Лодка начинает скрести днищем по дну лагуны — наконец-то! Позади уже 48 часов в пути: сначала перелет из Кейптауна на Маэ, главный остров Сейшел, оттуда шесть часов на маленьком винтовом самолете до острова Ассампшен, где живет один-единственный человек — смотритель. Там мы — шестеро участников экспедиции — перекладываем снаряжение в лодки и выходим в открытое море. Наша цель: атолл Альдабра, до которого 28 километров.

Аль-Хадра, то есть «зеленый», — так арабские мореплаватели называли таинственный атолл. Нетрудно догадаться почему: Альдабра еще скрыта за линией горизонта, а в небе уже видны причудливые скопления облаков, похожие на горы, подсвеченные снизу зеленоватым мерцающим светом.

Из-за отлива приходится высаживаться на мелководье
в нескольких сотнях метров от берега островка Пикар. После долгого пути сил почти не осталось, а нам еще нужно перенести на прибрежную научную станцию почти тонну продовольствия и аппаратуры. Мы бредем к берегу по колено в воде, которая вдруг начинает бурлить: это стая мальгашских ночных акул — около шестидесяти извивающихся серых рыбин — лихорадочно снует вокруг ног.

При виде акул усталость снимает как рукой. Оказывается, перетащить снаряжение на берег — пара пустяков. Подводный мир Альдабры легендарен. Этот сейшельский атолл удален от цивилизации дальше, чем Галапагосские острова; его девственная природа сохранилась лучше, чем в национальном парке Серенгети. Здесь можно изучать тайны эволюции, проходившей без всякого вмешательства людей. Здесь можно отправиться в путешествие во времени. В мир, который существовал еще до появления человека и где природа находится в своем естественном состоянии.

Я фотографирую подводный мир уже 15 лет и не раз задавался вопросом: как мог выглядеть первозданный океан? Что бы я увидел, погрузившись в Карибское море в доколумбовы времена или нырнув в заросли ламинарии у берегов Калифорнии, когда там еще не было рыбного промысла? Здесь, на атолле Альдабра, можно получить ответ на этот вопрос. Можно увидеть своими глазами уцелевшую частичку экосистемы, когда-то существовавшей на всех побережьях Земли.

Альдабра — один из самых больших атоллов в мире.
В его основании находится кратер потухшего вулкана, на котором выросла гигантская известковая башня из скелетов коралловых полипов. Вершина этой башни всего на несколько метров выступает над поверхностью океана, глубина которого в этих местах достигает четырех километров.

Такой остров может легко затонуть. И действительно, за последние два миллиона лет Альдабра уходила под воду по меньшей мере шесть раз. Но вновь «выныривала» из океана, когда начинался очередной ледниковый период. На континентах оседали гигантские массы льда, а уровень воды в Мировом океане понижался. Колонии кораллов Альдабры поднимались над уровнем моря, отмирали и, выветриваясь, превращались в известковую платформу, на которой находили пристанище наземные организмы. Потом снова начиналось глобальное потепление
и остров опять уходил под воду. Колебания уровня Мирового океана амплитудой до 200 метров то способствовали возникновению жизни на Альдабре, то вновь уничтожали ее.

Сегодня вытянутая в длину лагуна Альдабры соединена с океаном четырьмя проливами, которые делят атолл на четыре основных острова: Гранд-Тер, Пикар, Малабар и Полимни.

Еще в 1874 году Чарлз Дарвин вместе с другими учеными выступил с петицией в защиту атолла, принадлежащего ныне Республике Сейшельские Острова. Но Альдабру спасло не это, а ее удаленность от других островов Сейшел и полная непригодность для жизни. Едва ступив на атолл, сразу понимаешь, что никакой тропической идиллии тут нет и в помине. Острые как ножи выступы известняка грозят разодрать подошвы ботинок, повсюду непролазные кустарники, а берега лагуны — это вовсе не золотистые песчаные пляжи с пальмами, а густые мангровые заросли. Пресной воды на Альдабре нет, засушливый сезон длится восемь невыносимо жарких месяцев. На календаре март, но температура воздуха днем уже зашкаливает за 40 градусов по Цельсию.Читать дальше >>>