Главная Краеведение Забытые герои 1941-го. Ф.А. Ершаков

Забытые герои 1941-го

31.07.2013
Забытые герои 1941-го. Ф.А. Ершаков

Пощечина немецким стратегам

Уже почти два года по Европе громыхала Вторая мировая война. Ранним утром 22 июня 1941-го она ворвалась в жизнь советских людей. Немецкие стратеги были уверены, что их ожидает очередная кратковременная победоносная кампания. Не получилось! На пути «покорителей Европы» встали части и соединения Красной Армии. Мало было побед у советских солдат в первые месяцы Великой Отечественной войны, но они были. И поэтому каждая из них требует пристального внимания, изучения и оценки.

Знаменательно, что одна из первых побед над вермахтом была одержана на улицах древнерусского города Великие Луки уже в первый месяц войны. В ночь с 20 на 21 июля части 22-й армии Западного фронта совместно с отрядами великолукских ополченцев молниеносным штурмом выбили немцев из только что захваченного ими города. Произошло это событие в ходе Великолукского сражения 1941 года. Великие Луки стали первым крупным городом Советского Союза, освобожденным, пусть и временно, войсками Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны.

В освобожденных Великих Луках состоялся митинг, на котором жители города и красноармейцы достойно отметили свою первую победу над оккупантами. Конечно, люди тогда не знали, что уже в ближайшее время их ждут новые испытания – оборона, поражения, смерти, потери, оккупация, многие месяцы великой войны до полного разгрома врага. Но в тот июльский день они от души радовались своей первой победе!

А как реагировали на это немцы? Гитлер гнал своих генералов на Великие Луки, но быстро взять город обратно их войскам не удавалось. К началу августа, после 10-дневных боев, они вынуждены были перейти к обороне, накоплению дополнительных резервов для продолжения наступления.

Любопытнейший факт из истории Второй мировой войны. 17 июля 1945 г. при опросе рейхсмаршала Германа Геринга всплыло название нашего города:

Вопрос: Владеете ли вы русским языком?

Ответ: Нет, я знаю только одно русское слово – «великий».

Вопрос: Чем это слово оказалось для вас примечательным?

Ответ: Под Великими Луками мы столкнулись с большими затруднениями в войне с русскими. Тогда я потребовал разъяснить мне, что означает слово «великие»…

(Цитирую по «Военно-историческому журналу» № 10 за 1993 г.)

Оборона Великих Лук продолжалась с 21 июля по 24 августа, когда во второй половине дня, получив приказ оставить город, его защитники стали с боями, с хитрыми маневрами выходить из немецких колец окружения. Продолжительность обороны города составила 35 дней.

Для сравнения: в ходе Смоленского сражения 1941 года Могилев обороняли 23 дня, Полоцк – 14 дней, Смоленск – 27 дней.

Из книги мемуаров участника Великолукского сражения 1941 года, в то время комдива 186-й стрелковой дивизии 22-й армии генерал-майора Н.И. Бирюкова «Трудная наука побеждать» (М., 1968):

«На стол мне кладут армейскую разведывательную сводку. Читаю. Ба! Старые знакомцы: 7-я и 19-я танковые дивизии! 7-я «крестила» нас в июле сорок первого под Витебском, а через боевые порядки 19-й мы прорывались близ Великих Лук. Вот, думаю, и довелось опять повстречаться – только в другом качестве. С удовлетворением отмечаю, что одна из этих дивизий уже сведена в боевую группу. Значит, крепко потрепали. Насчет второй нам придется похлопотать. Что же, теперь это по нашим силам, теперь можно. А то ведь как бывало в сорок первом – навалятся скопом, танковой ордой, проломят оборону и валят по дорогам. Пиликают на губных гармошках, распевают песенку про красавицу Мадлен или про храброго Франца. Русский поход казался гитлеровцам простым повторением пройденного – походов по западноевропейским странам. Да и как не показаться, если у нас на дивизию приходился фронт в 40–50 километров. Не оборона – ниточка. А в полках только по 500–600 штыков. Днем ведем сдерживающие бои, а к ночи – уже окружены.

