Коморовский, Тадеуш

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Тадеуш Коморовский
Tadeusz Komorowski
Tadeusz Bor Komorowski.jpg
Прозвище

Бур

Дата рождения

1 июня 1895(1895-06-01)

Место рождения

село Хоробров, Галиция и Лодомерия, Австро-Венгрия

Дата смерти

24 августа 1966(1966-08-24) (71 год)

Место смерти

Лондон, Великобритания

Принадлежность

Флаг Австро-Венгрии Австро-Венгрия (С 1913 до 1918)
ПольшаFlag of Poland.svg Польша

Род войск

кавалерия

Звание

генерал

Сражения/войны
Награды и премии
Орден Белого орла
посмертно
Командор ордена «За воинскую доблесть» Кавалер ордена «За воинскую доблесть»
Золотой крест ордена «За воинскую доблесть» Серебряный крест ордена «За воинскую доблесть»
Орден Возрождения Польши 1-й степени
Орден Возрождения Польши 2-й степени
Трижды награждённый Крестом Храбрых
Золотой крест Заслуги с мечами
Золотой крест Заслуги
Серебряный крест Заслуги
В отставке

политик, мемуарист

Тадеуш Коморовский на Викискладе

Таде́уш Коморо́вский (польск. Tadeusz Komorowski; 1 июня 1895 — 24 августа 1966) — польский военачальник, генерал, во время Второй мировой войны руководил Армией Крайовой под псевдонимом Бур (польск. Bór).

Молодость и карьера[править | править вики-текст]

Родился в Хороброве под Тернополем (Галиция, Австро-Венгрия) в семье, принадлежащей к древнему дворянскому роду герба Корчак.

Учился в лицее во Львове, затем окончил военную академию Франца-Иосифа в Вене, по окончании (1915) участвовал в Первой мировой войне, в качестве командира взвода, сражаясь в составе австрийской армии на русском и итальянском фронтах. С 1918 года — в польской армии; командовал эскадроном и уланским полком в советско-польской войне, был ранен. С 1923 служил в Артиллерийской и инженерной офицерской школе в Варшаве. Был прекрасным наездником (участвовал в Олимпиаде в Париже в 1924 году — лучший результат 5-е командное место по прыжкам)[1]. Затем служил в 8-м и 9-м Малопольском уланских полках. С 1933 командир 9-го Малопольского уланского полка. С октября 1938 начальник Центра подготовки кавалерии. В 1936 году, на Олимпийских играх в Берлине, он был главой польской команды по верховой езде, которая выиграла серебряную медаль[2].

Вторая мировая война[править | править вики-текст]

После начала 2-й мировой войны 7 сентября 1939 года во главе курсантов Центра выступил на фронт. В начале Второй мировой войны полковник Коморовский командовал обороной на Висле в районе Демблина, затем — заместитель командующего Объединённой бригадой кавалерии в составе армии «Люблин». Вместе с группой ген. Т. Пискора капитулировал. При переходе в лагерь для военнопленных ему удалось бежать в Краков, где он создал подпольную Военную организацию, которая вскоре влилась в «Союз вооружённой борьбы», . Возглавил 6-й (Краковский) район СВБ и принял псевдоним Бур. В марте — апреле 1941 в результате операции гестапо Краковский район СВБ был разгромлен. После этого К. было приказано переехать в Варшаву, где он был назначен заместителем руководителя СВБ С. Ровецкого. После создания 14 февраля 1942 года Армии Крайовой (АК) — заместитель главнокомандующего АК. После ареста командующего Армией крайовой генерала Стефана Ровецкого назначен на его место (9 июля 1943) с присвоением чина генерала дивизии . Будучи озабочен как борьбой с немецкой оккупацией, так и предотвращением советской оккупации в случае освобождения Польши силами СССР, Коморовский в феврале 1944 года убедил польское правительство в изгнании принять план самостоятельного выступления Армии крайовой[3]. 1 августа 1944 года, при подходе Красной Армии к Варшаве, в расчёте на ослабленность немецких войск советским наступлением, но без согласования с командованием Красной Армии отдал приказ о начале Варшавского восстания, которое и возглавил[4]. Однако наступление Красной Армии к тому времени выдохлось (возобновилось лишь в январе 1945), что привело к краху восстания и полному разрушению Варшавы. На Западе и в Польше существует мнение о специальной задержке Красной Армии[5].

