ИЗВЕСТИЯ Уральского государственного университета
№ 29(2004) Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 15.
Лаборатория ученого

Итальянская Социальная Республика и Ватикан: республиканский фашизм и католическая церковь

Итальянская Социальная Республика (Repubblica Sociale Italiana, RSI, РСИ), более известная как «Республика Салу» – по названию одной из правительственных резиденций, существовала в Северной и Центральной Италии с 18 сентября 1943 года до 25 апреля 1945 года и представляла собой фашистское государство, традиционно и однозначно рассматривавшееся как марионеточное, абсолютно несамостоятельное, созданное по воле Гитлера и существовавшее только благодаря силе германской армии.

Проблема взаимоотношений государства и общества в условиях позднего, точнее республиканского, фашизма 1943–1945 годов неоднократно служила предметом исследования, прежде всего в итальянской историографии. Однако чаще всего в работах различных исследователей прослеживается одна общая тенденция: созданная Муссолини в сентябре 1943 года республика рассматривается исключительно как марионеточное государство, созданное немцами на итальянской территории и призванное прикрыть образом национальной государственности германскую оккупацию Северной и Средней Италии. В то же время ряд итальянских исследователей рассматривают Итальянскую Социальную Республику не только как марионеточное государство, но и, прежде всего, как самостоятельный и своеобразный этап в истории итальянского фашизма – своего рода «очищенный», вернувшийся к истокам фашизм, который вновь приобрел черты социального движения. Итальянская Социальная Республика оставила след в послевоенной истории Италии, причем не только в идеологической борьбе, но и в политической жизни. Как отмечал виднейший исследователь истории итальянского фашизма Ренцо Де Феличе, РСИ исказила картину Итальянского Сопротивления, превратив его из войны народа против оккупантов в гражданскую войну 1 .

600 дней истории Итальянской Социальной Республики представляют собой удивительное сочетание двух параллельно развивающихся процессов, внешне как бы в чем-то даже не зависимых друг от друга: с одной стороны, гражданская война, немецкая оккупация, разорение страны;  с другой – попытка построения социального государства, реализации идеалов раннего фашизма, которые не были осуществлены из-за конкретных исторических условий развития фашистского государства в рамках Итальянского королевства. Социальное государство, ставящее целью создание в своих рамках общества социальной справедливости для всех граждан, гарантирующее развитие социально ориентированной экономики и проведение последовательной социальной политики, «необходимая Республика», правду о которой исказили ее враги, – такой предстает РСИ в воспоминаниях и исследованиях своих послевоенных апологетов 2 . В то же время работы левых авторов склонны отрицать «социальный» характер Итальянской Социальной Республики и вообще признавать ее в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного и значимого явления в истории Италии 3 .

Можно ли утверждать, что у республиканского фашизма существовала самостоятельная, отличная от предшествующего этапа существования фашистского режима идеологическая основа? Или республиканский фашизм лишь воспроизводил в условиях Второй мировой войны идеи, характерные для раннего этапа фашистского движения? Сами фашисты-республиканцы рассматривали свое движение как возвращение к фашистским истокам, программам фашистского движения 1919 года. В то же время сравнение программы 1919 года (Programma dei fasci di combattimento 1919) 4 с документами Итальянской Социальной Республики 1943 года, прежде всего с Веронским манифестом, позволяет выявить не только точки соприкосновения, но и существенные отличия, связанные с изменением политической и социальной обстановки в стране.

Среди проблем, которые встали перед Социальной Республикой практически с самого начала ее существования, две играли особо значительную роль и могли оказать реальное влияние на судьбу республиканского фашистского государства. Одна из них – проблема дипломатического признания Социальной Республики, особенно со стороны нейтральных государств. Вторая – отношение к католической религии, которую исповедовало абсолютное большинство итальянцев, и к Римской католической церкви. Применительно к Церкви обе эти проблемы сливались в одну: признание со стороны Государства Ватикан должно было существенно повысить международный престиж РСИ, поддержка со стороны Церкви помогла бы укрепить республиканский фашистский режим внутри страны. Вплоть до настоящего времени отношения между Ватиканом (католической церковью) с одной стороны, и Социальной Республикой – с другой – почти не рассматривались в исторической литературе. Функционированию церкви в Социальной Республике посвящена небольшая книга Антонио Фаппани «Церковь и Республика Салу» (1981) 5 , а вопросы отношения РСИ и Ватикана затрагиваются в незначительной степени в исследовании Марино Вигану, посвященном внешней политике Республики 6 .

