Нобелевская премия по литературе  1991

Надин Гордимер
(1932)
Которая своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея




Прозаик из Южно-Африканской Республики Надин Гордимер родилась 20 мая 1923 г. в семье еврея-ювелира (выходца из России) в одном из горнорудных поселков неподалеку от Йоханнесбурга. Она училась в университете Витватерсранда, который был "открытым" (там учились и чернокожие, лишь в спортивных соревнованиях они выступали отдельно). Именно тогда, в 1950-х годах в стране утверждался апартеид, возрастала расовая дискриминация, были запрещены браки между людьми разного цвета кожи. И сама писательница упоминала, что в детстве воспринимала "свою белую кожу" как признак преимущества, лишь со временем начала что-то понимать, позже будто пережила второе рождение.

Дебютировала Н. Гордимер рассказом "Завтра вернись" в 1939 г. в известном журнале "Форум". В первом романе "Лживые дни" (1953), произведении, написанном как "роман-воспитание", молодая героиня Хелен, для которой своя страна кажется истинным кладбищем, проходит такую же эволюцию, как и писательница. Ситуация в Южно-Африканской Республике тогда была для писателей невыносимой: было запрещено и сожжено двенадцать тысяч названий книг от Мопассана, Золя, Горького до Хемингуэя и Фолкнера, большинство писателей, в том числе П. Абрахамс и А. ла Гума, эмигрировали. Сама же Гордимер, конечно, не могла прямо выступать против апартеида, она описывала людей своей среды, средний класс страны, давала психологический срез общества. "Писатель должен быть писателем... Я никогда не принадлежала к политической партии. Моя война носит личный характер", — писала она. И со временем ее произведения становились более актуальными и социально значимее.

Романы "Земля чужестранцев" (1958) и "Любовь по случаю" (1963) — о бегстве героя от жестокого мира в свою личностную, изолированную жизнь. Оба произведения были в ПАР запрещены, хотя персонажи в них были совсем аполитическими, занятыми лишь собой. Но сама атмосфера произведений, затхлый, бездуховный и бездушный моральный климат был описан так зримо и истинно, что цензура не могла их пропустить.

Повесть "Воплощение успеха" — анатомия ситуации конформизма. Хозяин медных рудников и ферм нарушил правила игры — вступил в брак с бедной девушкой "не со своего круга". Он разорился, работает в баре, но счастлив. Его помощник, который стремительно поднимается вверх, просто завидует ему.

Следующим произведением, которое имело уже мировой резонанс, стал роман "Июльские люди" (1981). Это было произведение-предупреждение. В центре сказания — семья архитектора Смайлза, которая убежала с Йоханнесбурга в село и живет в своего слуги. А в настоящее время в стране происходит восстание, которое началось с забастовок. Отряды чернокожих жителей направляются в столицу. Психологически глубоко писательница изобразила картину отношений между жителями села и семьей белых, проанализировала социальную и культурную пропасть между ними.

Как-то Гордимер заметила, что все ее произведения представляют единую книгу. Действительно, и романы, и десятки рассказов автора пронизывает как тема расизма, так и вторая, главная тема — осуждение эгоизма и разобщенности между людьми, бездуховности и нетерпимости. В рассказах "индуктивный" метод писательницы — осторожно нащупать нервные окончания конфликта и позволить общему просочиться сквозь индивидуальное — и это с большим успехом оправдывает себя. Истина должна стать самоочевидной без авторских комментариев и объяснений — таков принцип Гордимер. Сама же Гордимер, рассказывая о своей работе над короткой прозой, подчеркнула: "Говоря образно, рассказ случается. Написать его — значит стараться вытянуть из внутреннего или внешнего мира какую-то животворящую каплю, которая заполнит собой страницу, прожжет в ней дырку".

Несколько раз Гордимер выдвигали на Нобелевскую премию, она призналась, что уже не надеялась ее получить, но в 1991 г. Комитет назвал ее имя в числе лауреатов.