Материалы и статьи

Нил Ушаков. «Русскоязычным жителям Латвии нужна латышско-русская партия»

 Решить проблемы русскоязычных жителей можно, как бы идеалистично это на первый взгляд не звучало, только совместно с латышами. Но на самом деле это самый прагматичный, а в итоге -- и самый эффективный подход.

Экономика и политика

Перед тем как говорить о проблемах русскоязычных, необходимо четко обозначить один факт. Русский язык в Латвии был, есть и будет. Это по сути аксиома. А залогом крепких позиций русского языка и сейчас, и в будущем являются экономические факторы.

Во-первых, это широкое распространение в последние годы кабельного и спутникового телевидения. В зону покрытия кабельных сетей попадает абсолютное большинство русскоязычного населения страны. И они могут смотреть десятки русских каналов – как российского, так и западного производства. Для примера – менее, чем сто лет назад многочисленная послереволюционная русская диаспора во Франции не имела доступа к какой-либо продукции на родном языке за исключением нескольких собственных небольших газет. Даже еще в 80-х годах не было ни спутникового телевидения на русском, ни Интернета. И русский человек, оказавшийся за границей, оказывался отрезанным от русского пространства.

Телевидение делает русский язык более распространенным и среди латышей. Очень многие из них смотрят каналы на русском языке – начиная с программы «Время» и заканчивая русской версией Animal Planet.

Во-вторых, в условиях рыночной экономики спрос формирует предложение. Любой предприниматель знает – клиента нужно ублажать, иначе он уйдет к конкурентам. Поэтому 900 тысяч русскоязычных потребителей товаров и услуг всегда могут быть уверены – бороться за их кошельки предприниматели в Латвии будут на их же родном языке. Чтобы продать вам очередную стиральную машину, убедить взять еще один кредит или просто рассказать о новом йогурте и шампуне использоваться будет русский язык. Вне зависимости от того, какой язык является родным для продавца.

Кстати, одна особенность последних лет – чтобы устроиться на работу в частную компанию в той же Риге знание русского языка требуется почти всегда. Наравне с латышским.

Экономика является залогом позиций русского языка в Латвии. И поколебать их вряд ли сможет какая-либо языковая инспекция. Это значит, что не забудут, как опасаются некоторые, русскоязычные жители Латвии свой родной язык, и не перестанут его использовать как основной. И судя по всему, особенно не забудут русский язык и латыши.

Можно привести одно несерьезное доказательство. Латышский канал ТВ3 (именно латышский канал, а не его русская версия 3+) начали транслировать «Кривое зеркало» Петросяна с титрами на латышском языке. После этого за судьбу русского языка в Латвии можно не переживать.

Крепкие позиции русского языка, обеспеченные логикой рыночной экономики, не могут, конечно, не радовать. Но политика в нашей стране существуют нередко отдельно от экономики. И в политической сфере русский язык, напротив, пытаются сознательно выдавить из жизни. Нерешенными остаются ключевые проблемы русскоязычных жителей – положение неграждан, право использовать русский язык в общении с властями и финансируемое государством образование на русском языке.

Просто политика

Чтобы решить эти проблемы, нужно менять политику государства. А сделать это можно, как бы банально это не звучало, только если ты являешься частью политической и государственной системы. И для решения проблем русскоязычных жителей Латвии это значит участие во власти русскоязычных политиков. То есть то, чего у нас на уровне правительства не было еще ни разу за последние 16 лет. Несмотря на то, что русскоязычных здесь – и потребителей, и избирателей – здесь почти миллион.

И сейчас – через 16 лет после восстановления Латвией независимости можно говорить о трех путях, с помощью которых русскоязычные политики могут пытаться попасть во власть и оттуда решать проблемы своих избирателей.

Первый – это так сказать, индивидуальная интеграция, в латышские партии. Путь гарантирует участие во власти. Но исключает какую-либо пользу для русскоязычного населения. Классический пример – многократный министр Владимир Макаров от ТБ/ДННЛ. Поэтому дальше этот путь можно и не обсуждать.

Второй – это создание сугубо этнической партии. В теории этническая партия может получать 25, а то и 30 «русских» мандатов в Сейме. Больше – невозможно по понятным демографическим причинам. Главная угроза на этом пути – этническая партия в межнациональной стране всегда воспринимается как элемент противостояния. А дальше – простая математика: 70-75 «латышских» депутатов объединяются против «русских» коллег. И о какой-либо пользе для русскоязычных от такой партии тоже можно забыть. Напротив, подогреваемое искусственное политическое противостояние между латышами и русскими будет усугубляться – из конъюнктурных соображений. Таким путем русскоязычные политики уже несколько раз ходили, и положительных результатов это не принесло.

Третий путь– создание единой латышско-русской межнациональной партии. При условии, что межнациональная политическая сила должна четко понимать проблемы русскоязычных жителей и прикладывать все возможные усилия для их решения. Для Латвии это пока абсолютно новый подход. И на мой взгляд – самый перспективный. Хотя и самый трудный, особенно если сравнивать с предыдущими двумя. И не факт, что это подход вообще возможно реализовать в ближайшее время.

Но идея создания латышско-русской партии - это не идеалистический призыв из серии кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!». Это трезвый и четкий расчет. Русскоязычные в силу демографических обстоятельств самостоятельно не могут получить представительство больше, чем 25-30 мандатов в Сейме.

В свою очередь единая латышско-русская партия может получить в Сейме чуть ли не половину голосов, и вместе с этим – непоколебимые позиции в любом правительстве. И тогда «русские» мандаты будут работать с максимальной отдачей на пользу русскоязычных жителей Латвии.

А на муниципальных выборах в той же Риге, Даугавпилсе или Резекне – единая партия может получить абсолютное большинство. Такой результат, по сути, в явочном порядке изменит, например, ситуацию с использование русского языка в общении с самоуправлениями. Или в русских школах, деятельность которых регламентируется самоуправлениями больше, чем тем же Министерством образования и науки.

Латышско-русских партий в истории современной Латвии еще не было. По сути, это путь, по которому идет сейчас «Центр Согласия», но и нам еще многое нужно сделать для того, чтобы стать полноценной межнациональной партией.

Нам нужно искать новых партнеров и союзников среди политиков и политических сил со схожей идеологией. Политиков, за которыми стоят латышские избиратели, для которых важно развитие государства и повышение благосостояния, а не усугубление национальных проблем. Такие политики и такие избиратели в Латвии есть.

И здесь я хотел бы повториться - процесс создания межнациональной партии, если это действительно возможно в нынешней Латвии, не может быть простым. Нелегко преодолеть обиды и предубеждения, которыми Латвия живет уже второй десяток лет. Именно поэтому создания латышско-русской партии особенно сложно, например, по сравнению с развитием партии этнической.

И такому процессу, если он начнется, была бы крайне нужна помощь и поддержка трусскоязычных жителей Латвии. Причем не только на уровне избирателей. Но и на уровне негосударственных русскоязычных организаций, которые должны и могут играть важнейшую роль в развитии гражданского общества в Латвии и всей страны в целом.


Список материалов и статей