9 августа 1944 года Сталин в беседе с членами польской правительственной делегации во главе с премьером Польского правительства в изгнании Станиславом Миколайчиком заявил, что начинание с восстанием польской подпольной армии в Варшаве он считает «нереальным делом», но не отказался установить связь и сбрасывать оружие. Тем не менее, до 13 сентября 1944 года советская сторона сброса оружия и амуниции не осуществляла. 15 ноября 1944 года, на встрече с польской делегацией во главе с генералом М. Спыхальским Сталин утверждал: «Если бы нас спросили, мы бы не дали совета восставать», изложив военные соображения задержки у стен Варшавы: наличие высокого левого берега Вислы и необходимость подтягивания минимум 40 дивизий, оружия и продовольствия[6].

Советский маршал польского происхождения (выходец из Варшавы, где на момент восстания проживала его сестра[7][8]) К. Рокоссовский в интервью корреспонденту английской газеты «Санди таймс» и радиокомпании «Би-би-си» в СССР в годы войны Александру Верту, 26 августа 1944 года в Люблине, называя восстание грубой ошибкой, начатой без согласования с руководством Красной Армии, утверждал:

Бур-Коморовский вместе со своими приспешниками ввалился сюда, как рыжий в цирке — как тот клоун, что появляется на арене в самый неподходящий момент и оказывается завернутым в ковер… Если бы здесь речь шла всего-навсего о клоунаде, это не имело бы никакого значения, но речь идет о политической авантюре, и авантюра эта будет стоить Польше сотни тысяч жизней. Это ужасающая трагедия, и сейчас всю вину за неё пытаются переложить на нас. Мне больно думать о тысячах и тысячах людей, погибших в нашей борьбе за освобождение Польши. Неужели же вы считаете, что мы не взяли бы Варшаву, если бы были в состоянии это сделать? Сама мысль о том, будто мы в некотором смысле боимся Армии Крайовой, нелепа до идиотизма.

[9]

Согласно мемуарам Рокоссовского, с 13 сентября по 1 октября 1944 года советская авиация (ночные бомбардировщики По-2) произвела в помощь восстанию 4821 самолёто-вылет, включая 2535 самолёто-вылетов с грузами для повстанческих войск, а также прикрытие с воздуха и бомбёжки немецких войск. Также восставшим помогала зенитная и наземная артиллерия. Для корректировки огня были сброшены на парашютах связные офицеры[10].

По утверждению Рокоссовского, Бур не пытался связаться напрямую со штабом фронта, хотя Генеральный штаб сообщил ему код. По его данным, руководство АК разжигало враждебную агитацию против Советского Союза и подконтрольных ему польских войск[10].

По данным генерала армии М. Гареева, по заданию Сталина Рокоссовский послал к генералу Бур-Коморовскому двух офицеров-парашютистов, которых Коморовский не пожелал принять. До этого генерал Коморовский, однако, согласился встретиться с гитлеровскими парламентёрами[11].

Попытка заранее согласованной с руководством восстания высадки десанта польской армии под управлением штаба 1-й польской армии (16-23 сентября 1944 года) через Вислу столкнулась с отходом из прибрежных районов отрядов АК вглубь города (их место заняли немцы), что Рокоссовский в своих мемуарах расценил как предательство[10].

По словам М. Гареева, он прочёл в газете, что в середине июня 1944 года вблизи пригорода Варшавы Юзефова Коморовский встретился со старшим офицером немецкой службы безопасности штурмбаннфюрером СС Паулем Фухсом. Фухс упоминал слухи, что 28 июля 1944 года планируется восстание, и не советовал Коморовскому устраивать это кровопролитие. Коморовский сослался на прямой приказ из Лондона и политический престиж: желание освободить Варшаву и назначить здесь польскую администрацию до момента вхождения советских войск. Также он сказал немецкому представителю следующее: «Я знаю, что вам известны места, где я скрываюсь, что каждую минуту меня могут схватить». Гареев расценил последнюю фразу и факт отсутствия ареста как признак «нужности» Коморовского немцам[11].

