Некоммерческая организация научно-просветительский фонд




Культурно-историческое пространство Кавказа

   
ГлавнаяО фондеО проектеОтправить e-mailПоддержкаСсылки
   

 

English

 

ФотопутешествиеБиблиотека Галерея

 

 

Здесь вы можете скачать полную версию статьи в формате PDF

Здесь вы можете бесплатно скачать Скачать Acrobat Reader для просмотра PDF документов

 

Армяно-Иранские связи в эпоху правления шаха Аббаса Первого.

Родионова Е. М.

Как известно, между армянами и персами испокон веков существует тесная связь - языковая, историческая, культурная. Армяно-иранские контакты начались в ранний период, еще до исламизации Ирана и христианизации Армении. Часто указывают, что между армянами и персами есть историческая и культурная близость, которая коренится в их общем зороастрийско-арийском прошлом несмотря на последующее религиозное размежевание.

17 в. стал новым этапом взаимодействия двух народов, временем их максимального сближения. Его часто рассматривают как переходный этап от "темных" 15-16 вв. к "просвещенному" 18 в., но подробное изучение всех обстоятельств дает понять, что его значение отнюдь этим не исчерпывается. Начало этому новому этапу развития армяно-иранских связей было положено во время правления шаха династии Сефеви, Аббаса I. Основными вехами армяно-персидских взаимоотношений того времени были: переселение армян в Персию, основание армянской колонии Новая Джульфа и внедрение армянских купцов в экономику Сефевидского Ирана. Благодаря этому, в последующие десятилетия стали возможны многочисленные изменения в международных торговых связях Ирана, изменение маршрутов экспорта ближневосточного шелка в Европу, формирование новой торговой элиты в Иране.

Также эти события послужили взаимному обогащению армянской и персидской культур.

Решение иранского шаха Аббаса I переселить армян с завоеванных им территорий в центральные области Ирана, получившее в историографии название "великий сургун" было одним из важнейших событий в истории династии Сефевидов.

В течение всего существования Сефевидской династии продолжались войны Ирана с османской Турцией. Города и местности, населенные армянами, выступали в качестве спорной территории. С 1512 г. Иран и Турция с переменным успехом отвоевывали друг у друга страны Закавказья и, в том числе, Армению. К началу 17 века Армения, Азербайджан и Грузия находились под властью Турции.

Город Джульфа (Джута) на реке Араке, населенный преимущественно армянами, на протяжении длительного времени играл важную роль в экономической жизни всего региона. "С начала XVI в. Джульфа стала крупным торговым центром и перевалочным пунктом между северо-западным Ираном, Закавказьем, Средней Азией и Ближним Востоком". В это же время Джульфа превратилась в связующее звено между рынками Ирана и европейских стран. Джульфинские купцы опосредованно, через Ближний Восток вели торговлю с Западной Европой. Байбуртян называет среди причин, не позволявших европейским державам вести торговлю напрямую с Ираном, частые ирано-турецкие войны, небезопасность турецких транзитных путей, а также недостаток опыта сухопутной торговли. Армянские купцы из Джульфы, также, торговали с Индией через Иран. Перевалочными пунктами были города Шираз и Бендер-Аббас.

Главным предметом торговли был шелк-сырец, его вывозили в Европу, где он обрабатывался на мануфактурах. Шелковые ткани, а также разного рода сукна, в свою очередь, были предметом европейского экспорта на Ближний и Средний Восток. Также, важную долю экспорта составляли "...различные драгоценные камни, предметы роскоши, меха, ковры, шерстяные и шелковые изделия...".

Таким образом, завоевание и удержание Джульфы имело стратегическое значение для двух соперничающих государств. В 1603 г., воспользовавшись беспорядками в Турции, шах Аббас I двинулся на Закавказье и завладел Азербайджаном и значительной частью Армении. Избегая сражения с превосходящими силами врага, шах Аббас решил отступить, разрушая и опустошая на пути ряд областей, чтобы наступающие турки-османы оказались без продовольствия и пристанища.

По приказу шаха в 1604 - 1605 г. были разрушены многие села и города Армении, а их жители насильно переселены во внутренние провинции Персии.

