Борисов Семён
  Сопова Анна
10 мая 1924г. -   31 января 1943г.
Руководитель группы девушек города Краснодона.
Похоронена в братской могиле героев «Молодой
гвардии» в городе Краснодон.
Награждена в сентябре 1943 года
Орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью
"Партизану Отечественной войны" 1-й степени 
 
Молодая гвардия  (сборник документов и воспоминаний о героической борьбе подпольщиков Краснодона в дни временной фашистской оккупации (июль 1942 - февраль 1943). - на украинском языке.
Издательство ЦК ЛКСМУ «Молодь», Киев - 1960. 

Ганна Дмитрівна Сопова народилась 10 травня 1924 року в селі Шеверівці, Краснодонського району. До комсомолу вступила в 1939 році. Напередодні окупації Краснодона вчилася в 10-му класі школи імені Горького. Працювала піонервожатою. Мріяла бути льотчиком. Під час окупації Краснодона вступила до підпільної організації «Молода гвардія». її група в складі чотирьох чоловік збиралася в домі Юрія Віце-новського, де підпільники писали листівки, які потім поширювали серед населення.
На початку січня 1943 року, коли були .заарештовані деякі члени підпільної комсомольської організації, Сопова не пішла з міста, а разом з Юрієм Віценовськйтл та іншими товаришами готувала втечу молодогвардійців з тюрми.
Наприкінці січня 1943 року Сопову заарештували. Після жорстоких катувань її скинули 31 січня 1943 року в шурф шахти № 5. Поховано Г. Д. Сопову в братській могилі героїв «Молодої гвардії» на центральній площі міста Краснодона.
______________________________________________________________________

Молодая гвардия
  (сборник документов и воспоминаний о героической борьбе подпольщиков Краснодона в дни временной фашистской оккупации (июль 1942 - февраль 1943). - Издательство ЦК ЛКСМУ «Молодь», Киев - 1961.

Анна Дмитриевна Сопова родилась 10 мая 1924 года в селе Шеверевка, Краснодонского района. В комсомол вступила в 1939 году. Перед оккупацией Краснодона училась в 10-м классе школы имени Горького. Работала пионервожатой. Мечтала быть летчиком. Во время оккупации Краснодона вступила в подпольную организацию «Молодая гвардия». Ее группа в составе четырех человек собиралась в доме Юрия Виценовского, где подпольщики писали листовки, которые распространяли потом среди населения. Когда в начале января 1943 года-были арестованы многие члены подпольной комсомольской организации, Сопова не ушла из города, а вместе с Юрием Виценовским и другими товарищами готовила побег молодогвардейцев из тюрьмы.
В конце января 1943 года Сопову арестовали. После жестоких пыток 31 января 1943 года она была сброшена в шурф шахты № 5. Похоронена А. Д. Сопова в братской могиле героев «Молодой гвардии» на центральной площади города Краснодона.    
______________________________________________________________________

Молодогвардейцы: Биографические. очерки о членах Краснодонского партийно- комсомольского подполья / Сост. Р. М. Аптекарь, А. Г. Никитенко - Донецк: Донбасс, 1981.
 
