Автомат Фёдорова

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Автомат Фёдорова
Fedorov avtomat.jpg
2,5-линейная автоматическая винтовка Федорова
Тип: автоматическая винтовка
Страна: Российская империяFlag of Russia.svg Российская империя
История службы
Годы эксплуатации: 1916 — 1928
Принят на вооружение: 1915
На вооружении:

армия Российской империи, РККА

История производства
Конструктор: Фёдоров, Владимир Григорьевич
Разработан: 1913
Производитель: Сестрорецкий оружейный завод; Ковровский пулеметный завод
Годы производства: 1920 — 1924
Всего выпущено: более 3 тыс.
Варианты: ручной, танковый, авиационный пулеметы
Характеристики
Масса, кг: 4,4 (без магазина)
0,8 (снаряжённый магазин)
Длина, мм: 1045
Длина ствола, мм: 520
Патрон: 6,5-мм патрон Фёдорова (опытный)
6,5×50 мм Арисака (серийный)
Калибр, мм: 6,5
Принципы работы: отдача ствола с коротким ходом, рычажное запирание
Скорострельность,
выстрелов/мин:
600
Начальная скорость пули, м/с: 660
Прицельная дальность, м: 400
Максимальная
дальность, м:
2100
Вид боепитания: коробчатый магазин на 25 патронов
Прицел: реечный (ранние версии)
секторный (поздние)
Изображения на Викискладе?: Автомат Фёдорова

АВФ (Автоматическая Винтовка Фёдорова), 2,5-линейная винтовка Федорова — российская автоматическая винтовка калибра 6,5 мм, разработанная оружейником Владимиром Григорьевичем Фёдоровым в 1913—1916 годах. Имела ограниченное боевое применение.

Является предшественником современного поколения автоматических винтовок (автоматов, «штурмовых винтовок»).

История[править | править вики-текст]

За несколько лет до Первой мировой войны все ведущие мировые державы обладали хотя бы опытными образцами самозарядных или автоматических винтовок. В России разработками в этом направлении занимались Я. У. Рощепей, П. Н. Фролов, Ф. В. Токарев, В. А. Дегтярев и другие конструкторы — исключительно в порядке личной инициативы, без государственной поддержки.

В 1907 году автоматическая винтовка системы В. Г. Фёдорова была испытана на Ружейном полигоне Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме. Конструкция винтовки улучшалась во время изготовления и испытаний оружейным мастером полигона В.А. Дегтярёвым.

В 1911 году русский оружейник Владимир Фёдоров испытал 5-зарядную автоматическую (по современной терминологии самозарядную) винтовку под отечественный патрон калибра 7,62×54 мм R. В этом случае Артиллерийский Комитет принял решение заказать партию этих винтовок для войсковых испытаний. В то же время Фёдоров вёл работу по созданию нового патрона, специально приспособленного для использования в автоматическом оружии.

В 1913 году он начал испытания новой автоматической (уже в современном смысле слова, то есть ведущей огонь очередями) винтовки под 6,5-мм патрон собственной разработки.

Патрон Фёдорова имел дульную энергию около 3100 Дж (против 3600-4000 Дж у штатного русского 7,62-мм патрона), что делало его более пригодным для автоматического оружия, и гильзу без выступающей закраины, что позволяло осуществить его надёжную подачу из магазина большой ёмкости.

Но с началом Первой мировой войны не могло идти и речи об освоении и массовом производстве нового патрона. В 1915 году Фёдоров приспособил свою винтовку под ещё более слабый японский патрон 6,5×50 мм Арисака с дульной энергией 2615 Дж. Эти патроны были закуплены правительством вместе с японскими карабинами Арисака и имелись на складах в значительном количестве. Основными производителями патронов японского образца для России были английские фирмы — Кайнок, королевский арсенал Вулвича, а также Петроградский патронный завод (200—300 тысяч в месяц, по данным заводского музея).

Следует особо отметить, что и патрон Фёдорова, и патрон Арисака по своим баллистическим свойствам являются типичными винтовочными патронами, хоть и уменьшенного калибра и мощности, а вовсе не каким-либо подобием промежуточных, как утверждается в некоторых источниках. Правда, по таким «бумажным» характеристикам, как калибр и дульная энергия пули патрон Арисака в конкретном случае его использования в «автомате» Фёдорова (со сравнительно коротким против обычной винтовки стволом) действительно сравним с наиболее мощными из современных промежуточных патронов, созданными для специфической задачи поражения целей, защищённых средствами индивидуальной бронезащиты — такими, как 6,8×43 мм Remington SPC или 6,5 × 39 мм Grendel, — но при этом из-за использования в его конструкции значительно менее совершенных технологий и материалов конца XIX века по массе, габаритам и импульсу отдачи он соответствовал именно винтовочным патронам (патрон Арисака весил 21 грамм, патрон к винтовке Мосина — 22,7…25,1 грамма; размеры их также были весьма близки), а следовательно — всё ещё был излишне велик и тяжёл для успешного использования в ручном автоматическом оружии типа автомата в современном смысле слова.[1][2]

