Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7364) 6 - 12 февраля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Ему помогало небо

Выставка Олега и Ильи Комовых в Академии художеств

Алексей ПЬЯНОВ


О.Комов в своей мастерской

До открытия памятника Пушкину в Твери оставалось не более часа, а праздничная толпа, запрудившая небольшую площадку у волжской набережной в городском саду, с тревогой поглядывала на небо. Чистое прозрачно-голубое с утра, оно как-то неестественно быстро заволакивалось мрачными брюхатыми тучами. И уже тянуло свежим ветерком от воды, и где-то за рекой басовито ворчало.

Торжество, которого так ждали тверяки, рисковало быть испорченным первой летней грозой.

Но за несколько минут до того, как к микрофону подошел самый большой городской начальник, тучи вдруг стали исчезать, словно их буксировал кто-то невидимый, небо очистилось, снова засверкало солнце, и в его лучах явился людям бронзовый Пушкин, которому было уготовано навсегда остаться здесь, на "гордых волжских берегах"...

Я сказал тогда Олегу Комову, который был главным виновником торжества, ибо это он в невероятных ухищрениях, муках и тяжбах (памятник не был официально разрешен) привел сюда странствовавшего между двумя столицами поэта:

- Вам помогает само небо, - сказал я.

Он улыбнулся в тогда еще черные усы и ответил:

- Скорее - ему, - и кивнул в сторону только что открытого монумента, который чуть ли не по самый цилиндр был засыпан цветами.

И.Комов. "Туба". 2002 г.

Я вспомнил этот почти тридцатилетней давности эпизод здесь, в залах Академии художеств, на выставке народного художника России Олега Константиновича Комова и его старшего сына Ильи.

Да, Комову помогало небо. Потому что истинный талант - от Бога. Потому что без этой помощи вообще невозможно настоящее искусство, являющее собой, по словам Пушкина, "священную жертву", без нее непредставим истинный художник. И все-таки главным двигателем могучего "механизма" был он сам, его высокий и светлый, поистине божественный дар, его одержимость искусством, какой-то неукротимо-яростный интерес к жизни, к своей стране, своему народу, его прошлому - трагическому и великому, его настоящему, в которое он, Олег Комов, верил. Ибо без такой веры как работать? Как жить?

Знаю это не понаслышке и говорю не по обязанности помянуть добрым словом. Более четверти века связывали меня с Комовым дружеские и творческие отношения, особенно в том, что касалось его уникальной, неповторимой Пушкинианы.

О.Комов. Памятник А.С.Пушкину в Твери

Я часто бывал у него в мастерской. На моих глазах рождались из маленьких пластилиновых фигурок, которые потом становились на Мытищинском заводе художественного литья бессмертной бронзой, ныне всенародно известные памятники. Мне довелось позировать ему для нескольких рисунков. К концу сеанса я буквально отключался, так велико было эмоциональное напряжение. А Олег - с неизменными своими шутками - шел на антресоль ставить самовар, приговаривая:

- Сейчас откачаем, дорогой Алексей Степанович! Более крепкие напитки не положены - работа...

Зачем я вспоминаю эти мелочи, пустяки, сюжетики, говоря о народном художнике, лауреате, академике, мастере? Не снижает ли это хрестоматийный образ творца? Не нарушает ли, так сказать, масштаб фигуры?

Нет, не снижает и не нарушает. В этом я убежден. Потому что звания, награды, регалии - хоть они и являются знаком признания, а недавно говорили в таких случаях - всенародного признания, оценкой вполне заслуженной, сами по себе ничего не стоят, если за ними нет человека. А человек прежде всего и ярче всего проявляется в общении с людьми, а не с мрамором, красками или нотными значками...

Ну что еще можно добавить к тому, что уже сказано об Олеге Комове? О нем написаны книги, сняты фильмы. Время, прошедшее со дня его безвременного ухода, лишь подтвердило правоту высоких этих оценок и истинный масштаб художника. Однако вот что важно. Муки творца умирают вместе с ним, а творения остаются. Они живут своей собственной жизнью, которую дает им все то, что вложил в них автор. Это остро ощущаешь в залах академии. Здесь вновь удивляешься тому, как в этом человеке естественно и органично сочетались тонкий лирик, что вообще редко удается скульптуре, и истинный монументалист, который видел величие памятника не в его величине, чем дерзко нарушал каноны и установления. Тут невольно вспоминаются слова одного из уважаемых наших искусствоведов Никиты Воронова, написавшего о Комове хорошую книгу. Вот несколько слов из нее, подтверждающих сказанное выше:

"Памятники.., созданные скульптором Олегом Константиновичем Комовым, необычны, интересны по композиции и правдивы. Их отличают какая-то особая человечность, лиризм, глубина содержания".