Просматривая как-то материалы той поры, я взял на выдержку 30 советских дивизий. Из них только 5 избежали окружения, когда отходили на восток. Остальные 25 попадали в окружение и выходили из него от одного до трех раз. Никакой солдат не выдержал бы такого отступления. А наш – смог. Уже в то трудное лето он преподал генералам фюрера жестокий урок настоящей войны, никак не похожей на ту, какую они привыкли вести на Западе.

«Поведение русских в окружении, даже безнадежном, было в корне противоположным поведению их западных союзников. Они не сдавались в плен...». «Тот, кто встретился с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война. После этого ему уже незачем учиться воевать...»

Командарм и его армии

Филипп Афанасьевич Ершаков родился 9 (22) января 1893 г. в дер. Таганки ныне Вяземского района Смоленской области, в крестьянской семье. С 1914 по 1918 год служил в русской армии, прошел обучение в полковой учебной команде, получил звание подпрапорщика. В Первую мировую войну командовал взводом, ротой. В апреле 1918 г. вступил в Красную Армию, участвовал в Гражданской войне, командовал взводом, ротой, батальоном. Видно, неплохо командовал, награжден двумя орденами Красного Знамени.

В дальнейшем военная карьера шла по возрастающей – от командира полка до командира дивизии и командира корпуса. В июле 1938 г. Ф.А. Ершаков был назначен командующим войсками Уральского военного округа. К началу Великой Отечественной войны это был опытный, хорошо подготовленный теоретически и практически военачальник. 22 июня 1941 года его назначают командующим 22-й армии, которая формируется в Уральском военном округе и выдвигается на фронт в район Полоцка–Идрицы.

Из книги Алексея Исаева «Неизвестный 1941. Остановленный блицкриг» (М., 2010):

«В тот же день, 27 июня, когда под Полоцком прогремели первые выстрелы, на станции Громы недалеко от города началась выгрузка соединений 22-й армии генерал-лейтенанта Ф.А. Ершакова. Она еще до войны предназначалась для западного направления. (...) На момент выгрузки под Полоцком армия генерала Ершакова состояла из 51-го и 62-го стрелковых корпусов. Эти корпуса объединяли дивизии из Уральского военного округа: 98-я стрелковая дивизия прибыла из Удмуртии, 112-я стрелковая – из Пермской области, 186-я стрелковая дивизия – из Башкирии и 174-я стрелковая дивизия – из Челябинской области. Они получили приказ занять оборону по северному берегу Западной Двины от Краславы до Бешенковичей. Полоцкий УР тогда достался 174-й стрелковой дивизии комбрига А.И. Зыгина, Себежский УР – 186-й стрелковой дивизии Н.И. Бирюкова.

Необычное по меркам 1941 г. звание Зыгина – комбриг – было связано с его прошлым. Как и немалое число других военачальников Красной армии, Алексей Иванович Зыгин был арестован в 1938 г., а позднее освобожден и полностью реабилитирован. В свое время он был комендантом Благовещенского УРа на Дальнем Востоке. Это, безусловно, сыграло не последнюю роль в умелом руководстве обороной Полоцка.

Направленный в 22-ю армию заместитель командующего Западным фронтом генерал Еременко охарактеризовал ее руководство так: «Командовал армией генерал-майор Ф.А. Ершаков – человек храбрый и добросовестный. В проведении принятых решений он был требователен и настойчив, характер имел спокойный, ровный. Его удачно дополнял начальник штаба армии — генерал-майор Г.Ф. Захаров, оперативно достаточно подготовленный и очень волевой, но не в меру горячий и подчас грубоватый».

За два месяца боевых действий в июле-августе 1941 года части и соединения 22-й армии участвовали в обороне Полоцка (2 июля – 16 июля), Великолукском сражении (16 июля – 27 августа), освободили от немцев Великие Луки (21 июля), выходили из котлов окружения под Невелем и Великими Луками.

