Общество / Выпуск № 82 от 30 июля 2010 г.

87 Химкинский лес: хроника событий

30.07.2010

28 июля

16.30.
В парке им. Льва Толстова — митинг в поддержку вырубки Химкинского леса. Участников — около 200, приехали на трех автобусах «Аэрофлота». Яркие напечатанные плакаты: «Выхлопные газы Ленинградки травят химчан», «Чирикова — Шапокляк», «Москва решает проблемы за наш счет». Стоят довольно уныло. Некоторые из участников митинга опознаны как младшие сотрудники администрации — бухгалтера, секретари, водители.

17.00. На это время запланирована встреча представителей генподрядчика вырубки ПО «Теплотехник» с жителями Химок. На дверях ДК «Родина», где должна проходить встреча, висит объявление о том, что встреча  «перенесена».

У ДК между тем собралось около сотни человек. Посовещавшись, люди решают ехать на новую вырубку рядом с Вашутинским шоссе, обнаруженную накануне.

Позже представитель «Теплотехника» заявит, что химкинская администрация отказалась предоставить под встречу помещение.

18.00. Новая вырубка находится рядом с дорогой, отходящей от Вашутинского шоссе к садоводческому товариществу «Исток». С одной стороны дороги уже тянется вырубленная просека, с другой просеку только начали. Там же стоит техника, лагерь порубщиков. Вход на просеку огорожен металлическим заграждением, которое обычно используется на митингах.  Цепь охранников «Витязь», цепь сотрудников оперативного полка УВД Московской области (их можно опознать по черным беретам). За их спинами — химкинская милиция. Милиции очень много. На дороге припаркованы десяток милицейских машин и машин ДПС.

Химчане требуют предоставить им порубочные билеты. Потом — просто позвать представителей порубщиков. Но охранники просто поворачиваются к ним спиной.

18.20. На место вырубки удается пробраться лидеру «Яблока» Сергею Митрохину — в обход, через лес. Через некоторое время его выводят на трассу сотрудники милиции. Митрохин делится впечатлениями: «Две лесоповалочных машины, очень много рабочих, генератор. Милиционеры живут в трех армейских палатках». Документы на вырубку Митрохину получить не удалось.

19.20. Экологи посылают в разведку трех человек — оценить масштабы вырубки. Идем с ними. В конце просеки к нам выходит парень в маске от гриппа:

 — Что вы тут делаете?

 — А вы?

Наконец парень представился: «Андрей, антифашист».

 — Мы пришли сюда убивать или умирать.

В отдалении на бревнах сидят еще семь парней. Поясняют ситуацию: они «антифашисты из города Чехова», собираются «прыгнуть» — напасть на сотрудников милиции, охраняющих стройку. О ситуации вокруг Химкинского леса узнали сутки назад: «У вас тут мясо (фанаты «Спартака». — Ред.) по стройке гуляет, а это неправильно».

Андрей все больше нервничает: нет связи с координатором. То и дело из леса выходят новые парни в масках и без. Их уже около 15 человек.

 — Но все равно слишком мало. Менты нас повалят. Вы можете помочь людьми?

 — Нет, — удивляются экологи. — У нас мирный протест вообще-то.

Через двадцать минут появляется милиция. Около 20 милиционеров медленно идут цепью через вырубку. «Атас, менты», — кричат «антифашисты» и убегают. Милиционеры за ними не бегут, а выводят нас с вырубки.

Позже выяснится, что эти «антифашисты» напали на эколога Михаила Матвеева. Помяли его, отобрали карту и батарейки из фотоаппарата.

20.00. На другой стороне дороги, прямо на вырубленной просеке, экологи разбивают пару палаток. Милиция им не препятствует.

20.10. О нападении на химкинскую администрацию защитники леса узнают от милиционеров, стоящих в оцеплении.

22.00. Большинство экозащитников расходятся, чтобы вернуться завтра в одиннадцать. Дежурить у вырубки остается десяток активистов и пять журналистов — «Новая газета», «Известия», «Комсомольская правда», «Газета.ру».

22.30. К экозащитникам подходят около 40 сотрудников милиции. Окружают палатки: «Собирайте ваш лагерь. Есть постановление губернатора». Активисты начинают собирать палатки. Милиционеры уточняют: «Грузите прямо в автобус».

Майор что-то проговаривает по рации и инструктирует остальных: «Берем всех». Активистов и журналистов заталкивают в автобус. Видно, что милиционеры стараются вести себя корректно.

Под шумок в автобус запихали и своего коллегу в штатском, но тут же отпустили.

23.00. 2-й отдел Химкинского УВД. Задержанных выходит встречать начальник 2-го отдела. Говорит: «У нас есть вопросы не только по лесу, но и по безобразиям, которые сейчас в городе произошли». Задержанных журналистов отпускают сразу же — к ним «вопросов нет». Отпускают и двоих активистов, у которых нет с собой документов. В отделение уводят 9 человек.

0.10. Начинают писать протоколы.  Рядовым активистам вменяют неповиновение сотрудникам милиции (ст. 19.3 АК), а Евгении Чириковой — обвинение в организации несанкционированного митинга (ст. 20.2 АК).

В протоколах сотрудники милиции пишут, что активисты разожгли на вырубке костер, а на требования милиции огонь затушить «ответили грубым отказом».

Вспоминаем: костер действительно был — точнее, чуть тлеющее пепелище. Предположительно его оставили порубщики. Активисты сами сообщили об опасности возгорания сотрудникам милиции за два часа до задержания.

2.00. Активистам запрещено разговаривать по телефону. Пару раз удается дозвониться до Евгении Чириковой, и она успевает сказать пару слов в трубку:  «Тут очень душно, многим плохо. Лене Максимовой нужен валидол, а ей не дают».

В три часа ночи Чирикову подвергли досмотру: «Меня просто раздели. Это было очень унизительно». В отделении они проведут 12 часов.

12.10. Защитников леса доставили в Химкинский мировой суд.

Комментарий

Евгения Чирикова
, лидер Движения в защиту Химкинского леса:

— Мы очень давно предупреждали разработчиков проекта трассы и наших химкинских чиновников, что вырубка Химкинского леса вызовет серьезный социальный протест. Но они продолжали тупо продавливать этот проект трассы, игнорируя мнение общества, заключения специалистов, фальсификацию материалов к проекту и отсутствие разрешений на вырубку. В течение трех лет происходило публичное нарушение закона, и это привело к закономерному итогу.

Я не знаю, кто вчера громил администрацию. Лично я не одобряю такого способа протеста. Мне кажется, что борьба должна быть мирная — пикеты, митинги, письма, суды. Но ответственность за нападение на администрацию лежит на людях, которые разрабатывали и продвигали именно этот проект трассы. Также непосредственно ответственны первые лица государства, к которым обратились свыше двадцати тысяч их граждан и которые до сих пор не нашли возможности вмешаться в катастрофическую ситуацию вокруг Химкинского леса.





Этот материал вышел в номере

Опрос

Как на вас сказывается экономический кризис: Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Crowdynews