Затвор запирался двумя качающимися личинками, расположенными симметрично с двух сторон и вращающимися в вертикальных плоскостях. Во время выстрела при отходе ствола назад эти личинки поворачивались и освобождали затвор, который после этого мог беспрепятственно отходить в крайнее заднее положение.

Вопрос принадлежности автомата Фёдорова к автоматам в современной трактовке находится в настоящее время в состоянии дискуссии[источник не указан 662 дня]. Бедой обеих сторон дискуссии является полное отсутствие как каких-либо сведений о применении автомата в боях Гражданской войны, так и организационно-структурных документов подразделений, применявших в бою автомат (уставов, наставлений для бойцов и офицерского состава и т. д.) Поэтому любые утверждения о принадлежности или не принадлежности автомата Фёдорова к категории автоматов являются спорными и могут быть беспристрастно разрешены только с появлением в свободном доступе новых источников. Очень скудные данные о применении автомата Фёдорова во время Зимней войны с Финляндией дают небольшое преимущества сторонникам «автоматности» автомата Фёдорова, невзирая на особенности конструкции и очевидные недостатки.

Летом 1916 года в Офицерской стрелковой школе Ораниенбаума автоматическими винтовками Фёдорова вооружили роту 189-го Измаильского пехотного полка, 1 декабря того же года отправленную на Румынский фронт в составе 158 солдат и 4 офицеров. Осенью того же года Сестрорецкий оружейный завод получил заказ на «2,5-линейные винтовки Фёдорова». Заказ выполнен не был, так как в условиях войны завод не справлялся даже с выпуском основной продукции. Тем не менее, в Сестрорецке строится специальный цех. Общее количество выпущенных автоматов Фёдорова точно не известно: ни один источник не указывает происхождение цифры 3000-3200 автоматов, которая считается общепринятой.

Серийное производство развернулось только после революции на Ковровском заводе (ныне завод им. Дегтярева). До этого автомат Фёдорова производился на Сестрорецком оружейном заводе, где был построен специальный цех. Из-за территориальных притязаний соседней Финляндии в начале 20-х годов эта территория стала по сути прифронтовой зоной, и нахождение там приоритетных предприятий было невозможным. При первоначальном заказе на 15 тыс. штук реально с 1920 по 1924 год произведено 3200 автоматов (название «автомат» закрепилось за винтовкой Фёдорова уже в 1920-х годах, с легкой руки начальника стрелкового полигона Н. И. Филатова).

В 1922 году в РККА началось создание отдельных рот, вооружённых автоматами Фёдорова[3]

В 1923 году автомат Фёдорова подвергся модернизации: новые прицел, ударный механизм и магазин дают основание говорить об образце 1923 года против старого образца 1916 года.

На вооружении РККА автомат Фёдорова находился до 1928 года. Правда, в 1940 году, во время Зимней войны с Финляндией, некоторое количество автоматов вновь поступило в войска, сражавшиеся в Карелии.

Фёдоров и другие советские конструкторы (Дегтярев, Шпитальный) разработали на основе автомата целое семейство унифицированных образцов стрелкового оружия, в том числе ручные и танковый пулемёт, спаренную и строенную авиационные пулеметные установки. Этим они в некоторой степени предвосхитили послевоенные концепции унификации стрелкового оружия в СССР, США и других странах.

В целом автомат Фёдорова, как указывал сам автор[4], оказался недостаточно надежной и излишне сложной конструкцией, поэтому он не имел шансов стать массовым образцом вооружения. Впрочем, анализ единственного доступного на сегодняшний день достоверного источника по эксплуатации автомата — брошюры издания 1923 года — показывает, что основной проблемой автомата были не изъяны конструкции, а низкое качество конструкционных материалов — осадка деталей, наплывы металла и так далее, а также низкое качество поставляемых в войска боеприпасов.

