www.Itogi.ru / Архив / N. 41 / ИСКУССТВО / Тема текущего номера: "Юрий Трутнев"
No. 41 (279)

18 декабря 2004

 
   

КИНО / РАЗБОР

Режиссер начинает, продюсер выигрывает

Андрей Тумаркин


Скандал вокруг кинопремьеры: в титрах фильма "Подари мне лунный свет" отсутствуют фамилии режиссера и автора сценария. Зато стоит фамилия продюсера


Продюсер Игорь Толстунов всегда контролирует съемочный процесс

После премьеры фильма "Подари мне лунный свет", состоявшейся 11 октября в московском кинотеатре "Художественный", зрители пребывали в некоторой растерянности - в титрах отсутствовали фамилии режиссера и сценариста. Выяснилось, что "родители" ленты незадолго до премьеры отказались от своего "киноребенка" из-за творческих разногласий с продюсером фильма - Игорем Толстуновым.

Фильм и без того рождался трудно: съемки начались еще в 1998 году, а к прокату лента была готова лишь весной нынешнего года. Тем не менее "Подари мне лунный свет" еще до выхода на экраны вызвал настоящий ажиотаж. Ведь фильм стал последней работой в кино Николая Еременко. В ленте есть кадры почти мистические, в стиле "дежа-вю": Еременко хватается за сердце и просит принести валидол. В фильме все закончилось хорошо. В жизни, увы, нет...

Но куда более интересным и знаковым оказался не сам фильм, а острый конфликт, возникший между режиссером Дмитрием Астраханом и продюсером ленты Игорем Толстуновым, в результате которого титры были "очищены" от нескольких фамилий - случай для нашего кино небывалый. Несмотря на это, имя режиссера угадывается с первых же кадров. Астрахан не изменил себе и сделал фильм по любимому рецепту: немного юмора, немного слез, немного надежды. Но если в прежних его работах ("Все будет хорошо", "Ты у меня одна") экранные смех и слезы выплескивались на зрителя в абсолютно равных, словно математически высчитанных пропорциях, то в "Лунном свете" авторский ритм был нарушен - иногда зритель просто теряется: плакать ему или смеяться. Кто нарушил авторский стиль? Режиссер Астрахан считает, что это дело рук продюсера Толстунова, перемонтировавшего ленту на свой вкус.

Пожалуй, впервые российский кинематограф столкнулся с вопросом, сформулированным абсолютно по-западному: кто самый главный человек на съемочной площадке - режиссер, творящий фильм, или продюсер, которому этот фильм придется впоследствии продавать на кинорынке?


Режиссер Дмитрий Астрахан еще не знает, что снимает не свое кино

Россия: список потерпевших

Конфликты, то и дело возникающие на съемочной площадке, будут существовать всегда. Но с приходом в отечественное кино частного капитала при работе над фильмом с завидной регулярностью стало нарастать напряжение между самыми главными зачинщиками кинопроцесса - режиссером и продюсером.

Во времена СССР функции продюсера выполняло государство. Спорить с ним в ту пору было "немодно": фильм могли положить на полку, выпустить в прокат ограниченным количеством копий, лишить авторов престижных премий и тринадцатой зарплаты. А уж объявить во всеуслышание, что режиссер отказывается от своей работы, было чистым безумием. После развала СССР кинематограф стал не только искусством, но еще и разновидностью бизнеса. Сегодня, по прошествии стольких лет, многие наши уважаемые киномэтры так и не смогли этого осознать, а уж тем более принять, что целиком находятся во власти продюсеров и что смонтированный и озвученный фильм принадлежит не им, не государству, а конкретным лицам, профинансировавшим его постановку.

Пожалуй, самый известный конфликт между продюсером и режиссером связан в России с именем Юрия Кары, автора нашумевших лент "Завтра была война" и "Воры в законе". После того как Кара завершил работу над своей версией "Мастера и Маргариты", куда позвал сниматься любимых в народе актеров, продюсер Владимир Скорый, в прошлом майор ОБХСС, "отобрал" у него картину. Получилось, что напряженный труд сотен людей пропал даром.

В многочисленных интервью режиссер жаловался на "коварного" продюсера и взывал к общественности. Не помогло. Тогда Юрий Викторович обратился в суд, но и этот шаг не вернул ему фильма. Продюсера не устроил монтаж фильма, и сейчас он пытается найти режиссера, который полностью перемонтирует ленту согласно его пожеланиям. Уже почти десять лет ищет...