Отношения между Итальянской Социальной Республикой и Ватиканом с самого начала отличались исключительной сложностью.

Религиозная политика РСИ обсуждалась уже на I конгрессе Фашистской республиканской партии в Вероне 14 ноября 1943 года. В принятом на конгрессе документе, вошедшем в историю как Веронский манифест, провозглашалась идея религиозной толерантности в РСИ: «Римская католическая апостолическая религия является общепринятой в Республике. Любой другой культ, не противоречащий законам, имеет право на существование» 7 . В то же время во время дебатов на конгрессе был ясно поставлен вопрос, что главной проблемой для РСИ в религиозном вопросе является не отношение к религии, которую «должно исповедовать 99 % населения», а отношение к Церкви и Ватикану. Во время конгресса представитель фашистской федерации региона Комо заявил: «Проблема, которую, по-моему, надо обсудить более тщательно, проблема особенно деликатная, ассамблея слишком возбуждена, чтобы рассмотреть ее глубже: это отношения не с религией, а с церковью. Я, без ложной скромности, могу быть хорошим судьей, моя провинция является примером для всей Италии: три четверти исповедуют римский культ и одна четверть – амброзианский 8 . Вы пока не видите разницы. Амброзианский культ находится под контролем Шустера. Председатель Миланской Федерации меня поправит, если то, что я говорю, неточно. Сейчас часть провинции, управляемая Епископом из Рима, который всегда оставался с нами, находится в полном порядке, а амброзианская часть, подчиняющаяся Шустеру 9 , – это нечто невозможное. Шустер обвел вокруг пальца всех Председателей Федераций и восстал против Правительства. Мы не можем с этим мириться. Нужно, чтобы вы, члены Партии, убедили Правительство, что суть проблемы – в религии; мы все католики, но в приходах в маленьких деревнях есть такие люди, которые входят в доверие к матерям, убеждая их, что их сыновья должны ехать в Швейцарию, а не бороться. Газеты и пропаганда по радио ничего не могут сделать против тысяч и тысяч приходских священников. Мы искренне ждем принятия каких-то мер, которые бы покончили с этим. Если священника арестовать, случится революция. Сейчас я призываю вас обратиться к этой проблеме, которая действительно важна». Его поддержал представитель генуэзской федерации: «В то время как мы терпим, чтобы в Южной Италии англиканские священники и комиссары из Москвы выступали против святой Итальянской войны и вели подрывную деятельность, Фашистское Правительство должно прояснить свои отношения с Ватиканом» 10 .

Поэтому практически с момента провозглашения Итальянской Социальной Республики в сентябре 1943 года ее правительство ставило вопрос о признании Республики со стороны Ватикана. Для республиканского фашистского правительства такое признание казалось тем более естественным, что вплоть до июня 1944 года Рим находился под контролем республиканских властей (хотя правительственные учреждения РСИ и были выведены из «открытого города» Рима в небольшие курортные городки Северной Италии), и ватиканским властям поневоле приходилось вступать в контакт с официальными органами Социальной Республики 11 .

Уже в сентябре 1943 года Муссолини предпринял попытку через итальянского посла в Испании добиться «сотрудничества» Ватикана с республиканским фашистским правительством. На запрос главы испанского правительства Франсиско Франко, как Ватикан отреагирует на просьбу правительства Социальной Республики о признании, секретарь Пия ХII кардинал Мальоне ответил, что хотел бы «надеяться, что обращения к Ватикану с такой просьбой не будет. Если же такой вопрос встанет, то, конечно, его решит Святой Отец» 12 .

В начале 1944 года правительство РСИ все же сделало официальную попытку установления дипломатических отношений с Ватиканом. Муссолини поручил осуществление контакта с папскими властями министру обороны Республики маршалу Родольфо Грациани. Тем не менее, попытки представителей Грациани добиться от Папы Пия ХII хотя бы вступления Ватикана в переговоры о дипломатическом признании РСИ завершились провалом: Святой Престол занимал последовательную позицию «нейтралитета» Ватикана в итальянской гражданской войне, не желая оказывать помощь в международной легитимации Социальной Республики.

