Seagull online
Содержание номера Архив  




Реклама

"Чайка" #19(54) от 7 октября 2005 г.

Анна Марголина (Редмонд, Вашингтон)

Собаки- терапевты

“Change tears into smiles and help the forgotten to laugh”
[“Преврати слезы в улыбку и помоги заброшенным рассмеяться”]
Девиз собаки-терапевта

Пет-терапия (pet therapy, animal assisted therapy) — сравнительно новое явление в США. Этим термином называют терапию больных с помощью домашних животных. Еще лет 10 назад появление собаки в палате онкологического больного, в психиатрической клинике или в доме престарелых вызвало бы взрыв негодования у медсестер и врачей. Отношение медиков к терапевтическим возможностям собак изменила медсестра Элайна Смит, уроженка города Хилсайд в штате Нью-Джерси. Работая в больнице в Англии, она обратила внимание на то, какое благотворное действие оказывали на пациентов визиты капеллана и его собаки породы золотой ретривер. Тогда у Элайны и возникла идея использовать специально обученных собак для ободрения и утешения пациентов. Вернувшись в США, она эту идею осуществила.

Сертифицированная собака-терапевт Бумер читает книгу детям в книжном магазине Barnes&Noble;

Первыми собаками-терапевтами стали несколько немецких овчарок и колли (почти все эти собаки до сих пор живы и продолжают работать). Позже Элайна основала Международную организацию терапии животными (Pet Therapy International), которая занимается пропагандой пет-терапии, обучением собак, решением юридических вопрос, вопросов страхования собак и их владельцев и т.п. Сейчас организация Элайны Смит уже не единственная: появились и другие, например, Delta Society в США и St. John Ambulance Pet Therapy в Канаде.

У пет-терапии пока нет единого подхода и даже общепринятой терминологии. Например, организация Delta Society предпочитает не использовать термин пет-терапия, а подразделять все формы общения пациентов и собак на “активность при поддержке животных” (Animal Assisted Activities, или ААА) и “терапия с помощью животных” (Animal Assisted Therapy, или ААТ). В случае ААА, добровольцы, приводящие в больницу или дом престарелых своих питомцев, не ставят перед собой никаких конкретных задач. Продолжительность и частота визитов строго не определена, участие врачей ограничивается выдачей разрешения на посещения. А вот ААТ уже является частью лечения, поэтому врач, а не владелец животного, определяет, как часто будет приходить животное, сколько времени будет оно проводить с пациентом, чем они будут заниматься.

По мнению Международной организации терапии с помощью животных, само появление собаки в больничной палате или доме престарелых вносит искру в стерильную будничность жизни, оживляет разговоры, смягчает сердца. Гладя блестящую собачью шерсть и чувствуя тепло дружеских лап, люди отвлекаются от невеселых мыслей, боли. Исследования, проведенные в одной из американских больниц, показывают, что люди, страдающие болезнью Альцгеймера, которых регулярно навещают собаки, становятся более спокойными и общительными, лучше переносят больничную жизнь.

Но еще лучше, если животное, задействованное в ААТ, умеет делать что-то особенное. Например, в нашем штате Вашингтон есть организация “Лапы за здоровье” (Paws for Health), где животные и их владельцы могут пройти тренинг и получить сертификаты “терапевтов”. Одна из предлагаемых программ называется “Читая с Ровером” (Reading with Rover; Rover — пират, странник и популярное имя собаки). Собаки, обученные по такой программе, помогают детям, которые по той или иной причине испытывают трудности с учебой, полюбить книги. Когда ребенок читает вслух, собака сидит перед ним и слушает с выражением глубокого и концентрированного внимания, ловя каждое слово. При этом, в отличие от учителей и родителей, она демонстрирует искреннюю заинтересованность, воздерживается от критических замечаний, не проявляет раздражения или усталости.

Другой пример терапии — это развитие у детей моторных навыков и умения следовать инструкциям. В этом случае, вместо скучных упражнений, детям предлагают, например, застегнуть ошейник на собаке или кошке, пристегнуть и отстегнуть поводок, причесать животное, дать ему лакомство. Так как детям часто проще найти общий язык с собакой, чем с взрослым терапевтом или другими детьми, собаки могут научить аутичных детей обращать внимание на “язык тела” — жесты, выражение лица, вовлечь их в совместные игры, пробудить интерес к общению.

Целями пет-терапии может быть также повышение уверенности в себе, тренировка памяти и внимания, адаптация к инвалидному креслу, развитие социальных навыков и т.д.

Практически любое домашнее животное может быть использовано в пет-терапии, но наиболее частыми “терапевтами” становятся собаки. Однако не из каждой собаки получится хороший “терапевт”. Чтобы встреча с собакой оказывала на пациентов благотворное действие, собака должна обладать определенными качествами. Прежде всего, разумеется, она должна быть спокойной и дружелюбной. При этом ее дружелюбие должно быть уравновешено хорошими манерами: она не должна прыгать на людей, ставить лапы им на колени, нюхать их и облизывать. Кроме того, ее не должны пугать или настораживать необычные объекты (например, человек, сидящий в инвалидном кресле или держащий в руке палку), запахи лекарств и больных, резкие звуки, нестандартное поведение (размахивание руками, топанье ногами и т.д.). Очень важно, чтобы собака любила свою “работу” и проявляла к людям живой и неподдельный интерес. Собака, которая после нескольких минут общения отворачивается и начинает искать блох или рвется к двери, принесет больше вреда, чем пользы, так как, что может быть хуже для старого и больного человека, чем чувство, что ты всем в тягость, даже собаке.

Чтобы ваша собака смогла стать терапевтом, необходимо пройти тестирование и зарегистрировать ее. Тестирование и регистрацию собак проводят несколько организаций (например, Delta Society, Therapy Dog International). Универсальной процедуры пока нет, и каждая организация имеет свои стандарты, но, как правило, эксперты оценивают характер и воспитание собаки, проверяют ее на отсутствие паразитов, болезней, удостоверяются, сделаны ли необходимые прививки. Мы живем в Америке, поэтому необходима также страховка, в частности, на случай судебных исков.

Собак, задействованных в пет-терапии, не надо путать с “собаками-помощниками” (service-dogs) — этот титул носят лишь собаки, обслуживающие людей с ограниченными возможностями, например, собаки-поводыри слепых. Собаки-помощники защищены федеральным законом и имеют право заходить в общественные заведения или транспорт, даже если там висит табличка, запрещающая вход домашним животным. В отличие от них, собаки-терапевты не имеют никаких особенных привилегий.

Пет-терапия до сих пор вызывает много споров. Например, защитников животных беспокоит возможность грубого обращения пациента с животным или даже причинение животному телесных повреждений (особенно, если объектами терапии являются пациенты психиатрических больниц, умственно-отсталые дети, пациенты с нарушениями памяти, конвульсивными припадками и т.д.) Врачей же больше волнует здоровье пациентов: возможная аллергия на шерсть, перенос паразитов или инфекции, риск укусов. По мнению энтузиастов пет-терапии, все эти опасения и сомнения надо принимать во внимание, но не для того, чтобы вынести пет-терапии обвинительный вердикт, а для того, чтобы повысить ее стандарты: усовершенствовать подготовку и тестирование собак, разработать нормы взаимодействия собак и пациентов, обеспечить безопасность всем участникам.

| More

Copyright © 2001-2010 by the Seagull Publications Corporation. All rights reserved. Архив