Некоторые аспекты регионального сотрудничества в Северо-Восточной Африке | Новое восточное обозрение Уважаемый читатель, в настоящее время работает новая версия
cайта и вы будете перенаправлены на нее через 10 секунд.

Некоторые аспекты регионального сотрудничества в Северо-Восточной Африке

Недавний визит в Алжир президента Д.Медведева, а также эпопея с «замораживанием» экспорта в Египет российской пшеницы заметно актуализировали в российском медиапространстве африканскую тему. Более того, повышенное внимание в последнее время со стороны мировых СМИ к суданской и сомалийской проблематике, а также проблеме распределения водных ресурсов акцентировало внимание на региональном сотрудничестве на африканском континенте и, в первую очередь, в его северо-восточной части.

В целом в данном регионе африканского континента можно выделить пять больших политико-экономических групп, которые играют здесь наиболее заметную роль: Содружество государств Сахеля и Сахары (COMESSA), Организация совместного рынка Восточной и Южной Африки (COMESA), Межправительственная администрация по развитию в Восточной Африке (IGAD), Инициатива стран бассейна Нила (NBI), а также Агадирское Соглашение.

Организация COMESSA - Community of Sahel and Saharan States или CEN-SAD, была создана 4 февраля 1998 г., объединив практически всю северную часть африканского континента (исключая Алжир, Эфиопию и Западную Сахару).

Целью организации задекларировано обеспечение развития и стабильности в странах-членах, активизация сотрудничества в торговле и развитии экономической инфраструктуры, обеспечения мира и безопасности среди стран-членов организации, а также достижение экономического союза, который базируется на реализации национальных стратегических планов развития. Организация также провозгласила о своем сотрудничестве с другими региональными экономическими группами, а также с Африканским Союзом.

Наивысшим органом является Конференция глав держав и правительств, которые собираются ежегодно. По просьбе одного из членов может собраться внеочередная сессия. Саммиты проводятся поочередно в одной из стран-членов. Страна, которая принимает саммит, председательствует в организации.

Заметное место в структуре организации занимает созданный в апреле 1999 г. в ливийском г. Сирт Африканский банк развития и торговли, призванный работать на экономическую интеграцию, развитие и кооперацию между странами-членами и хорошо известен большинству арабских стран, как кредитор национальных проектов развития в странах-членах. Ведущую роль в этом объединении играет Ливия. Собственно, в ливийской столице находится и штаб-квартира объединения.

Следует отметить, что ливийский «патронаж» организации обусловливает амбициозность Содружество государств Сахеля и Сахары вплоть до разрешения суданско-чадского противостояния, конфликта в Дарфуре, сомалийской проблематики, а также проведения в рамках Содружества регулярных т.н. «CEN-SAD игр» (первая такая «мини-олимпиада» состоялась в феврале 2009 г. в Нигере, следующая запланирована на февраль 2011 г. в Чаде).

Созвучна с предыдущим объединением и Организация совместного рынка Восточной и Южной Африки COMESA (Common Market of Eastern and Southern Africa), созданная в 1993 г. со штаб-квартирой в г. Кампала (Уганда).

Организация является соединительным звеном экономического сотрудничества между странами Севера, Востока и Юга Африки. Членами КОМЕСА являются 19 государств: Бурунди, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Зимбабве, Египет, Кения, Коморские Острова, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские Острова, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия.

Ядром организации являются страны Восточно-Африканского Содружества (ЕАС – Уганда и Кения, а также Танзания, Бурунди и Руанда), которые стремятся до 2015 г. создать свой политико-экономический союз. Кстати, еще в марте 2004 г. президенты Кении, Танзании и Уганды в г.Аруша (Танзания) подписали протокол об основании таможенного союза Восточно-Африканского Содружества.

Интересной, в этой связи, является позиция Каира относительно данного объединения. Египет рассматривает организацию не только и не столько как экономическое объединение, а как важный инструмент региональной стабильности, где он постоянно наращивает свое присутствие, в том числе и посредством развития экономической кооперации среди стран-членов COMESA (Судана, Кении, Маврикия, а также Мадагаскара).

Кроме того, этот экономический блок важен для Египта еще и тем, что 50% его членов – это страны бассейна Нила. Вопрос распределения квот на нильскую воду является центральным в его стратегии национальной безопасности.

