ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ИГРА ЦИФР

06.07.20151354

Принять участие в предстоящих президентских выборах готовы более 70% граждан Беларуси. Такие данные опроса, проведенного Центром социологических и политических исследований БГУ, озвучил директор центра Д. Ротман в телевизионной программе "Главный эфир" 28 июня.

Как следует из граф. 1, данные официальных социологов по ожидаемой явке на предстоящих в октябре президентских выборах совпадают с данными НИСЭПИ. При этом следует подчеркнуть, что желание голосовать у сторонников А. Лукашенко существенно выше, чем у его противников – 86.7% vs. 53.5%.

В декабре 2010 г. явка составила 87-88%. Означает ли это, что на предстоящих выборах белорусы будут голосовать не столь активно? Однозначно на этот вопрос сегодня ответить нельзя. Время для мобилизации электората у власти еще есть. Но сегодня нельзя исключить и проведения выборов в "скучном режиме". По крайней мере, отсутствие успехов в экономике будет к этому подталкивать.
Относительно низкий уровень электоральной активности парадоксальным образом сочетается с повышенным вниманием к политическим событиям (табл. 1). Впрочем, у этого парадокса имеется простое объяснение – события в Украине. Следует обратить внимание на рост с 28% до 44.5% доли респондентов, обсуждающих политические события с друзьями. Несложно догадаться, что в списке актуальных политических событий предстоящие президентские выборы находятся далеко не на первом месте. По другим видам политической активности (кроме голосования на выборах) прироста, выходящего за пределы статистической погрешности, не произошло. Т.е. все увеличение интереса к политике ушло в свисток или в "бла-бла-бла", как говорят в Америке.
 
Таблица 1. Динамика ответов на вопрос: "Если Вы интересуетесь политикой, то в чем проявляется этот интерес?", % (возможно более одного ответа)
Вариант ответа
03'09
06'15
Голосую на выборах
48.9
68.5
Внимательно слежу за информацией о политических событиях
31.0
34.7
Обсуждаю политические события с друзьями
28.0
44.5
Участвую в политических акциях, демонстрациях, митингах, пикетах, забастовках
2.4
3.6
Участвую в организации и проведении избирательных кампаний
2.1
3.7
Подписываю письма, обращения
1.5
2.7
Присутствую на мероприятиях какой-либо политической партии (движения)
1.1
–*
Являюсь членом политической партии (движения)
1.0
2.4
Политикой не интересуюсь вообще
26.5
–*
* Данные варианты ответов не предлагались
 
О преобладании внешнеполитической тематики над внутриполитической свидетельствует, в частности, уровень осведомленности "говорунов" о выступлении А. Лукашенко с посланием 29 апреля. Сравните: осведомленность в целом по выборке – 61.1%, среди "говорунов" – 64.6%!
Прирост на 20 пунктов ответов в строке "Голосую на выборах" нуждается в пояснении, сформулировать которое не так-то просто. Удивляют не 68.5% в июне 2015 г., что незначительно отличается от продекларированной явки (71.4%), а 48.9% в марте 2003 г.
При ответе на открытый вопрос "Если бы завтра снова состоялись выборы президента Беларуси, за кого бы Вы проголосовали?" только шесть потенциальных кандидата сумели получить более 3% голосов, т.е. превысить статистическую погрешность: А. Лукашенко – 38.6%, Н. Статкевич – 5%, В. Некляев – 4.7%, А. Лебедько – 4.2%, С. Гайдукевич – 3.9% и С. Калякин – 3.1%.
В июне был задан и закрытый вопрос (табл. 2). Результат получился близким. Все тем же шестерым политикам удалось превысить 3-процентный символический рубеж. Опыт предыдущих президентских избирательных кампаний показывает, что электоральная база оппозиционных кандидатов достаточно устойчива (25-30%). Есть все основания ожидать аналогичного уровня поддержки и на предстоящих в октябре выборах. И это без учета "понижающего коэффициента", который может сформироваться за счет низкой явки.
 
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: "Приближаются очередные выборы президента Республики Беларусь. Некоторые политики и общественные деятели уже заявили (или, возможно, заявят) о намерении выдвинуть на них свою кандидатуру. Если их имена окажутся в избирательном бюллетене, за кого бы Вы проголосовали?"
Вариант ответа
%
Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь
38.6
Николай Статкевич, лидер незарегистрированной социал-демократической партии "Народная Грамада", кандидат в президенты на выборах 2010 г., сейчас отбывает тюремное заключение
6.5
Владимир Некляев, поэт, кандидат в президенты на выборах 2010 г., инициатор создания движения "За государственность и независимость Беларуси"
5.7
Сергей Гайдукевич, председатель Либерально-демократической партии, кандидат в президенты на выборах 2001 и 2006 гг.
5.4
Анатолий Лебедько, председатель Объединенной гражданской партии
5.4
Сергей Калякин, председатель Белорусской партии левых "Справедливый мир"
4.4
Александр Прушинский, граф, в прошлом – гражданин Польши и Канады, затем переехал в Беларусь
2.6
Елена Анисим, заместитель председателя Общества белорусского языка (Таварыства беларускай мовы) имени Ф. Скорины
2.4
Татьяна Короткевич, кандидат от кампании "Народный референдум"
2.2
За иного кандидата
12.0
НО
14.8
 
Уровень электоральной поддержки оппозиционных кандидатов на президентских выборах традиционно в полтора-два раза превышает рейтинг доверия оппозиционных партий. В июне относительно марта он снизился на 5.4 пункта – с 18.8% до 13.4%. Снижение статистически значимое, и, тем не менее, искать ему объяснение не имеет особого смысла.
Не следует забывать и об Аномалии-2015. Голосов оппозиционным кандидатам она явно не добавит, что подтверждает динамика ответов на вопрос граф. 2. Доля респондентов, готовых поддержать на выборах кандидатов от демократической оппозиции, в июне 2015 г. оказалась минимальной. Но и А. Лукашенко относительно сентября 2005 г. потерял 10% своих потенциальных избирателей. Однако все это не более чем игра цифр, если вспомнить о белорусской специфике подсчета голосов.

Декларация готовности к диалогу в обществе, учитывая высокий уровень поддержки респондентами заявления А. Лукашенко "Нам конфронтация внутри станы абсолютно не нужна. Поэтому надо разговаривать со всеми" (61.2%), на фоне кровавых событий в Украине выглядит вполне закономерной. Только 9.9% респондентов в июне согласились с тем, что уличные протесты можно рассматривать в качестве источника желанных перемен, в то время как за выборы высказалось 49%, а за референдум – 27.9%.
Проблема противостояния авторитарной власти – это лишь во вторую очередь проблема политической оппозиции, а в первую очередь – проблема общества. Политика, как отмечал немецкий политолог К. Шмитт, возникает там, где некоторая общность усматривает себя как единство через определенного рода организацию коллективных действий.
Такая общность в настоящий момент в Беларуси отсутствует. Одна из причин, блокирующая организацию коллективных действий, – низкий уровень социального капитала, о чем свидетельствует динамика ответов на вопрос граф. 3. Для сравнения, по данным мирового исследования World Values Survey (всемирный обзор ценностей), 74% норвежцев считают, что другим людям можно доверять.

Базовым социальным типом в Беларуси по-прежнему остается "человек советский", человек, сформированный в условиях репрессивного государства. Его ценности сформировались в мире, где высоко котировалось умение изготовить заточку из алюминиевой ложки. Но у него отсутствуют базовые навыки общественной жизни, которая строится не на борьбе всех против всех, а на взаимопомощи, обмене услугами и доверии.