Думаю, эти слова мог бы подтвердить каждый москвич, видевший комовских Рублева и Суворова, Рахманинова и Блока... Согласились бы с ними и тверяки, на земле которых поставил он памятники Пушкину, Венецианову, Салтыкову-Щедрину, Репину. А ведь есть еще Долна и Мадрид, где стоит, опершись о колонну, юный поэт, Чайковский в Воткинске, Дмитрий Донской на Куликовом поле...

Зал, в котором дана своеобразная фоторетроспектива монументальных работ О.Комова, - пролог ко всей прекрасно сконструированной экспозиции, собранной стараниями жены, друга, соавтора Олега Константиновича, на чей вкус и опыт как архитектора полагался он всегда.

Талант Нины Комовой проявился здесь в том, что разные по стилю, сюжетам, материалам, времени создания работы не спорят друг с другом, а дополняют и оттеняют уже виденное прежде и хорошо знакомое по выставкам, музеям, галереям, репродукциям. Это единая по сюжету, гармонично выстроенная, сложная и вместе с тем открытая структура.

Здесь, в этих просторных залах, где обитают великие тени, еще раз поражаешься тому, какой же прекрасный художник, какой умный и цельный человек, истинный, а не показной патриот создал эту колоссальную коллекцию образов, характеров, психологически острых, убедительных, ярко отразивших свое время, радости и горести. Его пластика безупречна, его бронза, гранит, мрамор теплы, словно в них пульсирует живая кровь. От иных из них замирает сердце, и кажется, что это ты - мальчик с лежащей у ног собакой и что впереди у тебя еще вся жизнь, полная радости и удивительных открытий, а не сникерсов и пепси-колы.

Все это мощно и естественно дополняется прекрасными графическими листами. Комов-рисовалыцик - мастер высокого класса. Он здесь так же точен, глубок, интересен и ярок, как и в главном своем материале.

Вот такой он - Олег Константинович Комов. Прежний. Хорошо знакомый. И новый. Вновь увиденный и почувствованный.

Спасибо, академия!

Спасибо и за то, что соединила собой двух художников - отца и сына. Соединила очень естественно и деликатно, показав, что на могучем стволе есть живая ветка с зелеными листьями и зрелыми плодами. Они, эти плоды, совсем не похожи на то, что делал сам Олег Комов. И слава Богу! Сын взял от отца главное - умение и желание быть самим собой. А потому живопись его, представленная главным образом фрагментом портретной галереи, если процитировать каталог Ильи Комова, "есть выражение русской традиции психологического портрета пластическим языком открытого цвета и формы".

Согласившись с этим определением, я бы все же уточнил: портреты Ильи Комова есть не только выражение, но и продолжение, развитие этой самой, на мой взгляд, весьма плодотворной в нашем изобразительном искусстве традиции.

Даже не зная, что автор этих ярких, экспрессивных, темпераментных портретов лауреат конкурса "Золотая кисть", дипломант Академии художеств, участник тридцати групповых и двенадцати персональных выставок, так вот, даже не зная всего этого, видишь перед собой зрелого мастера, торящего свою тропу в искусстве с искренним уважением к его традициям.

Словом, не только генетическое родство объединило двух этих художников в залах академии, но и родство духовное. И этот двойной портрет впечатляет.

Один хороший ленинградский поэт сказал когда-то в назидание всем нам: "О человеке надо говорить, пока он слышит".

Увы, мы так и не постигли такой простой истины. В крови у нас что ли это: "Он был..." И уж тут - без удержу до самых невероятных эпитетов. Нет бы хоть половину всего этого сказать при жизни...

Олег Комов был, есть и останется навсегда одним из выдающихся монументалистов ХХ столетия. И не только потому, что он создал около сорока памятников. Для того чтобы остаться в благодарной памяти России, ему хватило бы и одного. Потому что он был из тех, кому помогает небо.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;