Еще более интересная, можно даже сказать - мистическая, история приключилась с популярной актрисой Верой Глаголевой. Лет десять назад Вера Витальевна решила попробовать свои силы в режиссуре и сняла кинофильм "Сломанный свет". Но вскоре после окончания съемок ее продюсеры испарились вместе с картиной. Фильм не найден до сих пор...

Глаголева в свое время рассказывала журналистам, что работу над "Сломанным светом" взяла на себя кинокомпания "Эдельвейс" и продюсеры клятвенно обещали совершенно не вмешиваться в творческий процесс, что само по себе для кино уже уникально. А потом компания якобы распалась: сначала фирма изменила название, потом и вовсе растворилась в воздухе, не оставив Глаголевой даже единственной копии для некоммерческих показов. Почему же продюсеры не выпустили фильм на экраны? На этот вопрос нет однозначного ответа, можно лишь предположить, что картина пала жертвой принципиально новых для России товарно-денежных отношений. Вспомните 90-е годы: фильм мог быть оставлен под залог, продан за долги, в конце концов просто уничтожен за ненадобностью...

Один из самых последних конфликтов в этой сфере произошел на картине "В августе 44-го". Продюсер Владимир Семаго отстранил от работы режиссера Михаила Пташука ("Знак беды", "Кооператив "Политбюро", "Игра воображения") и сам смонтировал картину. Пташук отзывать свою фамилию из титров не стал, но в ряде интервью заявил, что окончательный монтаж его как режиссера решительно не устраивает. Интересно, что продюсером в данном случае выступил экс-депутат Госдумы, преуспевающий бизнесмен. Но насколько он может быть объективен при принятии того или иного решения по части съемок, монтажа, озвучения?.. Один известный кинематографист на фестивале "Кинотавр" признался автору этих строк: "Чисто по-человечески Пташука, конечно, жаль. Но он сам подписал контракт с продюсером. И изменить этот контракт уже нельзя. Остается только посоветовать другим режиссерам быть в дальнейшем более предусмотрительными..."

И самый свежий скандал. Продюсер Валерий Тодоровский отстранил от работы режиссера Игоря Апасяна, постановщика канувшего в небытие сериала "Маросейка, 12". Тодоровский поручил Апасяну подготовить пилотную серию новой картины "Линия судьбы". После просмотра материалов Апасян был уволен, а к работе над сериалом привлекли режиссера Дмитрия Месхиева ("Над темной водой", "Американка", "Механическая сюита").

Кстати, на фоне таких продюсеров, как Владимир Скорый и Владимир Семаго, Валерий Тодоровский и Игорь Толстунов выглядят профессионалами, поскольку занимаются кино как бизнесом, а не как хобби. Тодоровский - продюсер кинопроектов РТР (как режиссер поставил "Страну глухих"). При непосредственном участии Игоря Толстунова, главы кинокомпании "НТВ-Профит", в свет вышли "Сирота казанская", "Вор", "Мама", "Лунный папа", "Восток-Запад". Эти и многие другие ленты Толстунова-продюсера отмечены многочисленными наградами как в России, так и за рубежом. Отсюда можно сделать хотя бы тот вывод, что они отдают отчет в своих действиях, и их претензии режиссерам как минимум нельзя игнорировать. Для пользы дела.

Роль в фильме "Подари мне лунный свет" стала последней для Николая Еременко. На съемках с актрисой Натальей Андрейченко


Заграница нам не поможет

Часто в кинотусовке можно услышать: "Такое возможно только в нашей стране. В Голливуде режиссеры застрахованы от продюсерского произвола!" Факты же говорят об обратном. Практически всю вековую историю "фабрики грез" можно рассматривать как перманентную войну продюсеров и режиссеров. В Америке с ее вековой правовой культурой обе стороны кинопроцесса молятся лишь на контракт. Если режиссер не выполняет взятые на себя обязательства или нарушает правила, оговоренные в контракте, продюсер вправе расторгнуть договор.

Даже в России прекрасно знают, что Андрей Кончаловский был отстранен продюсерами от работы над картиной "Танго и Кэш" с участием Сильвестра Сталлоне и Курта Рассела. Почему? Да потому, что мнение режиссера Кончаловского в корне расходилось с их мнением. В результате картину вместо Андрея Сергеевича заканчивал другой режиссер, хотя в титрах фамилию Кончаловского сохранили, поскольку именно он снял большую ее часть.

Еще один, весьма характерный пример. Картина "Унесенные ветром" по праву считается классикой мирового кино. При этом мало кто знает, что к работе над ней приложили руку аж три режиссера. Первый, Джордж Кьюкор, был уволен продюсером только потому, что того не устроило качество частично отснятого материала. Следующий приглашенный на площадку режиссер, Виктор Флеминг, вскоре оказался в больнице с нервным срывом. Заменить его был призван Сэм Вуд. Через некоторое время режиссерское кресло вновь занял вышедший из больницы Флеминг.

