Главная страница Free Trial Issue of Vestnik magazine

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 6(265) 13 марта 2001 г.

Барух ПАСЫНКОВ (Израиль)

"МАССАДА БОЛЬШЕ НЕ ПАДЕТ"

Арад (около 30 тысяч жителей), созданный 40 лет назад в Иудейской пустыне, - всего в 40 мин. езды от Иерусалима и 30 мин. от Мертвого Моря, привлек немало выходцев из бывшего Союза. Как и везде в Израиле, новое здесь соседствует с глубокой стариной. В окрестностях Арада немало интересных мест. Самое известное из них - крепость Маcсада. Добраться до нее можно двумя путями: одна дорога ведет от улицы Бен-Яир, мимо городского кладбища, другой путь - по шоссе вдоль побережья Мертвого моря.

На вершине одной из скал Иудейской пустыни, подымающейся на 450 метров над Мертвым морем, в 25 году до н.э. царь Ирод, потомок идумеев, принявших иудейскую веру, построил убежище для себя и своей семьи, значительно укрепив и достроив существовавшую на этом месте крепость хасмонейского периода.

Со всех сторон Массаду окружают отвесные скалы ("маcсада" на иврите и означает крепость на скале). Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая "змеиная" тропа (ее хорошо видно, когда поднимаешься вверх на фуникулере). Наверху - мощные стены, в которых устроены 37 башен. На вершине скалы - почти плоском плато - были построены дворцы, синагога, вспомогательные постройки. Дворцы напоминали роскошные римские виллы. И сегодня так называемый Северный дворец, нависающий над пропастью, даже издали производит сильное впечатление.

Разумеется, через 2000 лет от этих величественных сооружений остались в основном руины. И все-таки многое сохранилось: фрагменты великолепных мозаик, холодные и горячие бани, и многое, многое другое. Здесь можно спуститься в вырубленные в скалах громадные цистерны общей емкостью около 40000 куб. м. - искусная ирригационная система собирала осадки в период дождей. Позднее защитники крепости, потешаясь над римскими солдатами, умиравшими от жажды, обливали их сверху водой.

После смерти Ирода Маcсада была заброшена. О ней вспомнили позднее, во время Иудейской войны 66-73 гг.

9 ава 70 г. римские легионы под командованием Тита покоряют Иерусалим. На фризе арки Тита в Риме можно видеть вереницу еврейских пленных и трофеи из Храма, в том числе менору. Город сожжен дотла. Последние из "канаим" - свободолюбивых еврейских патриотов - всего около 1000 чел, вместе с семьями - уходят в Массаду. Во главе "канаим" стоял Элиэзер Бен-Яир, принадлежавший к одной из самых уважаемых семей Иудеи. И тогда начались 1000 дней Массады, те 1000 дней, которые вписали ее в книгу вечности.

Канаим, или зелоты, в переводе - "фанатики". Это движение появилось в начале I века, как оппозиция истеблишменту Иудеи - фарисеям и саддукеям. Последние, несмотря на внешние различия, смирились с присутствием Рима в Иудее. Канаим же (среди них был и Симон Зелот, один из 12 Апостолов) отказывались признать римское владычество и платить налоги, заявляя, что единственный авторитет для них - господь Бог, и больше они никого не хотят знать.

Римский император Веспасиан дал приказ генералу Флавиусу Сильва подавить бунт. Сильва командовал знаменитым 10 легионом Фретензис, любимым легионом Юлия Цезаря (между прочим, за 40 лет до описываемых событий легионеры распяли проповедника по имени Иисус из Назарета). В его составе было около 15 тысяч воинов. Императорская армия насчитывала 28 легионов, 4 из них были посланы для усмирения Иудеи. 15 тысяч римских солдат - против 1000 защитников Массады! Сильва обложил Массаду со всех сторон, построил стену и 8 лагерей, расположенных по периметру (их очертания можно видеть и сейчас, поднявшись наверх, в крепость). Воду доставляли из Эйн-Геди на 5000 вьючных животных. Но, как выяснилось, обычная осада здесь не помогала - у осажденных было достаточно воды и продовольствия, а поскольку наверх вела одна-единственная тропа - задача казалась невыполнимой. Тогда за работу принялись римские строители, которым тогда не было равных (до нашего времени сохранились римские дороги и акведуки в центре страны). С помощью еврейских рабов была построена гигантская насыпь с западной стороны (по ней подымаются туристы, приезжающие по дороге, ведущей из квартала Ротем в Араде). По насыпи были подняты наверх осадные башни и баллисты, которые забрасывали защитников крепости ядрами (их можно увидеть во время экскурсии по крепости). Зелоты отвечали стрелами и кипящей смолой. В боях участвовали все: от мала до велика. За одну ночь защитники Массады восстанавливали стену, которую пробивали римляне.

