Протоиерей Олег КОБЕЦ

К ИСТОКАМ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО БЕЛОГОРЬЯ

Исторический путь православия

17 июля текущего года исполнится 10 лет с того момента, как был подписан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и утверждён Священным Синодом РПЦ Указ о выделении из состава Курской епархии самостоятельной Белгородской епархии. Возрождение епархиальной жизни способствовало пробуждению интереса к изучению истории православия на Белгородчине. В течение последнего десятилетия появилось много публикаций и на местном уровне и в центральных изданиях, касающихся как истории возникновения города Белгорода, так и времени учреждения Белгородской епархии. Анализ опубликованного материала показывает, что до сих пор не сложилось однозначного мнения по данному вопросу. Большинство исследователей считает, что наш город Белгород вступил в пятый век своего бытия, а кафедральным городом Белгородской епархии, учреждённой во времена княжения равноапостольного князя Владимира был небольшой городок на реке Ирпень в 23 верстах от Киева.

Тема моего выступления не предусматривает рассмотрения этого спорного вопроса, хотя косвенно связана с ним. Оставляя аргументацию противников и сторонников тысячелетия Белгорода за рамками данного доклада, хотел бы подчеркнуть, что эта дискуссия имеет достаточно длинную историю. Впервые версия о существовании града Бел на Северском Донце в X веке была высказана в книге прокурора Курской верхней расправы С. Ларионова "Описание Курского наместничества", изданной в 1786 году. 1

В своём докладе я попытаюсь ответить на вопрос: возможно ли без искусственных натяжек говорить о тысячелетней истории православия на землях Святого Белогорья.

Самое древнее упоминание о Белгородской епархии мы встречаем в Никоновской летописи, где говорится, что вскоре после учреждения Киевской митрополии, во времена князя Владимира, митрополитом Леонтом были открыты епископские кафедры ещё в нескольких городах – Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Белгороде, Полоцке, Турове, Тмутаракани.

В Степенной книге сообщается: (991 г.) "...Не токмо же тогда древние грады благочестием просвещахуся, но и на пустынных местах святый Владимир многие грады созидая, и в них святыя церкви содвизая, и благочестием исполняя. Тогда же и Бел град постави, и церкви в нем Христова Преображения воздвиже, и возлюби град той паче иных градов, наполнише отвсюду множеством людий, в него же и Епископа Никиту посла, его же постави Леонт Митрополит...". 2

Митрополит Московский Макарий (Булгаков) комментируя это событие, пишет: "На сколько епархий разделена была Церковь Русская с самого начала? Обыкновенно отвечают: на шесть – и ссылаются на свидетельство Никоновской летописи и Степенной книги... Обе эти летописи действительно говорят, что в 992 году второй митрополит Киевский Леонтий поставил епископов прежде всего в Новгород, потом Чернигов, Ростов, Владимир на Волыни, наконец в Белгород, находившийся близ Киева".3 Такую же версию относительно Белгородской епархии мы можем встретить и у академика Е.Е. Голубинского, который пишет, что "...предположение об основании Новгородской и Белгородской кафедр уже во время святого Владимира, вскоре после Крещения Руси, возражений не вызывает, причем Белгородский епископ занимал в древнерусской церковной иерархии особое положение, будучи очевидно, викарием митрополита".4 Уже в этом предположении "будучи очевидно" высказывается сомнение в том, что на таком близком расстоянии (всего в 23 верстах от Киева) могло существовать две самостоятельных епархии.

По версии Е.Е. Голубинского "при Владимире Белгород (на Ирпени-Авт.) не имел никакого значения ни в каком отношении, то очевидно, что епископская кафедра учреждена в нём не по какой-нибудь местной нужде, а по другим причинам. Этими причинами может быть предполагаемо, во-первых, то, что, назначив престольным городом митрополита не в Киев, а Переяславль, Владимир хотел иметь в епископе Белгородском такого архиерея, который бы в нужные времена мог совершать в Киеве архиерейские служения и вообще был бы для него – великого князя архиереем, так сказать, придворным episcopus curialis, каковые бывали у других государей, во-вторых, – то, чтобы дать в нём митрополиту как бы викария и помощника.

