15 (71) июнь 2005

 

В номере:

Факты и комментарии

Пока еще не поздно

Саид-Хамзат Гериханов
По законам военного времени
Саид-Хамзат Гериханов
Президент ЧР наградил московского бизнесмена
За похищенного представителя "Роснефти" требуют денежный выкуп 
 
Происшествие
Чеченский поезд и "Поваренная книга террориста"
Мария Мстиславская
В поисках террористов
Мнение аналитика
Миф о чеченской "Золотой орде"
Амин Осмаев
Договор (окончательный проект)
 
Ступени Жизни
От восстановления к развитию
Михаил Груднин
Поколение нового века
Зарема Осмаева
"Я пытался передать смысл аятов"
Саид-Хамзат Гериханов
Народное достояние
"Музыка - основа нашего народа"
Фестиваль дружбы
Дни культуры ЧР в Москве
После трагедии
Что ты оставишь людям
Лариса Керимова
Беженцы нуждаются в помощи
Герои Бреста
Память жива
Зарема Осмаева
Ищу тебя!
Герои французского сопротивления
О. Чармер
Людские судьбы
Мои самые близкие люди
Ненан мотт
Де дика дойла шун, наной!
Книжное новинки
Где ваши сказки?
Зара Ахмадова
Уникальный сборник произведений чеченского фольклора
Мир музыки
Фабрика звезд Амура Успаева
Народное достояние
"Музыка - основа нашего народа"