Анна Дмитриевна Сопова родилась 15 января 1924 года в селе Шевыревке Краснодонского района в семье рабочего. В 1932 году пошла в первый класс, а в 1935 году семья Соповых переехала в город Краснодон. Анна продолжала учебу в школе № 1 имени А. М. Горького. Она хорошо училась, помогала отстающим, была активисткой, вместе с лучшими учениками боролась за первенство класса по успеваемости. Неоднократно педагогический коллектив школы награждал ее грамотами, книгами, дважды она была премирована туристическими путевками по Кавказу.
В 1939 году вступила в ряды Ленинского комсомола. Сразу же активно включилась в жизнь комсомольской организации школы. Ей поручают быть отрядной вожатой. Общительная, веселая, остроумная, она быстро нашла общий язык со своими пионерами. Аня мечтала стать летчицей. Много рассказывала ребятам о своей любимой героине Валентине Гризодубовой. И игры придумывала для пионеров "в летчиков". Когда началась война, как и многие школьники, принимала участие в строительстве оборонительных сооружений. Накануне оккупации Краснодона закончила 10 классов.
В начале октября 1942 года Сопова вступила в подпольную комсомольскую организацию "Молодая гвардия", товарищи выбрали ее командиром пятерки. "В характере этой девушки было много мягкости, чуткости, сердечности, вместе с тем много героизма и мужества", - вспоминает учительница К. Ф. Кузнецова.
Группа Соповой собиралась у нее дома или в доме Юрия Виценовского, где писали листовки, автором многих из них была Анна. Принимала участие во многих боевых операциях.
Отец Анны, Дмитрий Петрович, помнит утро 7 ноября 1942 года: "Вечером дочери моей Нюси не было дома. Она пришла только под утро. Я не расспрашивал девочку, я знал, что Нюся часто бывает у подруг. Только утром заметил, как она сияла, как смеялись ее веселые глаза. С особой радостью она поцеловала меня, мать и все повторяла: "Под алым стягом наш народ..." "О чем это ты, Нюся?" - Она вывела меня на улицу и проговорила: "Полюбуйся, папочка". Я поднял голову и увидел алый флаг над дирекционом".
25 января 1943 года Сопову арестовали. "Однажды ранним январским утром к нам постучались, - вспоминали родители Анны. - Это были полицейские. Они пришли за нашей дочерью. Нюся спокойно оделась, попросила нас не волноваться и на прощание крепко расцеловала. Последние слова ее были: "Берегите себя, родные". Она ушла твердой, уверенной походкой. Больше мы не видели ее живой".
31 января после жестоких пыток она была сброшена в шурф шахты № 5. Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.
Анна Дмитриевна Сопова посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени.
______________________________________________________________________

Это стихотворение было написано   рукой  Анны Соповой. Вероятнее всего, она его переписала  себе  из какой-нибудь газеты. И, видимо, потому, что оно отвечало её чувствам и настроению.
Хранится в РГАСПИ, Ф. М-1. Оп. 53. Д. 331.

ПРЕЗРЕНИЕ  К  СМЕРТИ

Кругом гремел горячий бой.
Шли танки с трёх сторон.
Но все атаки отражал
Наш первый батальон.

Ребята все, как на подбор.
Настойчивый народ.
Такой в бою скорей умрёт,
А с места не сойдёт.

Пускай весь день жесток огонь
Двух танковых полков,
Но не к лицу в бою бойцу
Считать своих врагов.

Сначала нужно их убить -
Вот наши долг и честь.
А после боя время есть
И мёртвыми их счесть.

- Сперва убьём, потом сочтём,
Закон у нас таков,-
Так говорил своим друзьям
Наводчик Поляков.

Серёжа Поляков - хитрец
Из тульских кузнецов.
Весёлый парень и храбрец,
Храбрец из храбрецов.

Он и в походе, и в бою,
И ставши на привал -
Сноровку тульскую свою
Нигде не забывал.

Уж если пушку на врага
Замаскирует он,
Не увидать за два шага
Её со всех сторон.

Стрельнёт - и перейдёт, стрельнёт
И перейдёт опять.
Как будто пушка не одна,
По крайней мере, пять.

А враг всё ближе подходил…
Всего пятьсот шагов,
Но не привык считать врагов
Наводчик Поляков.

Пускай крепка у них броня,
Пускай идут они.
В груди есть сердце у меня
Покрепче их брони.

Из стали скованы сердца
У нас, большевиков, -
Так говорил своим друзьям
Наводчик Поляков.

А враг всё ближе подходил,
Но позабыв о нём
Серёжа Поляков шутил
Под вражеским огнём.

Смотри, бандит ещё горит, -
Кричит боец опять.-
- Давай снаряд, раз, два горят,
Светлее третий, брат.

- Ещё смотри, подходят три!
- Ну, что же, ничего.
Чем ближе он со всех сторон,
Тем легче бить его.

Четыре раза танков ждал наводчик Поляков
Четыре раза подпускал он их на сто шагов.
Четыре раза посылал им прямо в лоб снаряд,
Четыре танка в темноте вокруг него горят.

Он все снаряды расстрелял.
Всего один в стволе,
Но ведь недаром мы стоим
На собственной земле!

И если есть один снаряд,
Чтоб бить наверняка,
Поближе надо подпустить
Последнего врага.

А тот уж в сорока шагах.
- Стреляй, - кричит боец.
- Постой, пусть ближе подойдёт,
Тогда ему конец.

И ровно в двадцати шагов
Гранатою в упор
Закончил с танком Поляков
Последний разговор.

