Оборона Брестской крепости

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Оборона Брестской крепости
Основной конфликт: Операция «Барбаросса»
Brest-krepost.jpg
Защитники Брестской крепости, картина Петра Кривоногова
Дата

22 июня30 июня (1516 августа) 1941

Место

Брестская крепость, Белорусская ССР

Итог

Взятие крепости

Противники
Флаг СССР СССР Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Третий Рейх
Командующие
Флаг СССР майор Пётр Гаврилов,
Флаг СССР капитан Иван Зубачёв,
Флаг СССР полковой комиссар Ефим Фомин
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой генерал-майор Фриц Шлипер
Силы сторон
на начало штурма:
9000
на начало штурма:
17000
Потери
больше 2000 убитых, ок. 7000 пленных[1], в том числе ок. 100 командиров Данные СССР:

ок.750 убитых, в том числе ок. 35 офицеров
ок. 700 раненых[2], в том числе ок. 30 офицеров

Данные Германии:

429 убитых,

670 раненых [3]

Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе
 
Великая Отечественная война

Вторжение в СССР Карелия Заполярье Ленинград Ростов Москва Горький Севастополь Барвенково-Лозовая Демянск Ржев Харьков Воронеж-Ворошиловград Сталинград Кавказ Великие Луки Острогожск-Россошь Воронеж-Касторное Курск Смоленск Донбасс Днепр Правобережная Украина Крым Белоруссия Львов-Сандомир Яссы-Кишинёв Восточные Карпаты Прибалтика Курляндия Бухарест-Арад Болгария Белград Дебрецен Гумбиннен-Гольдап Будапешт Апатин-Капошвар Польша Западные Карпаты Восточная Пруссия Нижняя Силезия Восточная Померания Моравска-Острава Верхняя Силезия Балатон Вена Берлин Прага

 
Операция «Барбаросса»

Оборо́на Бре́стской кре́пости в ию́не 1941 го́да — одно из первых сражений Великой Отечественной войны.

Накануне войны[править | править вики-текст]

23-2013-06-22-m.jpg

К 22 июня 1941 года в крепости располагалось 8 стрелковых и 1 разведывательный батальон, 2 артиллерийских дивизиона (ПТО и ПВО), некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознамённого Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, несколько подразделений 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД, штабы частей (штабы дивизий и 28-го стрелкового корпуса располагались в Бресте), всего не менее 9 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).

По словам генерала Л. Сандалова, «дислокация советских войск в Западной Белоруссии вначале не была подчинена оперативным соображениям, а определялась наличием казарм и помещений, пригодных для размещения войск. Этим, в частности, объяснялось скученное расположение половины войск 4-й армии со всеми их складами неприкосновенных запасов (НЗ) на самой границе — в Бресте и бывшей Брестской крепости»[4]. По плану прикрытия 1941 г. 28-й стрелковый корпус в составе 42-и и 6-й стрелковых дивизий должен был организовать оборону на широком фронте на подготавливаемых позициях в Брестском укреплённом районе.[5].Из числа войск, размещавшихся в крепости, для её обороны предусматривался лишь один стрелковый батальон, усиленный артдивизионом.[6].

Штурм крепости, города Бреста и захват мостов через Западный Буг и Мухавец был поручен 45-й пехотной дивизии генерал-майора Фрица Шлипера (около 17 тысяч человек) с частями усиления и во взаимодействии с частями соседних соединений (в том числе включая мортирные дивизионы, приданные 31-й и 34-й пехотным дивизиям 12-го армейского корпуса 4-й немецкой армии и используемые 45-й пд в течение первых пяти минут артиллерийского налета), в общей сложности до 20 тысяч человек. Но если быть точными, то Брестскую крепость штурмовали не немцы, а австрийцы. В 1938 году, после аншлюса (присоединения) Австрии к Третьему рейху, 4-я австрийская дивизия была переименована в 45-ю пехотную дивизию вермахта — ту самую, что перешла границу 22 июня 1941 года.

Штурм крепости[править | править вики-текст]

Кроме дивизионной артиллерии 45-й пехотной дивизии вермахта для артиллерийской подготовки были привлечены девять легких и три тяжелых батареи, батарею артиллерии большой мощности (две сверхтяжёлые 600-мм самоходные мортиры «Карл»[7]) и дивизион мортир. Кроме того, командующий 12-м армейским корпусом сосредоточил по крепости огонь двух дивизионов мортир 34-й и 31-й пехотных дивизий. Приказание о выводе из крепости частей 42-й стрелковой дивизии, отданное лично командующим 4-й армией генерал-майором А.А. Коробковым начальнику штаба дивизии по телефону в период с 3 часов 30 минут до 3 часов 45 минут, до начала военных действий не успели выполнить.[4]

22 июня в 3:15 (4:15 по советскому «декретному» времени) по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, повреждён водопровод (со слов выживших защитников, вода в водопроводе отсутствовала ещё за два дня до штурма), прервана связь, нанесён серьёзный урон гарнизону. В 3:23 начался штурм. Непосредственно на крепость наступали до полутора тысяч человек пехоты из трёх батальонов 45-й пехотной дивизии . Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Штурмовой отряд немцев, наступавший через Тереспольское укрепление, первоначально не встретил серьёзного сопротивления и, пройдя Цитадель, передовыми группами вышел на Кобринское укрепление. Однако оказавшиеся в тылу немцев части гарнизона перешли в контратаку, расчленив и частично уничтожив атакующих.