Композитор и исполнитель народной музыки на гармонике Рамзан Паскаев известен слушателям по участию в концертных программах вместе с ведущими эстрадными певцами. Самобытное творчество гармониста опирается на чеченскую народную музыкальную традицию. Его песни в разные времена исполняли Тамара Дадашева, Имран Усманов, Лиза Ахматова и другие. И будет не преувеличением сказать, что многие наши исполнители стали известными, благодаря его песням. В последние годы Рамзан Паскаев пробует себя в написании эстрадно-джазовых композиций. Московский период, по его собственному признанию, стал периодом творческого расцвета композитора.
А впервые Рамзан взял в руки гармошку в 6-7лет. Это было в середине 50 -х в городе Джамбуле Казахской СССР.
«На гармошке играли мои родители и сестры. Мой отец работал водителем. В те годы в Казахстане поднимали целину. Отец был задействован на уборке хлеба. Я помню, как он вместе со всей автоколонной выезжал на поля. Однажды отец привез немецкий аккордеон. В мои руки инструмент не вмещался. Он был большой, а я маленький. Я садился на ковер и терзал его, как умел. Правда, тогда мной руководило только детское любопытство».
Маленький Рамзан прислушивался к игре родителей. Но самое сильное детское впечатление на него произвела музыка великого Умара Димаева. В те времена специально для чеченской диаспоры по радио передавали чеченскую музыку. Эфир длился едва ли пятнадцать минут. Но на каждую передачу в домах счастливых обладателей радиоприемников собирались чеченцы. Это были чеченские народные мелодии в исполнении Умара Димаева. Спецпереселенцы словно завороженные, слушали гармонику. Ласкаемая пальцами гармониста - виртуоза, она рассказывала им об их осиротевшей родине и одновременно зарождала надежду на возвращение. Когда передача заканчивалась, мужчины прятали влажные глаза, а женщины тихо плакали, чтобы не напугать детей… Рамзан крепко прижимался к матери, может быть не совсем понимая, почему эти взрослые люди плачут как маленькие.
«Это были философские мелодии. Ничего подобного в чеченском фольклорном творчестве уже не будет. Умар Димаев остался непревзойденным виртуозом. Именно в то время у меня зародилось сильное желание стать на этот путь, стать таким как Димаев. Сейчас я понимаю, что никто не сможет сравниться с ним».
Вернувшись в Грозный, Рамзан всерьез занялся музыкой. В 1960 году мальчика пригласили аккомпаниатором в самодеятельный танцевальный коллектив в Дом народного творчества. Заурбек Васильевич Битаров стал первым руководителем Рамзана.
« Я стал записывать мелодии. Старался вникнуть в игру Димаева, перенять его манеру. Много и не по-детски работал, не чувствуя усталости. Параллельно я решил обучаться профессии строителя. Из Дома народного творчества я перешел в Ансамбль профтехобразования. Директором у нас был Марк Зиновьевич Ягудин. Это был очень хороший коллектив».
В то же время состоялась знаменательная встреча Рамзана со своим кумиром - Умаром Димаевым. Отец повел его в Чечено-Ингушский ансамбль песни и танца, где работал гармонист. Художественным руководителем ансамбля в те годы являлся Александр Михайлович Халебский, а директором - Щирвани Сатабаев. Александр Михайлович сказал: «Умар, к тебе пришел Рамзан Паскаев. Послушай его и скажи, будет ли он гармонистом». Рамзан сел на стул. Его ноги не доставали до пола. Он взял в руки инструмент Димаева и заиграл. Взрослые удивленно переглянулись. «Он обязательно станет гармонистом», -произнес Умар Димаев.
«На его лице была благородная улыбка. Мне кажется, он догадался, что я копирую его манеру игры».
В 1962 году Рамзана Паскаева пригласили выступить на грозненском телевидении. После этого памятного выступления гармонист стал широко известен в республике.
«В студии я сильно переживал. На меня смотрели камеры, свет. Как мне кажется сейчас, я достойно выступил».
Рамзан всегда оказывался в кругу взрослых детей. Ему не были свойственны простые детские забавы. Все свое время он отдавал музыке.
На Всесоюзном смотре самодеятельных коллективов ансамбль профтехобразования выступал в Кремлевском дворце.
«Тогда еще на мавзолее было написано «Ленин и Сталин». Мы выступали перед Никитой Сергеевичем Хрущевым».
В 1963 году Рамзана приглашают в Чечено-Ингушский ансамбль песни и танца, впоследствии «Вайнах». К тому времени ансамбль стал танцевальным.
«Ансамбль стал молодежным. Мне кажется, это была вынужденная мера. В Дагестане и Кабарде происходили те же преобразования. Я помню, как в ансамбль приехал абхазец Георгий Дзыба. Это человек, который в свои тридцать лет получил звание народного артиста РСФСР. Прогрессивный хореограф постановщик танца «Под небом вайнахов». Тогда наши танцоры взяли впервые в руки клинки. Этот танец запомнился многим».
В 1967 году Рамзана Паскаева призвали на срочную службы в ряды Советской Армии. Совершенно случайно Рамзан узнает, что в Самаре есть гарнизонный ансамбль песни и пляски. Вместе с Рамзаном служил еще один участник музыкант, его соотечественник Аслан Гугиев. Ребята написали письмо в Самару и их перевели в ансамбль. Так Рамзан Паскаев стал руководителем военного оркестра Куйбышевского гарнизонного ансамбля. Ансамбль под его руководством неоднократно становился лауреатом музыкальных конкурсов и смотров.
Нужно заметить, что, несмотря на то, что техникой игры на гармони Рамзан овладел еще в тринадцатилетнем возрасте, он решает получить профессиональное музыкальное образование: сначала в Грозненском культурно-просветительском училище, затем в Краснодарском институте культуры.
Демобилизовавшись из рядов вооруженных сил, гармонист еще недолго проработал в «Вайнахе».
«Я перешел на работу в оркестр Комитета телевидения и радиовещания под руководством Зайнди Чиргизбиева. Я рос и как человек и как музыкант. И в «Вайнахе» мне стало мало места. Хотелось глубже исследовать народное творчество. А на радио имелись уникальные записи Умара Димаева. Изредка мне удавалось встретиться с ним на концертах. Но нас связывали очень теплые отношения. Он относился ко мне как к сыну».
Тринадцать лет проработал Рамзан в этом оркестре. Был и руководителем оркестра. В 1983 году Рамзан Паскаев возвращается в «Вайнах» и вплоть до 99-го года работает в нем.
«Я переехал в Москву от безысходности. Здесь моё творчество стало приобретать определенные контуры. Будучи взрослым человеком, я стал осознавать, что музыка - это основа нашего народа. Без музыки немыслима жизнь. Она должна сплотить людей, помочь нам жить и строить. Живя в Москве, я издал шесть дисков. И еще я понял, что ответственен за наше музыкальное наследие. Народное творчество это очень серьезный жанр и с ним надо обращаться бережно. За годы войны мы утратили всю фонотеку. Уничтожено много уникальных записей, которые имели свою историческую ценность. Их просто сожгли, растоптали. Необходимо восстановить и заново записать ту богатую музыкальную коллекцию, которая у нас была».
Обладая превосходным музыкальным слухом, Рамзан Паскаев помнит эти мелодии наизусть. Мелодии, сопровождавшие его все эти годы, он записывал. Это фольклорные мелодии, которые станут фундаментом для восстановления всего музыкального народного творчества.
«Это нужно для того, чтобы не ориентировались на музыку других народов. Какая может быть чеченская музыка, если опираться на европейские мелодии? Наша эстрада и так не в лучшем состоянии. Когда-то первым в эстрадном жанре стал Адлан Шахбулатов. Эти композиции исполнял Мовлад Буркаев и они ни кого не оставляли равнодушными. К примеру, такие песни, как песня о Грозном рождаются раз в полвека. Ничего подобного на нашей эстраде сейчас не происходит. Сегодня появляется новая песня, а завтра её никто не вспомнит. А песня должна жить. Для того, чтобы она жила, в неё нужно вложить душу. Тогда она приобретает свой характер».
Музыка Рамзана Паскаева действительно музыка с характером. Её не спутаешь ни с одной другой. А между тем, у Рамзана появился уже свой ученик. Это сын гармониста Руслан.
«В августе ему исполняется двадцать. Но я могу сказать, что в игре на гармони, он меня уже догнал. Я собираюсь в скором времени записать с ним диск».
Последние годы Рамзан Паскаев работает в оркестре детского хореографического ансамбля «Зия», под руководством Заслуженного деятеля искусств России Топы Элимбаева. Мастерство этого коллектива, мы наблюдали 14 мая этого года в концертном зале «Россия».
На вопрос о ближайших планах музыкант ответил:
«Я собираюсь записать ноты всей музыки, которая у меня хранится в записях. Саид Димаев хотел мне помочь в этом. Мне очень жаль, что мы потеряли такого чудесного специалиста-музыковеда. В своё время он опубликовал сто мелодий своего отца. Настала очередь издавать мои мелодии. Я думаю, что они нужны подрастающему поколению».

 

Зарема Осмаева