Возможно, что тогда в местной прессе журналисты подавали конфликт на съемочной площадке как произвол со стороны продюсера Дэвида Селзника. Но история самостоятельно расставила точки над "i" - в конечном итоге прав оказался именно продюсер, под чьим чутким руководством был создан киношедевр, покоривший сердца миллионов зрителей и принесший создателям миллионы долларов.

Когда известный сегодня во всем мире актер и режиссер Деннис Хоппер предварительно смонтировал свою картину "Беспечный ездок", оказалось, что она длится около четырех часов. Затем ее удалось сократить на час, но и этот вариант не устраивал продюсеров. Они чуть ли не насильно отправили Хоппера отдыхать, а сами занялись сокращениями. В результате получился полуторачасовой фильм, что не помешало ему стать культовым.

Если же режиссер все-таки хочет избежать продюсерского "произвола" и представить на суд зрителя именно свое выстраданное творение, у него есть только один путь: вложить в проект свои кровные или самостоятельно привлечь инвесторов, совместив таким образом продюсерские и режиссерские функции.

Увы, практика показывает, что талантливый и признанный во всем мире режиссер зачастую оказывается абсолютно несостоятельным в продюсерском деле. Достаточно вспомнить, как Кевин Костнер терял миллионы долларов на собственных же проектах, например на провалившейся в прокате картине "Водный мир". Или знаменитый режиссер Фрэнсис Форд Коппола, вложивший немало своих денег в постановку "Апокалипсиса сегодня". Фильм по праву считается классикой мирового кино, но в прокате потерпел фиаско.

Конфликт, случившийся между Дмитрием Астраханом и Игорем Толстуновым, по сути является прецедентом, переводящим взаимоотношения продюсера и режиссера в России в принципиально новую коммерческую, творческую и этическую плоскость. И все же кто в итоге окажется прав: Дмитрий Астрахан, решившийся на столь резкий шаг, или Игорь Толстунов, не сдавший своих позиций? Однозначный ответ сможет дать только зритель, ведь успех той или иной картины обозначается лишь одним критерием - кассовыми сборами. Если "Подари мне лунный свет" окупит себя в кинопрокате, если им заинтересуется телебизнес, если он принесет реальную прибыль, то все вопросы автоматически будут сняты - прав окажется именно Толстунов.

Ну а если фильм себя не окупит?..

<<< Предыдущая заметка  Оглавление  Следующая заметка >>>

 
ПРОДЮСЕР

Мы несем ответственность перед зрителем

Генеральный директор кинокомпании "НТВ-Профит" Игорь Толстунов:

- Фильм "Подари мне лунный свет" нам вообще очень тяжело дался. Хотя бы из-за дефолта, на который пришлись основные съемки в Минске. В любом случае тяжело заканчивать картину, если с первого съемочного дня прошло больше трех лет. Теперь по сути. Продюсерская компания является посредником между режиссером и зрителем. Мы работаем по схеме: деньги - кино - зритель - деньги. Люди, которые приходят в кинотеатр и платят по 100 - 250 рублей за билет, возмещают тем самым расходы на производство фильма. "НТВ-Профит" несет ответственность перед зрителем за качество продукта. Вот тут и возникли проблемы. Мы предложили Астрахану представить нам картину в том монтаже, в котором он ее видит. Но после просмотра первой сборки у нас к ней появились претензии. Авторы согласились с нашими замечаниями и пообещали кое-что в фильме изменить. Но происходило все это мучительно долго, с большими перерывами и уговорами, поскольку параллельно Астрахан занимался уже другими проектами. Порой ситуация доходила до абсурда: Астрахан сидел в соседней монтажной, занимался новым своим проектом, и у него не было времени зайти в нашу монтажную или в зал перезаписи. Получалось, что сидит группа в составе звукооператора, композитора, продюсера, пытается что-то в картине переделать, а потом приходит Астрахан и принимает работу. На мой взгляд, это не совсем правильно.

Короче, однажды мы зашли в тупик, встретились с Димой и предложили ему, на наш взгляд, универсальный способ решения проблемы. Он готовит свою версию картины, а мы - свою. Потом анонимно показываем обе версии экспертам, и та, которая соберет больше положительных высказываний, будет выпущена в прокат. Сначала Астрахан на это предложение ответил согласием, но потом отказался, сказав при этом: "Если вы не согласитесь с нашей версией картины, мы с Даниловым снимем свои имена с титров". Что ж, это неотъемлемое право любого автора.