Немцы в Цитадели смогли закрепиться лишь на отдельных участках, включая господствующее над крепостью здание клуба (бывшая церковь Св. Николая), столовую командного состава и участок казармы у Брестских ворот. Сильное сопротивление они встретили на Волынском и, особенно, на Кобринском укреплении, где дело доходило до штыковых атак.

К 7:00 22 июня 42-я и 6-я стрелковые дивизии покинули крепость и г. Брест[8], однако множеству военнослужащих этих дивизий так и не удалось выбраться из крепости. Именно они и продолжали сражаться в ней. По оценкам историка Р. Алиева, из крепости вышло около 6 тыс. человек, а осталось в ней около 9 тыс.[9] По другим данным, на 22 июня в крепости находилось лишь от 7 до 8 тысяч человек, так как часть личного состава обоих дивизий была вне крепости – в летних лагерях, на учениях, на строительстве Брестского укрепрайона (сапёрные батальоны, инженерный полк, по одному батальону от каждого стрелкового полка и по дивизиону от артиллерийских полков)[6].

Из боевого отчета о действиях 6-й стрелковой дивизии:

В 4 часа утра 22 июня был открыт ураганный огонь по казармам, по выходам из казарм в центральной части крепости, по мостам и входным воротам и домам начальствующего состава. Этот налет внес замешательство и вызвал панику среди красноармейского состава. Командный состав, подвергшийся в своих квартирах нападению, был частично уничтожен. Уцелевшие командиры не могли проникнуть в казармы из-за сильного заградительного огня, поставленного на мосту в центральной части крепости и у входных ворот. В результате красноармейцы и младшие командиры без управления со стороны средних командиров, одетые и раздетые, группами и поодиночке, выходили из крепости, преодолевая обводный канал, реку Мухавец и вал крепости под артиллерийским, минометным и пулеметным огнем. Потери учесть не было возможности, так как разрозненные части 6-й дивизии смешались с разрозненными частями 42-й дивизии, а на сборное место многие не могли попасть потому, что примерно в 6 часов по нему уже был сосредоточен артиллерийский огонь.

Л.Сандалов.Боевые действия войск 4-й армии в начальный период Великой Отечественной войны

К 9 часам утра крепость была окружена. В течение дня немцы были вынуждены ввести в бой резерв 45-й пехотной дивизии (135пп/2), а также 130-й пехотный полк, первоначально являвшийся резервом корпуса, таким образом доведя группировку штурмующих до двух полков.

По рассказу австрийского рядового СС Хайнца Генрика Гарри Вальтера:

Русские не оказали сильного сопротивления, в первые дни войны мы взяли крепость под свой контроль, но русские не сдавались и продолжали вести оборону. Наша задача была захватить весь СССР к январю-февралю 1942. Но всё-таки крепость держалась непонятно за счёт чего. Я получил ранение в перестрелке в ночь с 28 на 29 июня 1941. Мы выиграли перестрелку, но я не помню что там было. Захватив крепость, мы устроили пир в городе[источник не указан 166 дней].

Оборона[править | править вики-текст]

Майор П. М. Гаврилов

В ночь на 23 июня, отведя войска на внешние валы крепости, немцы начали артобстрел, в перерывах предлагая гарнизону сдаться. Сдалось около 1900 человек. Тем не менее, 23 июня остававшимся защитникам крепости удалось, выбив немцев из примыкающего к Брестским воротам участка кольцевой казармы, объединить два наиболее мощных из остававшихся на Цитадели очагов сопротивления — боевую группу 455-го стрелкового полка, возглавляемую лейтенантом А. А. Виноградовым и капитаном И. Н. Зубачёвым, и боевую группу так называемого «Дома офицеров» (подразделениями, сосредоточившимися здесь для намечаемой попытки прорыва, руководили полковой комиссар Е. М. Фомин, старший лейтенант Щербаков и рядовой Шугуров (ответственный секретарь комсомольского бюро 75-го отдельного разведывательного батальона).

