишенков. Татары зажгли московские посады и Земляной город, начались пожары в Кремле. В окружённые каменными стенами Кремль и Китай-город Девлет-Гирей так и не вошёл. Полк воеводы Михаила Воротынского отбил все атаки татар, а когда хан начал отступление, провожал его до Дикого поля.

Крымский посол рассказывал в Литве, что ханские люди убили в России 60 тысяч человек и ещё столько же увели в полон. Историки (А. А. Зимин, Р. Г. Скрынников) оценивают размер угнанного татарами «полона» примерно в 10 тыс. человек.

Задачи[править | править вики-текст]

Предполагалось осуществить крупный набег с целью грабежа и захвата пленных для последующей продажи в рабство. В сталинское время бытовало следующее мнение: «крымский хан действовал по соглашению с Сигизмундом, об этом знали в Москве сторонники польской интервенции (участники заговора Челяднина-Старицкого), которые все ещё не перевелись, несмотря на казни предшествующего трехлетия; они „не доглядели“ приближения татар, не сумели, или, лучше сказать, не захотели организовать оборону столицы»[4].

Поход[править | править вики-текст]

В самом начале 1571 года под руководством князя Воротынского была предпринята реформа станичной и сторожевой службы, вызванная её неудовлетворительной работой и ложными сообщениями в предыдущем году.

Первоначально крымский хан намеревался ограничиться набегом на Козельские места, но, получив сообщения от русских перебежчиков, его армия обошла серпуховские приокские укрепления с запада и переправившись вброд через Угру, вышла во фланг русской армии, насчитывавшей не более 6000 человек. Сторожевой отряд русских был разгромлен татарами, которые устремились к русской столице, угрожая отрезать пути отступления на север малочисленным русским войскам. Не имея сил остановить наступление врага, воеводы отступили к Москве. Окрестное население также бежало в столицу. Царь Иван IV тем временем выехал в Ростов.

Хан вышел к Москве одновременно с воеводами и разграбил лагерь под Коломенским. 3 июня крымские отряды разорили незащищенные слободы и деревни вокруг Москвы, а затем подожгли предместья столицы. Благодаря сильному ветру огонь быстро распространился по городу. Гонимые пожаром горожане и беженцы бросились к северным воротам столицы. В воротах и узких улочках возникла давка, люди «в три ряда шли по головам один другого, и верхние давили тех, кто были под ними». Земское войско, вместо того, чтобы дать бой татарам в поле или на окраинах города, стало уходить к центру Москвы и, смешавшись с беженцами, утратило порядок; воевода князь Бельский погиб во время пожара, задохнувшись в погребе своего дома. В течение трех часов Москва выгорела дотла. Пожар мешал татарам грабить в предместьях. Осаждать Кремль хан не решился и ушел с множеством пленных, по некоторым данным, до 150 тысяч, услыхав о приближении большого русского войска. На другой день татары и ногайцы ушли по рязанской дороге в степь.

Ущерб[править | править вики-текст]

Оценить количество погибших и захваченных в плен представляется весьма трудным, историки называют цифры от 60 до 150 тысяч уведённых в рабство и от 10 до 80 тысяч погибших при нападении татар на Москву. Учитывая общую численность населения Московского государства в XVI веке, это число представляется завышенным, однако, как бы то ни было, ущерб без сомнения был огромен. Необходимо учитывать и то, что в Москве находились жители окрестных городов, надеявшиеся в столице найти защиту от нашествия татар.

О страшном разорении Москвы свидетельствует и папский легат Поссевино, который насчитывал в 1580 году не более 30 тысяч населения, хотя ещё в 1520 году в Москве было 41500 домов и не менее 100 тысяч жителей.

Значение[править | править вики-текст]

Девлет Герай писал Ивану:

Жгу и пустошу все из-за Казани и Астрахани, а всего света богатство применяю к праху, надеясь на величество божие. Я пришел на тебя, город твой сжег, хотел венца твоего и головы; но ты не пришел и против нас не стал, а ещё хвалишься, что-де я московский государь! Были бы в тебе стыд и дородство, так ты б пришел против нас и стоял.

Ошеломлённый разгромом Иван Грозный в ответном послании ответил, что согласен передать под крымский контроль Астрахань, но Казань вернуть Гиреям отказался:

Ты в грамоте пишешь о войне, и если я об этом же стану писать, то к доброму делу не придем. Если ты сердишься за отказ к Казани и Астрахани, то мы Астрахань хотим тебе уступить, только теперь скоро этому делу статься нельзя: для него должны быть у нас твои послы, а гонцами такого великого дела сделать невозможно; до тех бы пор ты пожаловал, дал сроки и земли нашей не воевал[5]

К татарским послам Иван вышел в сермяге, сказав им: «Видишь-де меня, в чём я? Так-де меня царь (хан) зделал! Все-де мое царство выпленил и казну пожег, дати-де мне нечево царю»[6]. Карамзин пишет, что царь передал Девлет-Гирею по его требованию некоего знатного крымского пленника, который в русском плену принял православие[7][8]. Однако Девлет-Гирей не удовлетворялся Астраханью, требуя Казань и 2000 рублей. Также, окрылённый успехами летней кампании, он выдвинул план полного разгрома и подчинения Русского государства, нашедший поддержку у османской администрации в Стамбуле. И уже в следующем году нападение крымской армии повторилось. Однако битва при Молодях свела на нет успехи крымского хана.

Поход 1571 года наглядно продемонстрировал московскому правительству необходимость строительства каменной стены вокруг Белого города, которую было бы не под силу преодолеть татарской коннице. Белгородская стена была возведена в начале 1590-х гг. правительством царского шурина Бориса Годунова.

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Стороженко А. В. Стефан Баторий и днепровские козакиК.: типография Г. Л. Фронцкевича, 1904. — 327 с. — С. 34.
  2. Isabel de Madariaga. Ivan the Terrible. First Tsar of Russia (New Haven: Yale University Press, 2005), 264.
  3. Новгородская вторая летопись. Год 7080(1572).ПСРЛ т. III, СПб, 1841
  4. Виппер Р. Ю. Иван Грозный — М.−Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1944. — Гл. V. [1]
  5. Соловьёв С. М., — Т. 6. — Гл. 4.
  6. Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.
  7. Карамзин Н. М., — Т. 9. — Гл. 3.
  8. Соловьёв С. М., — Т. 7. — Гл. 1.

Литература[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]