28 сентября 1944 года Т. Коморовский начал переговоры об окончании восстания.

30 сентября 1944 года, накануне капитуляции, когда уже стало ясно, что у Варшавского восстания не осталось никаких шансов на победу, Президент Республики Польша из Лондона Владислав Рачкевич неожиданно назначил генерала Тадеуша Бур-Коморовского — командующего Армией Крайовой — Верховным Главнокомандующим Польских Вооруженных сил в стране и за границей, что вызвало шок даже у офицеров Армии Крайовой.

2 октября 1944 года Бур-Коморовский подписал с немцами соглашение о капитуляции, в соответствии с которыми статус военнопленных распространялся на сдавшихся бойцов Армии Крайовой, но не распространялся на участников восстания из Армии Людовой[12].

После подписания капитуляции находился в офлаге IV-C (Кольдиц, Саксония) до освобождения американцами 4 мая 1945 года.

После Второй мировой войны[править | править вики-текст]

По освобождении из плена встал во главе польских сил на Западе до их роспуска в 1946 году. В 19471949 годах и. о. премьера правительства Польши в изгнании; с 1954 года наряду с Владиславом Андерсом и Эдвардом Рачинским — член Совета Трёх (руководящий орган польской эмиграции).

Опубликовал книгу воспоминаний «Подпольная армия» (польск. Armia Podziemna; 1951). Годами позже после войны «Бур»-Коморовский вспоминал в своей беседе с проф. Заводным и проф. Цехановским:

— Предусматривали ли Вы, Пан Генерал, сопротивление в отношении русских, если бы они вели себя агрессивно?

— Мы предусматривали борьбу в случае насилия. Мы даже наметили, в каком районе следует действовать. В конце концов мы думали сосредоточить подразделения к северу от (ул.) Хожей, в районе (ул.) Львовской и т. д. Мы не дали бы себя обезоружить без борьбы.

.

Прах Коморовского перезахоронен в Варшаве на воинском кладбище Повонзки[13].

Интересные факты[править | править вики-текст]

Награды[править | править вики-текст]

Источники[править | править вики-текст]

  1. Olympics at Sports-Reference.com > Athletes > Tadeusz Komorowski (англ.). Проверено 19 августа 2015.
  2. Relacja Adama Komorowskiego. Norman Davies, Powstanie…, s. 58.
  3. Leslie R. F. The History of Poland since 1863 — Cambridge University Press, 1983. — P. 257.
  4. Гарматный В. П. Трагедия и героизм варшавских повстанцев // «Военно-исторический журнал», 2009, № 1.
  5. англ. It is possible, and is often believed, that Stalin decided to abandon Warsaw to its own fate and thereby avoided a direct confrontation with the London London Poles; that he left it to the Germans, his main adversaries, to crush his political opponents. — Jan M. Ciechanowski. The Warsaw Rising of 1944 — Cambridge University Press, 2002. — P. 251. Ср. также: Leslie R. F. The History of Poland since 1863 — Cambridge University Press, 1983. — P. 274.
  6. Запись беседы И. В. Сталина с членами польской правительственной делегации //Советский фактор в Восточной Европе. 1944—1953 гг. В 2-х тт. Документы. / Отв. редактор — Т. В. Волокитина. — Т. 1. 1944—1946. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. — С. 687, документ № 11.
  7. Рубцов, Юрий Викторович «Советский Багратион» Маршал К.К. Рокоссовский (1896-1968). Новая и новейшая история (журнал) (№ 6, 2004 г.). Проверено 6 октября 2009. Архивировано из первоисточника 21 января 2012.
  8. Статьи о маршале Советского Союза Константине Рокоссовском. Сестра Рокоссовского ответила за брата
  9. Кардашов В. И. Рокоссовский
  10. 1 2 3 Рокоссовский К. К. Солдатский долг
  11. 1 2 Гареев М. А. Маршал Жуков
  12. Зенон Клишко. Варшавское восстание. Статьи, речи, воспоминания, документы. М., Политиздат, 1969. стр.196, 200—204
  13. Komorowski: Ustawę o święcie 1 sierpnia uchwalimy jak najszybciej // Gazeta.pl, 1.08.2009.  (польск.)

Литература[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]