Система[править | править вики-текст]

Схематичное изображение работы механизма затвора в автомате Фёдорова

С точки зрения конструкции и исполнения «автомат» Фёдорова представляет собой достаточно типичную автоматическую винтовку своего времени, сравнительно тяжёлую и нетехнологичную, выполненную преимущественно с широким использованием металлорежущих станков и ручной обработки деталей. Ствольную коробку и тело затвора получают путём пайки медью стальных деталей простой формы в кондукторах. Детали обрабатывались напильниками, что определяет квалитет используемых сталей ((твердость напильника известна, суровую сталь он не уязвит) Это делает автомат Фёдорова привлекательным для изготовления в кустарных или полукустарных условиях. В домашних условиях невозможно сделать только высверленный и протянутый ствол и патроны… Тем не менее, конечная масса оружия значительно меньше, чем ближайших зарубежных аналогов (Шоша обр. 1915 г., Браунинг M1918) и находится в диапазоне, типичном именно для индивидуального стрелкового оружия. Этим и объясняется появление в русском языке артефакта под названием «автомат» — не имеющего аналогов в других языках.

Автомат Фёдорова работает по принципу использования отдачи при коротком ходе ствола с ускорителем отхода затворной рамы. Затвор запирается двумя качающимися личинками, расположенными симметрично с двух сторон и вращающимися в вертикальных плоскостях.

Во время выстрела при отходе ствола назад эти личинки поворачиваются и освобождают затвор. После этого он может беспрепятственно отходить в крайнее заднее положение. При повороте личинок их задние концы нажимают на выступы затвора, ускоряя его отход и позволяя таким образом снять со сцеплённой пары «ствол-затвор» больше энергии.

Ударно-спусковой механизм куркового типа позволяет вести как одиночный, так и автоматический огонь. Ранние версии автомата (до 1923г) имели отъёмный переводчик огня. Эта деталь выдавалась бойцу после сдачи своеобразного экзамена. Усовершенствованная в 1923 году версия автомата (есть смысл говорить об образце 1923 года) съёмного переводчика огня не имела.

Магазин автомата представлял собой очень проблемный узел. Магазины ранних автоматов (до 1923) года могли быть невзаимозаменяемы, использовалась ручная осалка верхних патронов. Стрелок носил с собой флягу с маслом и кисть, которой смазывал верхние патроны снаряжённого магазина для улучшения работы автоматики оружия. В 1923 автомат получает новый магазин, с измененным радиусом изгиба и другими параметрами. По некоторым данным, он очень близок к магазину немецкого ручного пулемета MG-18, но без затворной задержки. Ёмкость магазина 25 патронов, но, судя по фотографиям, была попытка создания 50-зарядного магазина. Впоследствии разработан дисковый многоэтажный магазин по образцу пулемёта Lewis.

Варианты и модификации[править | править вики-текст]

  • Автоматическая винтовка Фёдорова обр. 1907/13 г.[5]
  • Автомат Фёдорова обр. 1916 г.[5]

На базе автомата Фёдорова создана также гамма пулемётов разного назначения (от ручного до строенного авиационного), не запущенная в серию, так как в середине 1920-х годов после длительной дискуссии решено в дальнейшем не разрабатывать новые стрелковые боеприпасы, а продолжить использование винтовочного патрона 7,62×54 мм R, чьё производство было налажено ещё до Первой Мировой войны, а складских запасов хватало, исходя из норм этой войны, на годы боевых действий.

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Popenker, Maxim; Williams, Anthony (2004), Assault Rifle: the Development of the Modern Military Rifle and its Ammunition, Ramsbury, Marlborough, Wiltshire: Crowood, p. 155, ISBN 1-86126-700-2
  2. Anthony G Williams. ASSAULT RIFLES AND THEIR AMMUNITION: HISTORY AND PROSPECTS.
  3. А.М. Василевский. Дело всей жизни. 7-е изд. кн. 1. М., Политиздат, 1990. стр.57
  4. Фёдоров В. Эволюция стрелкового оружия. Часть 2. — М.:Воениздат, 1939, с. 63
  5. 1 2 А. Б. Жук. Энциклопедия стрелкового оружия: револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы. М., ООО «Издательство АСТ», «Воениздат», 2002. стр.613

Литература[править | править вики-текст]

  • Сверчков И. Автомат Федорова. — М.: Высший военный редакционный совет, 1923. — 41 с.
  • Болотин Д. Н. История советского стрелкового оружия и патронов. — М.: Полигон, 1995.
  • Малимон А. А. Отечественные автоматы (записки испытателя-оружейника). — М.:Министерство обороны РФ, 2000, ISBN 5-203-01290-3
  • Журавлёв В. В. Ораниенбаум. Хронограф Офицерской стрелковой школы. — Ораниенбаум, 2013. — ISBN 978-5-9903987-6-4

Ссылки[править | править вики-текст]