Представитель РСИ Джорджо Пинни встречался с несколькими членами коллегии кардиналов, но нашел только «любезность, вежливость, общее выражение уважения, скорби из-за жертв войны. Но никакой определенной позиции, даже поверхностной или формальной» 13 . Сохранению такой позиции способствовала и общая оценка ситуации, выработанная секретариатом Папского Престола: «Высшие германские власти открыто дали понять, что мало или никак не принимают в расчет Республику, и каждый раз, когда предоставляется случай, демонстрируют свое превосходство. В свою очередь, значительное большинство народа показывало себя как антигерманское и антифашистское» 14 . В то же время Ватикан стремился противопоставить идеям республиканского фашизма свою социальную программу, что выразилось в резком увеличении объема ватиканских публикаций социальной направленности. Так, уже в ноябре 1943 года в Ватикане вышла книга «Социальное учение Пия ХII» 15 , в которой публиковались энциклики и выступления Папы Пия ХII, затрагивавшие социальные проблемы. Издание было подготовлено к открытию I конгресса Республиканской фашистской партии; возможно, таким образом ватиканское руководство пыталось хоть в какой-то степени повлиять на формирование основных идеологических документов Социальной Республики (так как на конгрессе однозначно было признано, что католическая религия является религией подавляющего большинства итальянцев).

Необходимо отметить, что попытки правительства Итальянской Социальной Республики добиться признания со стороны Ватикана не встретили поддержки Германии. При встречах с официальными представителями Ватикана германские официальные лица, как правило, поднимали вопросы об «антигерманской деятельности» части итальянского католического духовенства, о проблемах деятельности католической церкви в Германии; вопрос об официальном признании Ватиканом РСИ немцы не поставили ни разу 16 . Со своей стороны, в случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций (в основном нарушения экстерриториальности владений Ватикана на территории города Рима) представители Ватикана предпочитали обращаться к германским оккупационным властям (тем самым фактически отказывая фашистскому республиканскому правительству в признании) 17 .

Отношения между Римской католической церковью и РСИ, едва установленные в минимально необходимом объеме на полуофициальном уровне, резко ухудшаются после 4 июня 1944 года, когда Рим был занят англо-американскими войсками, и Ватикан вышел из географической сферы контроля республиканских властей и их немецких союзников. В дальнейшем республиканское правительство неоднократно обвиняло Папу Пия XII в том, что он поддерживает противников фашизма 18 .

Дополнительные сложности во взаимоотношения республиканского правительства Муссолини и Ватикана вносили два фактора.

Во-первых, часть духовенства на территории Северной и Центральной Италии оказалась в оппозиции к республиканским властям, что достаточно регулярно вызывало трения в отношениях между РСИ и католической церковью.

Во-вторых, часть итальянского духовенства поддержала республиканское правительство, и это вызывало недовольство Святого Престола, так как ставило под сомнение нейтралитет Церкви в итальянской гражданской войне.

Первой проблемой для католической церкви в отношениях с Социальной Республикой оказался институт военных священников, действовавших в вооруженных силах Республики. Церковь не могла отказаться от исполнения своих духовных обязанностей перед паствой, институт военных священников был обусловлен традициями, но священникам-капелланам следовало приносить присягу Республике, что противоречило официальной политике Ватикана. В результате был найден компромисс, и военное духовенство приносило присягу верности без упоминания Республики, просто обещая достойно исполнять свои обязанности в войсках, где служат.

Однако значительно большее недовольство Ватикана вызывал «Итальянский Крестовый Поход» («Crociata Italica») – организация, созданная священником доном Туллио Калканьо при поддержке одного из виднейших фашистских деятелей Роберто Фариначчи, «раса Кремоны», наиболее последовательного сторонника союза с Германией и издателя газеты «Фашистский режим» («Il Regime Fascista»). Фариначчи не только содействовал созданию организации и издавал ее газету, но и участвовал в разработке статута этой воинствующей католической фашистской организации 19 . Деятельность дона Калканьо была однозначно осуждена Ватиканом, ему запретили церковное служение, но, несмотря на протесты официального руководства католической церкви, «Крочиата Италика» продолжала деятельность до конца войны.

Весной 1945 года, накануне падения республиканского режима, Муссолини сделал попытку через миланского кардинала Ильдефонсо Шустера установить контакты с англо-американскими союзниками. Тем не менее, кардинал Шустер, с самого начала последовательно выступавший против республиканского фашистского режима, был готов вести переговоры только о капитуляции республиканского правительства, и попытки Муссолини достичь какого-либо компромисса остались безуспешными.