Встретившись в подвале «Дома офицеров», защитники Цитадели попытались скоординировать свои действия: был подготовлен датированный 24 июня проект приказа № 1, в котором предлагалось создать сводную боевую группу и штаб во главе с капитаном И. Н. Зубачёвым и его заместителем полковым комиссаром Е. М. Фоминым, подсчитать оставшийся личный состав. Однако на следующий же день внезапной атакой немцы ворвались в Цитадель. Большая группа защитников Цитадели во главе с лейтенантом А. А. Виноградовым пыталась прорваться из Крепости через Кобринское укрепление. Но это окончилось неудачей: хотя группе прорыва, разделившейся на несколько отрядов, удалось вырваться за главный вал, её бойцы были пленены или уничтожены подразделениями 45-й пехотной дивизии, занимавшими оборону у огибавшего Брест шоссе.

К вечеру 24 июня немцы овладели большей частью крепости, за исключением участка кольцевой казармы («Дом офицеров») возле Брестских (Трёхарочных) ворот Цитадели, казематов в земляном валу на противоположном берегу Мухавца («пункт 145») и расположенного на Кобринском укреплении так называемого «Восточного форта» (его обороной, состоявшей из 400 бойцов и командиров Красной Армии, командовал майор П. М. Гаврилов). В этот день немцам удалось пленить 1250 защитников крепости. Последние 450 защитников Цитадели были пленены 26 июня после подрыва нескольких отсеков кольцевой казармы «Дома офицеров» и пункта 145, а 29 июня, после сброса немцами авиабомбы весом в 1800 кг, пал Восточный форт. Однако окончательно зачистить его немцам удалось лишь 30 июня (из-за начавшихся 29 июня пожаров).

Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы, собиравшиеся в группы и вновь рассеивавшиеся и погибавшие, либо пытавшиеся прорваться из крепости и уйти к партизанам в Беловежскую пущу (некоторым это удалось). Майор П. М. Гаврилов был пленён раненым в числе последних — 23 июля[10] Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41». Существуют свидетельства о сопротивлении одиночных советских военнослужащих в казематах крепости вплоть до августа 1941 г.[11], перед посещением крепости А. Гитлером и Б. Муссолини. Также известно, что камень, который А. Гитлер взял из развалин моста, был обнаружен в его кабинете уже после окончания войны[12]. Для устранения последних очагов сопротивления германское верховное командование отдало приказ затопить подвалы крепости водой из реки Западный Буг[12].

Немецкими войсками в крепости было взято в плен около 7 тыс. советских военнослужащих (по донесению командира 45-й дивизии генерал-лейтенанта Шлипера, на 30 июня было взято в плен 101 офицеров, 7122 младших командиров и бойцов[13]), около 2 тыс. советских военнослужащих погибло в крепости.[9]

Суммарные потери немцев в Брестской крепости составили до 5 % от общих потерь вермахта на Восточном фронте за первую неделю войны[14].

Извлечённый опыт. 1. Короткий сильный артогонь по старым крепостным кирпичным стенам, скрепленным бетоном, глубоким подвалам и ненаблюдаемым убежищам не даёт эффективного результата. Необходим длительный прицельный огонь на уничтожение и огонь большой силы, чтобы основательно разрушить укреплённые очаги.

Ввод в действие штурмовых орудий, танков, и др. очень затруднён из-за ненаблюдаемости многих убежищ, крепости и большого количества возможных целей и не даёт ожидаемых результатов из-за толщины стен сооружений. В частности, для таких целей не приспособлен тяжёлый миномёт.

Превосходным средством для морального потрясения находящихся в укрытиях является сбрасывание бомб крупного калибра.

2. Наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови. Это простая истина ещё раз доказана при взятии Брест-Литовска. К сильным ошеломляющим средствам морального воздействия относится также тяжёлая артиллерия.

3. Русские в Брест - Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе.

Боевое донесение командира 45-й дивизии генерал-лейтенанта Шлипера о занятии крепости Брест-Литовск, 8 июля 1941 г.

Память о защитниках крепости[править | править вики-текст]

Памятник защитникам Брестской крепости и Вечный огонь

Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 года под Орлом. В конце 1940-х годов в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные исключительно на слухах. В 1951 году при разборе завалов казармы у Брестских ворот был найден приказ № 1. В том же году художник П. Кривоногов написал картину «Защитники Брестской крепости».

Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку С. С. Смирнову, а также поддержавшему его инициативу К. М. Симонову. Подвиг героев Брестской крепости был популяризован С. С. Смирновым в книге «Брестская крепость» (1957, расширенное издание 1964, Ленинская премия 1965). После этого тема обороны Брестской крепости стала важным символом Победы[15].

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1971 года крепость является мемориальным комплексом. На её территории выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.

В искусстве[править | править вики-текст]

Художественные фильмы[править | править вики-текст]

Документальные фильмы[править | править вики-текст]

Художественная литература[править | править вики-текст]

  • Ошаев Х. Д. Брест — орешек огненный. — М.: Книга, 1990. — 141 с.
  • Смирнов С. С. Брестская крепость. — М.: Молодая гвардия, 1965. — 496 с.

