Skip to Content

Талибан в Афганистане: возвращение к власти или путь в никуда? Часть 2

Начало

США в Афганистане

Американское руководство обнародовало цели вторжения уже 7 октября 2001 года:

- Свержение правления Талибан в Афганистане и устранение влияния движения на всей территории страны.

- Построение в Афганистане современного демократического общества.

- Поимка Усамы бин Ладена и его пособников, предание их международному суду.

Прошло почти девятиталибан1 лет с момента начала операции «Несокрушимая свобода», но, несмотря на упорное наращивание военного контингента на территории Афганистана, декларируемые цели остаются невыполненными. Усама бин Ладен не был пойман и по сей день скрывается от  преследования, по последним данным он нашел убежище на границе Пакистана с Афганистаном, в так называемой Зоне племен (Зона племен – горская автономия на северо-западе Пакистана, которая не подчиняется законам пакистанских властей, созданная еще во времена британского колониального правительства). Говорить о формировании демократического общества в Афганистане еще преждевременно. Избирательная процедура заставляет сомневаться в честности подсчета голосов, декларируемые демократические права и свободы граждан не реализуются на практике. Даже не вдаваясь в глубокий анализ внутриполитического развития Афганистана, можно сделать вывод, что афганскому обществу далеко до европейского идеала равноправия и гражданственности. Единственным успехом войск НАТО было свержение правления движения в конце 2001 года, но это вовсе не было окончательной победой. Лидеры движения ушли на дно, восстанавливали силы и готовились к решительному противостоянию с иностранными захватчиками.

2005 год - возвращение

Уже в 2005 году талибы приступили к активным действиям. Значительно участились террористические атаки, лидеры движения начали постепенно восстанавливать утраченное влияние на территории Афганистана. Талибан вновь стал реальной политической силой, с которой правительство страны не могло не считаться. Что же послужило отправной точкой для возрождения движения?

Во-первых, в 2005 году прошли первые за 36 лет парламентские выборы в стране. Талибы посчитали их иностранным вмешательством в политическую жизнь Афганистана, пообещали сорвать выборы и не подпустить никого к урнам на избирательных участках. Представители движения заранее начали угрожать властям проведением терактов и, несмотря на все попытки исполняющего обязанности президента Карзая урегулировать конфликт, с первого же дня выборов начались боевые действия, приведшие в том числе и к человеческим жертвам.

Вторая причина, которая могла напрямую повлиять на усиление позиций Талибан - присоединение к движению новобранцев. Подросло новое поколение выпускников медресе, которые отличаются даже более радикальными взглядами, чем их учителя. Влившись в ряды движения, молодые афганцы привнесли иной оттенок в методы политической борьбы талибов, склоняясь в пользу решительных и бескомпромиссных средств достижения поставленных целей.

Наконец, можно отнести увеличение количества боевых операций талибов на счет влияния на движение Аль-Каиды, которая позиционирует себя как мировой лидер всего исламистского движения. Международная террористическая организация № 1 оказывает техническую поддержку Талибан, способствует координированию и согласованию действий всех исламистских организаций Пакистана и Афганистана.

После громкого возвращения на политическую арену талибы стали искать пути к расширению сферы влияния, укреплению власти на территории Афганистана. Способы, которыми они для этого пользовались, вызвали возмущение у всего мирового сообщества. Террористические акты, похищения, жестокие убийства – методы, которые применяли талибы для дестабилизации внутриполитической обстановки в Афганистане и ослабления правительства Карзая, трудно назвать гуманными и человечными, но тем не менее они принесли свои плоды. Американское правительство было вынуждено смириться с тем фактом, что до конца победить Талибан на его территории не представляется возможным.

Талибы в пост-НАТОвском Афганистане

Чтобы избежать позорного бегства с территории конфликта, НАТО разработало план постепенной передачи своих полномочий по обеспечению безопасности в руки афганского правительства. Это не означает полного вывода войск, однако иностранные солдаты будут выступать исключительно в качестве поддержки афганских сил безопасности до тех пор, пока страна не будет в состоянии функционировать самостоятельно. Необходимость вывода военных формирований Альянса с территории Афганистана очевидна, однако вызывает сомнения тот факт, что к 2011 году (когда по заявлению чиновников НАТО должен начаться вывод американских войск) страна будет готова к тому, чтобы пуститься в самостоятельное плавание. Отсутствие дееспособной армии и сильной вертикали власти грозят Афганистану возвращением к состоянию, в котором он был до прихода Северо-Атлантического альянса. Талибы не упустят шанса воспользоваться слабостью правительства и попытаются повторить успех 1996 года. Сейчас довольно сложно предугадать, чем обернутся подобные попытки, но ясно одно: это приведет к обострению конфронтации между лидерами движения и правительством, а в последствие нельзя исключить и начала новой гражданской войны.

Однако возможен и другой сценарий включения талибов в политическую структуру Афганистана после устранения иностранного вмешательства. Сейчас всерьез обсуждается реальность создания коалиционного правительства, включающего в себя умеренных представителей Талибан, которые уже доказали свою способность быстро и эффективно проводить централизацию управления страной и предотвращать внутренние конфликты. 29 мая в Кабуле пройдет джирга мира – собрание лидеров племенных общин, на которой будут осуждаться вопросы мирного урегулирования конфликта между действующим правительством и оппозицией, модели дальнейшего развития афганского общества. Результаты этой встречи могут привести к неожиданному повороту в отношениях между США и Афганистаном, изменить политический курс страны и самое главное дать ответ на вопрос, какие механизмы смогут поспособствовать укреплению центральной власти и какое место в ее структуре смогут занять представители Талибан. Хамид Карзай довольно четко продемонстрировал свою позицию на этот счет: президент готов пойти на сотрудничество с талибами в том случае, если они сложат оружие и откажутся от вооруженной борьбы. Но готовы ли лидеры исламистов пойти на компромисс? Пока руководители движения не давали надежд на положительный ответ. Процесс интеграции талибов в структуру государственного управления осложняется еще и тем, что Талибан уже давно не является монолитом, однородным формированием, члены которого преследуют единые цели. Это скорее общее название, используемое для описания множества исламистских группировок, действующих на территории Афганистана и Пакистана. В силу этих обстоятельств процесс ведения переговоров значительно усложняется и затягивается.

Хочется отметить еще одно обстоятельство, которое будет препятствовать ведению открытого диалога между правительством и вооруженной оппозицией. Дело в том, что НАТО не скрывает намерений провести масштабную операцию против талибов в июне этого года. Целью войск Альянса станет освобождение Кандагара, оплота Талибан. Военные планируют очистить территорию от присутствия талибов до наступления Рамадана, 11 августа. Непонятно, каким образом сочетаются призывы к талибам с целью прекратить военные действия и разработка плана новых боевых действий. Возникает вопрос: действительно ли США заинтересованы в отказе от силовых методов взаимодействия с оппозиционерами? Ответ будет ясен после проведения джирги мира и демонстрации отношения Белого дома к ее итогам. Возможности урегулирования конфликта существуют, но эффективность претворения в жизнь идеи мирного сосуществования с талибами зависит от многих факторов: сговорчивости лидеров движения, выбора внутриполитического курса Карзая, риторика по отношению к западным державам. Но по какому бы пути не развивались события в Афганистане, Талибан в ближайшие году будет продолжать оставаться одной из важнейших политических сил в стране, вот только не понятно в каком качестве будут выступать лидеры талибов: хозяев Кабула или непримиримых оппозиционеров.

03/06/10

Оцените статью

Ваша оценка: None Среднее: 5 (12 votes)