«Упорная оборона советской 22-й армии в районе Полоцка задержала продвижение немецких войск на северном фланге центрального участка советско-германского фронта. После того, как противник обошел Полоцк, он натолкнулся на оборону второго эшелона 22-й армии в районе Невеля, затем в районе Великих Лук. Отчаянное сопротивление окруженных советских войск затруднило маневр противника, а бои в районе Великих Лук способствовали выходу основных сил 22-й армии из «невельского котла». 20 июля 51-й стрелковый корпус 22-й армии (98-я и 112-я стрелковые дивизии) вырвался из окружения; остатки дивизий сведены в сводные полки и заняли оборону по реке Ловать. Соединения 62-го стрелкового корпуса, в том числе 174-я стрелковая дивизия, вырвались из окружения 21 июля».

В этот день после многодневных кровопролитных боев 48-я танковая дивизия, 126-я и 179-я стрелковые дивизии выбили немецкие войска из Великих Лук (по материалам «Википедии»).

Наиболее высоко из военачальников 22-й армии был оценен талант командира 174-й стрелковой дивизии полковника А.И. Зыгина. После выхода из окружения герой обороны Полоцка 7 августа был произведен в генерал-майоры, а 31 августа награжден орденом Ленина. В послевоенные годы именем А.И. Зыгина названы улица и площадь в Полтаве. Не забыли героя и в Полоцке, где его именем названа одна из улиц, а в 2011 г. открыта мемориальная доска.

А вот судьба героя первого освобождения и обороны Великих Лук комдива 48-й танковой дивизии полковника Д.Я. Яковлева сложилась трагически. При выходе из окружения, отступлении измотанных в боях частей дивизии он отказался исполнять абсурдный наступательный приказ начальника. За это комдив был смещен с должности, арестован и без полноценного разбирательства обстоятельств дела расстрелян. Место захоронения Дмитрия Яковлевича и сегодня неизвестно.

В некоторых источниках указано, что армия была разгромлена. Но это не соответствует истине. В сентябре 1941 г. на рубеж в районе Андреаполя вышло порядка 30% личного состава армии. Она была доукомплектована, продолжила оборонительные, а вскоре и наступательные бои на территории Калининской области. Но уже с другим командующим.

Генерал-лейтенанта Ф.А. Ершакова назначают 10 сентября 1941 года командующим 20-й армии Западного фронта. С 2 по 13 октября 20-я армия участвует в Вяземской оборонительной операции, попадает в котел окружения (в нем оказались 4 армии) и фактически перестает существовать. Ф.А. Ершаков попадает в немецкий плен, по одним данным – в октябре, по другим – в начале ноября.

Командарма перевозят в лагерь Хаммельбург в Германии. В плену он ведет себя достойно, отказывается сотрудничать с фашистами. Сердце генерала Ершакова остановилось 9 июня 1942 года. Когда его хоронили на лагерном кладбище, немецкий караул выполнил троекратный залп, а советские пленные офицеры, среди которых было несколько командармов, отдали последние почести своему боевому товарищу.

В Берлине в 1942 г. была издана пропагандистская брошюра К.И. Альбрехта «Благодарность Сталина своим генералам». Ксерокопия ее есть в Великолукском госархиве. Сей автор после смерти командарма Ф.А. Ершакова «постарался» показать его с выгодной для немецкой пропаганды стороны – как глубоко разочаровавшегося в Советском Союзе человека. И хотя эта лживая брошюра не получила широкого применения, она сыграла свою отрицательную роль – имя Филиппа Афанасьевича находилось в нашей стране под запретом и в забвении.

Три генерала – три судьбы

Принтер равнодушно выдавал листки с компьютерной информацией. Больше всего листков получилось о генерале А.А. Власове, немного уступил ему генерал М.Ф. Лукин, совсем мало информации напечаталось о генерале Ф.А. Ершакове. Судьбы этих генералов причудливо переплетались в ходе Великой Отечественной войны и различались в истории послевоенного увековечивания их памяти и оценки их деятельности.