Армянский историк 17 в. Захария Канакерци (Саркаваг) называет следующие населенные пункты, жители которых были угнаны в Иран: Ехегнадзор, Гехам, Лори, Хамзачиман, Ниг, Шарапхана, Ширак, Заришат, села Карса и ущелье Кагзувана, Алашкерт, Маку, Албак, Салмаст, Хой, Урми, пределы Тавриза, Араратская долина, город Ереван, область Котайк, Цахкунацдзор, Гарнудзор, Урнадзор и области Карина и Басена, Хнус и Маназкерт, Арцке и Арчеш, Беркри и все области Вана. По его же сведениям, в Иране армяне были расселены в следующих населенных пунктах: Ардебиль, Ахар, Апахр, Казвин, Хамадан, Шираз, Гулпекан, Керман, Исфахан, Хунсар, Силахор, Парна, Пуавари, Гентуман, Анчан, Алинджан, Хойикан, Шехшебан и другие области Персии.

Различные источники по-разному оценивают общее количество армян, переселенных в Иран в ходе "великого сургуна". Армянские авторы дают цифру в 400 000 человек. Иранский историк Насрулла Фальсафи пишет о том, что в 1012 г. по лунной хиджре, "жестокой зимой", шах Аббас переселил в Иран 12 тысяч семей из Нахичевани, Джульфы и Еревана (без указания этно-конфессиональной принадлежности переселяемых).

Сильно варьируются сведения и о людских потерях, понесенных в ходе переселения, но во всех серьезных работах указывают на то, что погибло несколько тысяч человек, главным образом женщин, детей и стариков.

Насильственное переселение армян в Персию было подчинено многим целям и повлекло за собой многие последствия.

Основные причины переселения армян в Персию.

Военно-стратегическая: в ходе затяжных османо-сефевидских войн земли, населенные армянами, постоянно переходили из рук в руки. Не имея возможности победить в открытом бою, шах Аббас стремился разорить и ослабить спорные территории, оставить противнику "выжженную землю".

Политическая: нужно было укрепить центральные районы Ирана, ослабить области, населенные неиранскими народами, чтобы в будущем уменьшить опасность сепаратистских выступлений. Этой же цели служило перенесение столицы из Казвина в Исфаган.

Экономическая: Аббас намеревался основать армянскую колонию в Иране, чтобы использовать армян для развития внешнеэкономических связей и перенести центр караванной торговли из Старой Джульфы в Иран, изменить направление караванных путей, чтобы помешать османам обогащаться впоследствии за счет джульфинских купцов.

Также шах Аббас собирался использовать искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфагане.

Армянский историк 17 в. Аракел Даврижеци считает, что важную роль сыграла также эмоциональная реакция зависти шаха Аббаса к армянам, вспыхнувшей при виде их богатства и роскоши. В 1603 г., шах Аббас провел три дня у правителя Джульфы ходжи Хачика Шафраза и был восхищен пышностью приема. Даврижеци пишет, что во время пребывания в Джульфе, "Шах Аббас же, этот вишап из преисподней, издревле исполненный змеиной ненависти к христианам, увидев такое богатство и благосостояние христиан, почувствовал зависть. И стал выискивать в уме повод и удобный случай, чтобы предать их. Однако, утаив на время яд, внешне притворялся довольным"'.

Столь подробный анализ всех причин и предпосылок "великого сургуна" необходим для того, чтобы показать, насколько неоднозначное отношение к армянам сложилось у шаха Аббаса к началу 17 в. Он видел в них одновременно бесправное население завоеванных территорий, и выдающихся ремесленников и торговцев, способных изменить к лучшему экономическое положение Ирана.

В последнем случае, он возлагал особые надежды на население Джульфы. Даже в тяжелых условиях насильственного переселения, джульфинцы обладали некоторыми преимуществами, перед жителями других армянских городов и сел. Согласно сведениям Даврижеци, шах обязал воинов помочь джульфинцам при переправе через реку Араке.

Первое время после переселения в Иран, джульфинцы жили в Исфагане, в квартале Шамс-абад. В 1605 г., шах Аббас даровал джульфинцам участок в пригороде Исфагана, на берегу реки Зайендеруд, на своих личных землях класса "хассе" для строительства Новой Джульфы. По свидетельству Аракел Даврижеци, джугинцы сразу же "...застроили их своими домами и жилищами прекрасными сооружениями, сводчатыми [торговыми] рядами, дворцами с пристройками и летними беседками, стройными и величественными строениями, затейливо /64/ украшенными разнообразными и ласкающими взор золотыми и лазурными цветами".>>