Александр Власкин родился в Бресте в 1973 г. Выпускник ФМО БГУ, магистр политологии ЕГУ. В журналистике с 1996 г., сотрудничал с газетами
Александр Власкин родился в Бресте в 1973 году. Выпускник ФМО БГУ, магистр политологии ЕГУ. В журналистике с 1996 года, сотрудничал с газетами "Имя", "БДГ", сетевыми изданиями "Ежедневник", "ET CETERA", с 2006 года – сотрудник отдела новостей портала TUT.BY. Увлечения: беспорядочное чтение и музыка 50-60 гг. Жизненное кредо: "Все будет хорошо. Когда-нибудь. Наверное". Политические взгляды: либеральный скептик.
Триумфально демонстрируемый практически по всему миру фильм "Диктатор" в Минске показывать не планируют. Сюрприз-сюрприз. Кто бы мог подумать.

Насколько я понимаю, последний фильм Саши Барона Коэна и Ларри Чарльза в Беларуси пока официально не запретили к распространению. Проверить это предположение не удается: на сайте Минкульта список фильмов, запрещенных к распространению, недоступен. Пока официально известно лишь, что "Киновидеопрокат" Мингорисполкома не намерен показывать ленту на киноэкранах.

Оно и понятно: если в случаях с "Боратом" и "Бруно" можно было найти правдоподобные причины для запрета фильма, то в случае с "Диктатором" все намного сложнее. По степени пошлости он не страшнее приснопамятного "Американского пирога" и иже с ним, да и вряд ли можно сказать, что он разжигает расовую, национальную или религиозную ненависть. Или вообще хоть какую ненависть.
 
В общем, фильм не запретили, но и не показали. Решение в белорусском стиле: "Ну, вы же все понимаете, да?" Ну и ладно, делов-то. Посмотрел я это творение всего-то на пару дней позже и даже условно-бесплатно. Сэкономил двадцатку. Более того, если бы не "запрет", вряд ли бы я стал этот фильм смотреть: не поклонник я творчества Коэна.

То есть все понимают и на протяжении последних многих лет пишут о том, что запреты ничего не решают. Напротив, они имеют даже обратный эффект: запрещенный фильм белорусы толпами бегут качать с торрентов и носят друг другу на дисках и флешках, направляясь в гости, в качестве подарка вместе с тортом и белым сухим (или что там сейчас носят в качестве подарка в гости?).

Есть еще одно соображение. Если бы "Диктатор" демонстрировался в свободном доступе, у большинства белорусов вряд ли бы возникали при его просмотре всякие мысли нехорошие. Комедия себе и комедия, посвящена в шутку Ким Чен Иру и явно отдает намеком на Каддафи. А вот в случае с запретом гражданин начинает задаваться вопросами всякими и думать: "А почему запретили-то?" Начинает искать и, что неудивительно, находит ассоциации всякие и аналогии. По себе скажу: при просмотре я специально все это искал и уже к двадцатой минуте просто сбился со счета, столько там поводов для всяких этих ассоциаций и аналогий, явно не совпадающих с генеральной линией руководства страны.

Теперь надо задаться вопросом: понимали ли в Минкульте, "Киновидеопрокате" или где там принималось решение о "запрете" или "не-прокате" фильма, что это решение является такой же его рекламой, как запрет Ватиканом фильмов и книг Дэна Брауна или Джоан Роулинг? Понимали ли авторы решения, что мысли нехорошие в народе при просмотре ленты появятся? Конечно, понимали. Люди ведь неглупые, кто бы чего ни думал. Кроме того, мне кажется, еще буквально 6-7 лет назад такой фильм все же выпустили бы в прокат. А сегодня тихой сапой "спрятали на полку" в советском стиле.

Вот тут и можно перейти к главному вопросу: "Зачем?" Первая и самая очевидная версия: по инерции и по привычке ("Ну, вы все понимаете, да?"). Но эта версия скучная, и я ей заниматься не хочу. Кроме того, даже для инерционных действий всегда есть хоть какой-то повод.


И вот если хорошенько поразмыслить, то вывод оказывается один-единственный: те, кто принимал решение о "запрете" "Диктатора", поступили так в первую очередь для того, чтобы не видеть его самим. Бывает так, что мы видим что-то неприятное или пугающее, и мы отворачиваемся или закрываем глаза. Здесь, как мне кажется, мотивация точно та же. Запретить и не показывать, чтобы самим не видеть. Даже случайно. Чтобы афиши по городу не напоминали. Ну и опять же, если чего-то не существует официально, то его как бы не существует совсем. И сразу становится спокойнее.
 
Если по поводу такой мотивации я не совсем ошибаюсь, то происходящее хорошо иллюстрирует поведение лиц, ответственных за принятие решений в Беларуси (всех их чаще всего называют собирательным местоимением "Они"). Они создают себе виртуальную реальность, в которой им нравится жить. В этой реальности нет неприятных фильмов и музыкальных групп, кризис побежден, инфляция подавлена и цены остановлены. А если эта виртуальная реальность не совпадает с действительностью, никаких проблем. "Они" к ней отношения не имеют. И это обнадеживает.
-20%
-18%
-5%
-10%
-10%
-10%
-40%
-22%