...Составлял ли епархию Белгородскую один только Белгород со своим весьма малым уездом или принадлежало к ней ещё что-нибудь, остаётся нам неизвестным".5 Таким образом, версия о епископской кафедре в Белгороде близ Киева не даёт ответа на вопрос о канонических границах епархии.

Другое мнение встречается у профессора Московской Духовной академии, протоиерея Александра Горского. В своей "Истории Русской Церкви" он писал: "Раздробление России между детьми Владимира по уделам могло способствовать ещё более к увеличению членов Церкви... Образование епархий как на юге так и на севере России было более действенной мерой в распространении христианства. И в начале мы видим основные епископии на юге – Черниговскую, Белгородскую, Владимиро-Волынскую, на севере – в Новгороде и Ростове".6 Как видим, в данном труде Белгородская епархия относится к довольно обширным епископиям, основанным при князе Владимире.

Есть все основания считать, что христианство стало господствующей религией на всем пространстве Древней Руси еще во времена равноапостольного князя Владимира. "Князь Владимир заповедал, – пишет святитель Иларион, – "по всей земле своей креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя Святой Троицы, и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему: так как благоверие в нем соединено было с властью. И в одно время вся земля наша стала славить Христа с Отцом и Святым Духом ... Он обратил от заблуждения идолопоклонства ни одного человека, ни десять городов, но всю область свою".7

К Киевской области принадлежала тогда и земля Курская. Также и другой из ближайших к тому времени свидетелей Иаков-мних неоднократно повторяет, что святой князь "крести всю землю русскую от конца и до конца..., всю землю русскую исторг из уст дьявола и привел к Богу..., всю землю русскую и все грады ея украсил святыми церквами... и повсюду раскопал идольские храмы и требища, всюду сокрушил идолов".8 Так передают древние источники о крещении святым князем Владимиром всей Руси. Ведь около двадцати восьми лет трудился над насаждением христианства сам равноапостольный князь.

Подтверждение тому, что и пределы курских земель были просвещены светом Евангелия в те времена, мы находим в древнейшем памятнике русской письменности – "Житии преподобного Феодосия Печерского". Летописец повествует, что по переселении родителей Феодосия из Василева в Курск (около 1015 г.), Феодосий, еще будучи отроком, "хождаше в церковь Божию по вся дни" и вскоре "начат пещи просфоры и продаяти", – чем и занимался более двух лет потом, когда мать Феодосия хотела отстранить его от любимого им занятия, он тайно "иде во ин град недалече сущи, и обита у презвитера, и делаше по обычаю дела свое". Возвращенный матерью в Курск, преподобный Феодосий снова начал "по вся дни" ходить в церковь и своим смирением и покорностью заслужил любовь управителя города, который "повеле ему, яко да пребывает у его церкви".9

Приведенные слова жития прямо указывают, что в начале XI века христианство уже было распространено не только в Курске, но и в его окрестностях. В самом Курске в то время было несколько церквей. Правитель Курска, говорится в этом источнике, имел свою церковь и "повеле Феодосию яко да пребывает у его церкви".

Из этого же жития видно, что в Курске в то время уже существовало несколько частных школ, в нём упоминаются учителя, которые принимали к себе детей на учение. К одному из этих учителей отдан был отрок Феодосий: "к сим же и дати ся веля на учение божественных книг единому от учитель, якоже и сотвори, и вскоре из выче вся грамматикия".10 Исходя из этого возможно предположить, что никаких христианских школ не могло бы быть в Курске, если бы христианство не появилось здесь по меньшей мере во времена святого князя Владимира.

Уже тогда в начале XI века среди населения Курского края существовал обычай путешествия на поклонение к Святым местам. Когда Феодосий был ещё ребёнком, через Курск уже проходили паломники во Святую землю, с которыми он хотел идти в Иерусалим. Очевидно, эти паломники были из местностей, близких к Курску, так как дальше за Курской областью жили вятичи, принявшие христианство значительно позже. Сам преподобный Феодосий в княжение Ярослава Мудрого (1019-1054) путешествует в Киев с паломнической целью. Паломничество является следствием твердо усвоенных христианских начал, а для этого требуется немало времени.