Но силы были слишком неравными - положение "канаим" становилось всё более и более безнадежным. Когда ситуация достигла критического момента, Элиэзер Бен-Яир созвал всех и взял слово.

Вот отрывки из его речи:

"Отважные и верные сторонники! Мы давно решили не служить ни римлянам, ни кому-либо другому, кроме Бога, который один истинный и справедливый властитель над нами. И теперь пришло время доказать нашу веру на деле. В такой момент мы не должны покрыть себя позором. В прошлом мы рисковали своими жизнями, но не стали рабами. Если мы попадем живыми в руки римлян, то это будет означать конец всему. Мы были первыми, кто поднял восстание, и будем последними, прекратившими борьбу. Бог даёт нам возможность умереть благородными и свободными людьми... Пусть наши жены умрут необесчещенными, наши дети не узнают рабства. Этим мы окажем друг другу добрую услугу, сохранив, унеся в могилу, самое прекрасное - нашу свободу... Идемте! Пока наши руки свободны и могут держать меч, дайте им сделать благородное дело! Умрем непорабощенными нашими врагами и покинем этот мир с нашими женами и детьми..."

Не сразу, но его слова нашли отклик в сердцах людей. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли. Все попрощались друг с другом, улеглись на землю - лицом наверх, мужья рядом с женами и детьми. Десять, с кинжалами в руках, выполнили свою скорбную задачу... и затем покончили с собой. Подробности смерти защитников Массады рассказали две женщины, укрывшиеся вместе с 4 детьми в пещере.

На следующее утро, 15 апреля 73 года, когда римляне вошли в крепость, их встретила гробовая тишина. Ветераны, участвовавшие во многих сражениях, были потрясены увиденным: на земле лежали бездыханные зелоты, все было сожжено, остались лишь вода и продовольствие. Не недостаток припасов, а любовь к свободе привели защитников Массады к этому трагическому концу.

Эпопея Массады известна благодаря хроникам Иосифа Флавия. Еще не так давно в каждой христианской семье томик знаменитого римского историка лежал рядом с Библией (дело в том, что он упоминает в своих писаниях и об Иисусе из Назарета). Иосиф Флавий, он же Иосиф Бен Мататияху, о котором пишет Фейхтвангер в известном романе, был одним из руководителей еврейского восстания, попавшим в плен, получившим римское гражданство и римское имя, и был заочно приговорен зелотами к смертной казни. В семи книгах "Иудейские войны" Иосиф Флавий подробно описывает эту эпоху, и на протяжении многих поколений его хроники были практически единственным источником наших знаний о Массаде.

Подлинные открытия пришли лишь после провозглашения государства Израиль. В 1955 в Массаде работала экспедиция Еврейского университета под руководством Захарии Гутмана, а в 1963 году около 3000 добровольцев из 28 стран всего за два сезона проделали работу, на которую в обычных условиях понадобилось бы 20 лет. Руководителем экспедиции был профессор Игаль Ядин, автор многих книг и командующий Армией Обороны Израиля в 1949-52 гг. Результаты превзошли все ожидания: найдена синагога - самая древняя на территории Израиля, неподалеку ритуальная "миква" - построенная в точном соответствии с правилам Галахи, мозаики - одни из наиболее известных в мировой археологии и многое, многое другое, в том числе 10 черепков с ивритскими именами, и одно из них - Элиэзер.

Удалось найти и останки нескольких десятков защитников Массады, которые были перезахоронены с воинскими почестями в присутствии руководителей государства. Раскопки также подтвердили поразительную точность рассказа Иосифа Флавия, книги которого служили настоящим путеводителем во время работ.

Раскопки Массады вызвали резонанс во всем мире. Дело в том, что к этому времени Маcсада стала ассоциироваться с только что воссозданным Израилем - маленькой страной, противостоявшей несметным полчищам. Еще до 48 года группы молодежи устремлялись сюда, а в Хагане подъем на Массаду стал частью обязательных тренировок будущих бойцов.

Национальная психология всегда связана с мифами. В России каждый знает слова политрука Василия Клочкова: "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!", англичане - команду лорда Нельсона в Трафальгарском бою: "Англия ожидает, что каждый солдат выполнит свой долг". В Израиле лозунг: "Маcсада больше не падет!" - стал общенациональным. Не случайно здесь, по окончании "тиронута" принимают присягу танкисты. А в нашем городе Араде одна из улиц называется Рхов Канаим, и главная магистраль Арада носит имя Бен-Яира.

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 6(265) 13 марта 2001 г.