- То есть договор, заключенный между режиссером и кинокомпанией, нарушен не был?

- У нас в договоре следующее записано: "Режиссер представляет компании на утверждение окончательный вариант фильма, и компания принимает этот монтаж". То есть, соответственно, компания этот монтаж может и не принять. Что в нашем случае и получилось. А поскольку мы имеем право по тому же договору привлекать к работе третьих лиц, то мы их привлекли и выпустили фильм на экраны. На самом деле мы всегда предупреждаем режиссера об этом пункте в договоре, чтобы в дальнейшем избежать взаимных обвинений. Тут надо сказать, что многие творцы очень невнимательно читают договоры, а потом кричат, будто их обманули.

- В вашей компании это первый прецедент подобного плана?

- Нет, творческих конфликтов с авторами у нас хоть отбавляй. В кино это всегда случается, по-другому и быть не может. Но до ситуации с Астраханом подобных прецедентов не было. Хорошо, что с Димой мы расстались достаточно спокойно, без истерик. Приглашу ли я Астрахана для новой работы? Скажу честно: сначала я посмотрю на те картины, которые он снимет после работы у нас. И потом, вдруг он сам не захочет с нами сотрудничать?..


РЕЖИССЕР

Посмотрим, что скажет зритель

Режиссер-постановщик Дмитрий Астрахан:

- Что теперь говорить, видимо, я не очень хорошо подумал, когда подписывал договор. Потому что я их и не заключал никогда, поскольку работал с частными инвесторами. Мы обговаривали, на какую сумму и в какие сроки должна быть снята картина. И они, как правило, не вмешивались в дальнейшую работу, доверяли своему режиссеру.

- Так зачем же вы тогда подписали контракт с Толстуновым?

- Мне показалось, что между нами не возникнет разногласий. Но когда дело дошло до монтажа и музыкального оформления, позиция руководства "НТВ-Профит" стала совершенно тенденциозной, непоколебимой: "Только мы знаем, как сделать картину лучше!" Понимаете, выбор продюсера - вопрос крайне ответственный. Но и выбор режиссера - дело нешуточное. И если ты выбрал режиссера, то обязан ему доверять. Только в таком случае ты добьешься желаемого результата.

Посудите сами: если я выбрал архитектора, чтобы построить дом, какой смысл мне вмешиваться в его работу, если сам я сделать это лучше не смогу? Имел ли право Толстунов менять что-то в картине? Формально да. Стал ли фильм от этого лучше? Нет! Кинокомпания "НТВ-Профит" распоряжается чужими деньгами. Если бы они вкладывали в производство фильма свои собственные средства, рисковали бы ими, то никогда бы не смогли так поступить с картиной.

- Но ведь Толстунов предлагал пойти на компромисс. Сделать две разные версии и показать экспертам. Почему вы отказались?

- Детский сад! Конечно, будет известно, кто какую версию сделал, конечно, выбор экспертов будет определен с самого начала. Нет, истинный выбор может сделать только зритель. Да и сам я предлагал не неким экспертам показать фильм, а очень серьезным людям, мнению которых я доверяю, - Герману, Мельникову, Митте. Они профессионалы и не стали бы нести сор из избы. Но с таким предложением не согласился уже Толстунов.

- Вы чувствуете себя обиженным?

- Нет. Просто из этой истории я сделал определенные выводы и больше никогда не пойду на компромиссы. В кабалу можно попасть уже на уровне договора, поэтому с самого начала кинопроцесса нужно занимать крайне жесткую позицию. Чудес на свете не бывает.


Свежий номер

  • Украина

  • Автопром

  • Олимпиада 2012

  • Игра на выбывание
  • "ИТОГИ"  В  СЕТИ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    СВЕЖИЙ НОМЕР
    АРХИВ
    ФОРУМЫ
    ПОДПИСКА
    ДЕНЬ  ЗА  ДНЕМ
    ТЕЛЕГРАФ
    МЕЖДОМЕТИЯ
    РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО
    ТЕ, КОТОРЫЕ
    SAVE AS...
    СПОРТ
    ИГРЫ
    АФИША
    ФИЛЬМЫ
    КНИГИ
    ДНЕВНИК ИСКУССТВ
    РЕКОМЕНДУЕМ

    TopList

    АРХИВ | ФОРУМЫ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | РЕКЛАМА | РАСПРОСТРАНЕНИЕ | ПОДПИСКА
      Copyright © Журнал "Итоги"
    E-mail:
    Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, ссылка на "Итоги" обязательна.