Таким образом, из всего вышеизложенного возможно заключить, что христианство в пределах курских земель (к которым вплотную примыкает и территория нынешней Белгородской епархии) появилось в дни просветителя земли Русской – святого равноапостольного князя Владимира.

Подтверждают эту версию и результаты археологических раскопок, которые начали проводиться на древнем Белгородском городище летом 1951 года группой под руководством археолога A.M. Никитина. В письме Института археологии АН СССР от 22 февраля 1983 года №14102/4123а, подписанном академиком Б. А. Рыбаковым, в частности говорится: "...во время археологических раскопок (1951 г.) в Белгороде обнаружены материалы роменской культуры, свидетельствующие о существовании на Меловой горе, на месте Белгородского городища славянского роменского поселения IX-X вв".11

В 1980 годах проводились археологические раскопки в разных районах Белгородской области. "Археологические находки позволили сделать вывод о том, что жителями городища Холки были не только потомки алано-болгар, но и древние русичи... найдена (1981 г.) уникальная металлургическая площадка VIII-X вв., а обнаруженные захоронения совершены по христианскому обряду...". 12

Результаты раскопок, проведённых археологами на Крапивенском городище (территория нынешнего Шебекинского района), также подтверждают, что христианизация этих земель произошла вскоре после крещения киевлян князем Владимиром. "Находки бронзовых крестиков, крестики из мрамора, янтаря, шифера и даже мела говорят о распространении христианства у донецчан в XI -XIII вв".13

Из жития преподобного Феодосия мы видели, что уже в его время в одном Курске было несколько церквей, а значит, было уже много священников и вообще духовенства и в окрестных городах, административно входивших в состав определённой епархии.

Белгородская земля, составлявшая некогда крайний рубеж Руси, служивший оплотом сначала против печенегов, а потом крымских татар, занимала серединное положение между северной и южной частью. Уже в конце IX века князь Олег, утвердившись в Киеве, налагает дань на обитателей Курского края, и с этого времени этот край делается достоянием киевских князей.

Известно, что в 990 или 992 году князь Владимир, в сопровождении двух епископов, предпринимал путешествие для распространения христианства в "землю суздальскую", путь в которую лежал через нынешние курско-белгородские земли. Возможно допустить, что тогда и было утверждено среди поселенцев этого края православие, а также были поставлены, находящимися при князе Владимире епископами, священники-миссионеры, бросившие первые семена христианства в души древних поселенцев Белогорья.

Анализ схемы расположения древнерусских епархий показывает, что на всём пространстве от наших территорий до Киева не было никаких других епархиальных центров кроме упоминавшегося в летописи Белгорода. Следовательно не зависимо от местоположения кафедрального города земли нынешней Белгородчины могли входить в состав Белгородской епархии ещё во времена князя Владимира. Архиереи с титулом Белгородский в исторических источниках встречаются вплоть до XIII века. Таким образом, возрождённая Белгородская кафедра является преемницей не только названия древней епархии, но и продолжательницей миссии духовного окормления жителей Святого Белогорья, начатой ещё во времена равноапостольного князя Владимира.

Ссылки

1 Ларионов С. Описание Курского наместничества. – М., 1786. – С. 62.

2 Книга степенная царского родословия, содержащая историю российскую с начала оных до времен Государя Царя и Великого князя Иоанна Васильевича. Т.1. – М., 1775. – С. 153-154.

3 Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. – М., 1995. – С. 30.

4 Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. – М., 1901. – С. 668.

5 Там же. – С. 668-669.

6 Цит. по: Успенский Н.Д. История Церкви Русской // ЖМП, № 1. – 1976. – С. 64.

7 Прибавление к творениям Святых Отцев. Ч. П. – С. 273, 277.

8 Иаков-мних. Похвала Св. князю Владимиру и житие его. – Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 2. – М., 1995. – С. 526.

9 Житие преподобного Феодосия. – http://avorhist.narod.ru/source/feodosij. html

10 Там же.

11 Шмелёв Ю.Н. Тайны Белгородского треугольника. М., 1995. – С. 273.

12 Овчинников В.В., Тройно Ф.П. История Белгородчины. Т. 1. – Белгород, 2001. – С. 65.

13Там же. – С. 85.

 Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью @ 2005 г.