И в этой связи логично перейти к Инициативе стран бассейна Нила или NBI (the Nile Basin Initiative), созданной в 1998 г. с целью создания всеобъемлющих рамок для комплексного разрешения проблем принильских стран (Бурунди, Демократическая Республика Конго, Эритрея, Эфиопия, Кения, Руанда, Судан, Танзания, Уганда, Египет), которые связаны со стабильностью на африканском континенте.

Цели инициативы делятся на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели включают создание рамок для сотрудничества и углубление сотрудничества в сфере совместного управления водными ресурсами. К долгосрочным целям относятся определение квот на воду для всех принильских стран и улучшение методов использования воды с целью достижения экономического и социального процветания для всех.

Согласованным принципом является право всех принильских стран на воду, ни один с проектов не должен нарушать интересы другой страны, выгода с любого проекта должна быть, как минимум, для двух стран.

Наивысшим органом NBI является Совет министров по водным ресурсам принильских стран, действует исполнительный секретариат и технический комитет, который нарабатывает предложения для руководства стран бассейна Нила по юридическим вопросам. Однако решения в рамках NBI не имеют обязательного, а только рекомендательный характер.

Данное объединение имеет большое значение для стран, находящихся ниже по течению Нила и, в первую очередь, для Египта.

В результате, будучи зависимым от стран, находящихся по течению Нила выше Египта, АРЕ сформировал вокруг себя неформальный блок стран, состоящий также из Судана и Эфиопии, который противостоит другому блоку восточноафриканских стран (Кения, Уганда, Танзания).

В отличие от «египетского» блока, объединение восточноафриканских стран сейчас выглядит более консолидированным и не имеет противоречий относительно водных ресурсов. Лидеры этого блока также призывают к совместной экономической кооперации всех принильских стран, взяв за основу наличие такого совместного ресурса как Нил, не создавая конкурирующих экономических группировок по каким-либо признакам (арабские, африканские и т.п.), что может привести к снижению квоты Египта.

Особое место среди региональных объединений Северо-Восточной Африки занимает Межправительственная администрация по развитию в Восточной Африке или IGAD (Intergovernmental Authority on Development), созданная в 1996 г. на базе Межправительственной администрации по борьбе с засухами и развитию (Intergovernmental Authority on Draught and Development – IGADD), которая, в свою очередь, была создана в 1986 г. Членами организации являются Джибути, Эфиопия, Кения, Судан, Сомали и Уганда.

Секретариат IGAD расположен в столице Джибути. Цель объединения – достижение регионального сотрудничества и экономической интеграции путем укрепления продовольственной безопасности, стабильного управления внешней средой, мира и безопасности, региональной торговли и развития коммуникационной инфраструктуры.

Следует отметить, что регион богат полезными ископаемыми и природными ресурсами, которые в случае соответствующего использования способны гарантировать экономическое процветание стран-членов организации, однако, из-за внутренних и межгосударственных конфликтов государства-члены объединения представляют один из самых бедных (за исключением, возможно, Кении) регионов мира.

Кроме того, можно также упомянуть Агадирское Соглашение, которое было подписано 25 февраля 2004 г. четырьмя арабскими странами – Иорданией, АРЕ, Тунисом и Марокко. Инициатива создавалась с целью налаживания горизонтальных экономических связей на оси Юг-Юг между арабскими средиземноморскими странами для того, чтобы совместно выступать на оси Юг-Север, т.е. арабских средиземноморских стран с Евросоюзом.

Кстати, Соглашение стало органичной составляющей плана ЕС по развитию сотрудничества со странами Средиземноморья и вписалось в стратегию арабских стран, которые рассматривают создание региональной зоны свободной торговли как элемент плана создания т.н. «Большой арабской зоны свободной торговли» (Greater Arab Free Trade Area - GAFTA), а также было поддержано Евросоюзом финансово, выделившем на поддержку проекта 4 млн. евро.

Одну из ключевых ролей играет в группе Египет. Агадирская региональная зона свободной торговли остается открытой для других арабских стран. Впрочем, большого влияния на экономические и политические процессы от нее не ожидают. Тем более, после основания в 2008 г. Союза для Средиземноморья.

В целом можно констатировать, что, несмотря на достаточное количество региональных объединений, Северо-Восточная Африка, на сегодняшний день, представляет собой слабоконсолидированный регион. Это происходит, в первую очередь, из-за недостаточного экономического уровня, а также амбиций отдельных государств (в первую очередь, Египта и Ливии) быть «ведущими операторами» региона.