Подводя итог, необходимо отметить, что для республиканского фашизма проблема отношений с Ватиканом и католической церковью была одной из наиболее острых, учитывая, что абсолютное большинство итальянцев исповедовало католическую религию. Признание Республики со стороны Ватикана могло бы существенно повысить престиж правительства Муссолини – даже перед его немецкими союзниками, однако добиться этого признания республиканское правительство так и не смогло. Деятельность отдельных католических организаций, поддерживавших республиканский фашизм, не могла изменить общей картины официального непризнания Республики Святым Престолом, что создавало постоянные трудности для функционирования республиканского правительства и в определенном смысле свидетельствовало о восприятии его со стороны руководства Римской католической церкви как незаконного и марионеточного.

Примечания

1 De Felice R. Rosso e Nero. Milano, 1995. P. 109–110.  Возврат

2 К числу наиболее грандиозных трудов, созданных в защиту Социальной Республики, следует отнести работы Джорджо Пизано, прежде всего его трехтомную «Историю гражданской войны» (Pisan о G.Storia della guerra civile in Italia 1943–1945. Milano, 1974. Vol. 1–3; переиздана в 2000 г.). Перу Дж. Пизано принадлежат также воспоминания о Социальной Республике (Pisanо G. Io, fascista. Milano, 1997).  Возврат

3 Из числа последних следует назвать книги: Lepre A. La storia della Repubblica di Mussolini. Salо: il tempo dell’odio e della violenza. Milano, 1999; Monicelli M. La repubblica di Salо. Milano, 1995; Bocca G. La repubblica di Mussolini. Milano, 1994.  Возврат

4Popolo d’Italia. 1919. 6 giugno [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://diglander.libero.it/bandido/Documenti/document.htm  Возврат

5 Fappani A. Chiesa e Repubblica di Salо.Torino, 1981.  Возврат

6 Vigan M. Il Ministero degli Affari Esteri e le relazioni internazionali della Repubblica Sociale Italiana, 1943–1945. Milano, 1991.  Возврат

7 Пункт 6 Веронского манифеста. См.: Нестеров А. Г. Итальянская Социальная Республика: документы эпохи. Екатеринбург, 2002. С. 79.  Возврат

8 Т. е. подчиняется архиепископу Милана (святой покровитель города Милана – св. Амвросий Медиоланский).  Возврат

9 Кардинал – архиепископ Милана Ильдефонсо Шустер. В период гражданской войны (1943–1945) поддерживал правительство Южного королевства.  Возврат

10 Нестеров А. Г. Итальянская Социальная Республика: документы эпохи. С. 46–47.  Возврат

11См.: Actes et documents du Saint-Siеge relatifs а la seconde guerre mondiale. T. 7. Le Saint-Siеge et la guerre mondiale. Novembre 1942 – dеcembre 1943. Vaticano, 1993.  Возврат

12Actes et documents du Saint-Siege relatifs а la seconde guerre mondiale. Vaticano, 1993. Т. 7. P. 651–652.  Возврат

13 Bertoldi S. Soldati a Salо. Milano, 1995. Р. 252–253.  Возврат

14Actes et documents du Saint-Siеge relatifs а la seconde guerre mondiale. Vaticano, 1980. T. 10. P. 263.  Возврат

15См.: Storchi F. Il magistero sociale di Pio XII. Roma, 1943.  Возврат

16См.: Actes et documents du Saint-Siеge relatifs а la seconde guerre mondiale. Vaticano, 1995. Т. 11. Р. 108–109.  Возврат

17См.: Ibid. P. 110–117.  Возврат

18См.: Actes et documents du Saint-Siеge relatifs а la seconde guerre mondiale. Т. 7. P. 421.  Возврат

19См.: Moglia P. «Il Regime fascista». Il giornale proprietа di Roberto Farinacci  [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.larchivio.com/storia/farinacci.html   Возврат


Нестеров А. Г. Итальянская Социальная Республика и Ватикан: республиканский фашизм и католическая церковь / А. Г. Нестеров // Известия Уральского государственного университета. – 2004. – № 29. – С. 104-109.



  Дата обновления: 01.09.2011
© УрГУ, 2008
Виртуальная библиотека EUNnet © Отдел электронных публикаций УрГУ, программирование, 2004-2009