Разбил он пушку у врага,
Заклинил пулемёт.
Но был ещё механик жив,
И танк пошёл вперёд.

С размаху на орудье он
Наехал с трёх шагов.
Так на посту своём погиб
Наводчик Поляков.

Над ним пылал разбитый танк,
Кругом другие …
И немцам заходя во фланг
На помощь наши шли.

Надолго был задержан враг.
Пять танков, пять костров.
Учись, товарищ, делать так,
Как сделал Поляков!

Учись, как нужно презирать
Опасности в бою.
И, если надо, умирать
За Родину свою!
______________________________________________________________________

Из статьи "Дни рождения... Дни памяти..."  Р. Аптекарь. Газета "Ижица" 2004
Полностью статья находится здесь

АННА
Аня Сопова родилась 15 января. Какое настроение могло быть у нее, если большинство подпольщиков уже находились в тюрьме!
Какое-то время она еще поддерживала связь с Иваном Туркеничем, скрывавшимся  в   Краснодоне, искала нужных людей, чтобы помочь узникам, а возможно, даже освободить их.

Аня была жизнерадостной, деятельной и очень смелой девушкой. «Наша Нюся  росла веселой, неугомонной, - вспоминала мама, Прасковья Ионовна. - С детства она мечтала стать летчицей. Даже,  играя с братьями и их друзьями «в войну», говорила: «Чур, я летчик». А над кроватью повесила вырезанные из журналов портреты прославленных женщин-ассов Валентины Гризодубовой, Марины Расковой, Полины Осипенко.

Для Анны не было трудностей и препятствий. Ей казалось, что все по плечу. В первые же дни войны хотела попасть на фронт: девушка в военной форме представлялась ей романтичной, привлекательной и очень волевой, сильной, каковой она считала и себя. На фронт не получилось - пошла работать на шахту. Как-то Анна Виссарионовна Эйсмонт, бывшая учительница, заметила ей, что такая работа опасна для здоровья молодой хрупкой девушки, ведь трудно справляться с обязанностями откатчицы груженных углем вагонеток. Аня ответила: «А кому сейчас легко? Всем трудно. Стране нужен уголь, а работать в шахте некому. Шахтеры ушли на фронт».

Друзья о ней отзывались так: «В характере Нюси было много мягкости, чуткости, сердечности, вместе с тем много героизма и мужества». Возможно, сочетание этих качеств и подвигло ее на мужественные, часто опасные  поступки.
С большой теплотой говорил о ней Василий Левашов. Приведем отрывок из его документальной повести «Мои друзья молодогвардейцы», напечатанной в журнале «Звезда» (№2, 1970 год):

«Аня всегда бывала на наших вечерах, когда мы собирались на чьей-нибудь квартире. Обычно она подсаживалась туда, где завязывалась беседа, и слушала. Лучше Ани никто не умел слушать рассказчика... Отвлечь ее в такие минуты мог только Третьякевич, с которым она познакомилась на одном  из  вечеров.
Многие наши ребята знали Аню еще до войны, она училась в школе имени Горького. Иван Земнухов предложил вовлечь Аню Сопову в «Молодую гвардию». Он давно знал Аню как активную комсомолку, ручался за нее.
Однажды    Виктор Третьякевич пошел проводить Аню Сопову домой. Проводы, конечно, |дело личное. Но в данном случае Виктору поручалось предложить Ане Соповой вступить в подпольную   организацию.

Третьякевич   потом   рассказывал  мне, какой у них  вышел  разговор.
Когда они оказались в безлюдном  месте, Виктор  спросил:
-  Аня, ты   помнишь   тот   день, когда   тебя   принимали   в   комсо-
мол?
-  Помню.
-  Сожалеешь  об  этом?
-  О   чем?
-  О   том, что   тебе   тогда   не отказали   в  приеме?
-  Своих   убеждений   я   менять не  собираюсь! - после  некоторой паузы  резко  ответила Аня.
- Тогда   у   меня есть   к   тебе   предложение.
-   Какое? - уже  примирительно, предчувствуя что-то  интересное, спросила  девушка.
-  Здесь, в   Краснодоне,    выполнять  свой  комсомольский долг.
Вскоре состоялся  официальный прием Ани Соповой в  «Молодую гвардию». С Третьякевичем Аня подружилась. Их  всегда видели вместе.