Песни[править | править вики-текст]

  • «Для героев Бреста смерти нет» — песня Эдуарда Хиля.
  • «Брестский трубач» — музыка Владимира Рубина, слова Бориса Дубровина.

Интересные факты[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Кристиан Ганцер: Немецкие и советские потери как показатель продолжительности и интенсивности боев за Брестскую крепость // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць. Выпуск 12. Мінск 2014, с. 44-52, с. 48-50.
  2. Кристиан Ганцер: Немецкие и советские потери как показатель продолжительности и интенсивности боев за Брестскую крепость // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць. Выпуск 12. Мінск 2014, с. 44-52, с. 48-50, с. 45-47.
  3. [1]
  4. 1 2 Л.Сандалов.Боевые действия войск 4-й армии в начальный период Великой Отечественной войны
  5. Л.Сандалов.Боевые действия войск 4-й армии в начальный период Великой Отечественной войны
  6. 1 2 Канун и начало войны
  7. Мортира КАРЛ
  8. Боевое донесение штаба 4-й армии № 05 к 11:55 22 июня 1941 г.
  9. 1 2 Брестская крепость//передача радиостанции "Эхо Москвы"
  10. Последние очаги сопротивления
  11. «Я умираю, но не сдаюсь». Когда погиб последний защитник Брестской крепости
  12. 1 2 Albert Axell, Russia’s Heroes, 1941-45, Carroll & Graf Publishers, 2002, ISBN 0-7867-1011-X, Google Print, p.39-40
  13. Боевое донесение командира 45-й дивизии генерал-лейтенанта Шлипера о занятии крепости Брест-Литовск, 8 июля 1941 г.]
  14. Jason Pipes, 45.Infanterie-Division, Feldgrau.com — research on the German armed forces 1918—1945
  15. Защита Брестской крепости стала первым подвигом советских бойцов в Великой Отечественной войне lenta.ru

Литература[править | править вики-текст]

Исторические исследования[править | править вики-текст]

  • Алиев Р. В. Штурм Брестской крепости. — М.: Эксмо, 2010. — 800 с. — ISBN 978-5-699-41287-7. Рецензия на книгу Алиева (на белорусском языке)
  • авторы Алиев Р., Рыжов И. — 2012 — «Брест. Июнь. Крепость», видеопрезентация книги
  • Крыстыян Ганцэр, Алена Пашковіч: «Гераізм, трагізм, мужнасьць.» Музей абароны Берасьцейскай крэпасьці.//ARCHE пачатак № 2/2013 (чэрвень 2013), с. 43-59.[2]
  • Кристиан Ганцер: Переводчик виноват. Влияние перевода на восприятие исторических событий (на примере отчета генерал-майора Фрица Шлипера о боевых действиях по захвату Брест-Литовска) // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць. Выпуск 13. Мінск 2015, с. 39-45. [3]
  • Кристиан Ганцер: Немецкие и советские потери как показатель продолжительности и интенсивности боев за Брестскую крепость. // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць. Выпуск 12. Мінск 2014, с. 44-52. [4]
  • Christian Ganzer: «Remembering and Forgetting: Hero Veneration in the Brest Fortress.» // Siobhan Doucette, Andrej Dynko, Ales Pashkevich (ed.): Returning to Europe. Belarus. Past and Future. Warsaw 2011, стр. 138—145. на английском на беларусском
  • Christian Ganzer: «Czy „legendarna twierdza“ jest legendą? Oborona twierdzy brzeskiej w 1941 r. w świetle nieme­ckich i austriackich dokumentów archiwalnych.» // Wspólne czy osobne? Miesca pamięci narodów Europy Wschodniej. Białystok/Kraków 2011, стр. 37-47. [5]
  • Christian Ganzer, Alena Paškovič: «Heldentum, Tragik, Kühnheit.» Das Museum der Verteidigung der Brester Festung." // Osteuropa 12/2010, стр. 81-96. [6]
  • David R. Marples and Per Anders Rudling. War and Memory in Belarus: The Annexation of the Western Borderlands and the Myth of the Brest Fortress, 1939-41 // Białoruskie Zeszyty Historyczne (Беларускі гістарычны зборнік). — Vol. 32 (December 2009). — PP. 225—244 (белорусскоязычная версия: Дэвід Р. Марплз, Пэр Андэрс Рудлінг. Вайна і гістарычная памяць у Беларусі: далучэньне заходніх абласьцей і міт пра Берасьцейскую крэпасьць // ARCHE. — 2010. — № 5(92). — С. 11-60.).

Ссылки[править | править вики-текст]


  • Глязер М. Во главе обороны. sb.by — газета «Советская Белоруссия» (22 июня 2004 года). Проверено 27 мая 2012.