Подпольная группа Ани, которую мы потом всю приняли в «Молодую гвардию», состояла из девушек. Им очень хотелось объединиться с другими группами подпольщиков, но связей с ними искать не пытались: кому нужны девчонки?..
Аня  приходила  в  штаб, получала   задание, а   затем   собирала подруг и с ними  решала, как его  лучше  выполнить.

6   ноября   Аня   получила   от  Жоры  Арутюнянца  большую  пачку листовок, выпущенных в честь 25-й   годовщины   Октября. В   тот же вечер девушки должны были их распространить.
Девушки ходили парами: всё-таки безопаснее и не так страшно.
Когда Аня Сопова с подругой  завершали свой маршрут - в  кармане остались последние экземпляры листовок, - сзади раздался  окрик: «Стой!»

Неужели попались? Девушки  ускорили шаг. Но топот сапог  участился, вот-вот их настигнут.
- Бери листовки  и убегай, я  их  отвлеку, -  шепнула  Аня  подруге.
Сопова повернулась и пошла навстречу преследователям...»  Как рассказывал Василий Иванович, ее спасла случайность: рядом оказался Анатолий Лопухов. Он-то ее и выручил.

Об арестах Аня узнала в тот же день, когда они начались, и своевременно получила распоряжение штаба покинуть Краснодон. «Но она никуда уходить не собиралась, - продолжает В.Левашов. - Она надеялась с помощью находившихся еще на свободе молодогвардейцев освободить арестованных ребят. Ведь  среди арестованных был Виктор Третьякевич - ее Виктор. С планом организации освобождения заключенных Аня  пришла   к   Юрию Виценовскому. Они   вместе   стали готовить   побег   товарищей».
Анна была уверена, что у них все получится. По сути, помочь она уже ничем и никому не могла. Но твердо знала, что должна действовать.

25 января    Анну    арестовали. Поместили в женскую камеру, где она неожиданно встретилась с Любовью Шевцовой. Люба оказалась «старожилом». Она попала сюда в числе первых, находилась вместе с Ульяной Громовой, Майей Пегливановой, Александрой Дубровиной и другими участницами подполья, в полной мере испытала все ужасы фашистской тюрьмы. Девушек казнили, а следствие по делу Шевцовой все еще продолжалось. От Любы Аня узнала, что многих молодогвардейцев  уже  нет в живых, в  том числе и Виктора Третьякевича.

Александра Павловна Колтунова, на квартире которой во время оккупации жил Филипп Петрович Лютиков, тоже не избежала ареста. 31 января после допросов ее отпустили. В коридоре она увидела Анну и поразилась: на лице отчетливо проступали «следы нагаек, один глаз затек, на губах запеклась кровь". Аня поддерживала сильно избитого Семена Остапенко.
А Александре Павловне шепнула: «Предупреди Субботина и других, пусть  уходят, о  них  знают».

В тот же вечер последнюю группу молодогвардейцев повезли на казнь. Александра Васильевна Тюленина, арестованная вместе с сыном и находившаяся е одной камере с Любой и Аней, вспоминала, как двери камеры вдруг раскрылись, и послышалось громкое: "Сопова здесь?! Собирайся». «Она к нам: «Что брать с собой?» А Люба ей: «Ничего, ты знаешь, куда идешь".  Поцеловались они. Аня подошла ко мне, наклонилась и тихо сказала: «Тетя, может, вы живой останетесь, передайте моей мамке, что я пошла бодрая и весёлая. И не велите моей мамке плакать. Поцеловала меня,  распрямилась, посмотрела на  Любу  и пошла. Больше я ее не видела».

О том, что  произошло у шурфа  шахты № 5,  куда привезли обречённых на смерть, свидетельствует очевидец - Анатолий Ковалёв, совершивший побег с места казни. Своим родителям он рассказывал: «Молодогвардейцев с первой подводы подвели к шурфу. Полицейские скомандовали: «Ну, становитесь, партизанская сволочь, и нагните голову вниз».
Нюся Сопова ответила: «Что  вы этим хотите доказать?» Эта стойкая девушка, когда ее вешали за косы,  ни разу  не  крикнула, и одну косу ей оторвали...»
Из шурфа ее достали пятой…
 
______________________________________________________________________
Сайт Алёны Дружининой, 2005-2012