Сначала о сходстве. Все они «доросли» до высокого воинского звания «генерал-лейтенант», все успели покомандовать несколькими армиями в ходе Великой Отечественной войны, все были командующими 20-й армии – сначала Лукин, за ним Ершаков, за ним, вторым составом армии, командовал Власов. Все они выводили свои части из окружения и попали в немецкий плен – Лукин и Ершаков осенью 1941-го, Власов в июле 1942-го. Генерал М.Ф. Лукин считается героем обороны Смоленска в 1941 г. Генерал Ф.А. Ершаков по праву может считаться героем первого освобождения и обороны Великих Лук в 1941 г. Генерал А.А. Власов считается одним из героев Московской битвы в декабре 1941 – январе 1942 г.

Различия судеб генералов проявились в немецком плену. Ершаков и Лукин отказались от сотрудничества с немецким командованием, генерал Власов стал сотрудничать с врагами, возглавил РОА – русскую освободительную армию, стал предателем своей Родины и народа.

Генерал Ершаков в плену умер. Генералу Лукину ампутировали ногу, в мае 1945-го он был освобожден, возвратился в Советский Союз и, после длительной проверки, был восстановлен в рядах РККА. С 1946 г. в отставке, умер в 1970 г. в Москве. Генерал Власов после пленения в мае 1945-го частями Красной Армии был предан суду. Он и его последователи были признаны виновными в государственной измене. По приговору Военной коллегии Верховного суда СССР они были лишены всех воинских званий и казнены через повешение 1 августа 1946 г.

Несколько слов о памяти…

Еще при жизни М.Ф. Лукина группа известных советских военачальников Великой Отечественной войны ходатайствовала о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Им было отказано. Не суждено было генералу-герою при жизни получить это заслуженное им звание. Но в 1988 г. исполком Смоленского городского Совета народных депутатов присвоил генерал-лейтенанту М.Ф. Лукину звание «Почетный гражданин города-героя Смоленска» (посмертно). Именем М.Ф. Лукина названы улицы в Смоленске и Зубцове.

Указом Президента РФ от 1.10.1993 года № 1553 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945» генерал-лейтенанту М.Ф. Лукину присвоено звание «Герой Российской Федерации» (посмертно). Историческая правда была восстановлена даже после смерти героя.

А вот другой пример. Два года подряд мы вместе с общественной организацией «Ветеран Вооруженных сил города Великие Луки и Великолукского района» выходили на администрацию нашего города с ходатайством – ОТМЕЧАТЬ НА ГОРОДСКОМ И ОБЛАСТНОМ УРОВНЕ КАК ПАМЯТНУЮ ДАТУ ДЕНЬ ПЕРВОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ВЕЛИКИХ ЛУК в ходе Великой Отечественной войны – 21 ИЮЛЯ.

Администрация города спускает наши обращения в городской комитет культуры, тот – в так называемый общественный совет, при нем состоящий, и они ДВА ГОДА ПОДРЯД БЛОКИРУЮТ НАШУ ИНИЦИАТИВУ, ДАЖЕ НЕ ПРИГЛАШАЯ НАС (ИНИЦИАТОРОВ!) на свои заседания по этому вопросу...

Но герои 1941 года – самого трудного года войны – не должны быть забыты! Лично для меня подвиг первых освободителей и защитников Великих Лук, задержавших на 43 дня – столько продолжалось Великолукское сражение 1941 года – продвижение немцев к Москве, равен подвигу защитников Брестской крепости! ОН ЗАСЛУЖИВАЕТ ВЫСОЧАЙШЕЙ НАГРАДЫ, НАРОДНОГО ПОЧИТАНИЯ И ПАМЯТИ!

В прошлом году я провел опрос 15 великолучан (от 15 до 75 лет), знают ли они, что это за дата – 21 июля. Никто (!) из них не смог ответить, что это день первого освобождения города в ходе Великой Отечественной войны... В городе есть улица 3-й Ударной Армии, но, увы, вы не найдете улиц, музеев или площадей, названных в честь воинов 22-й армии, 3-й воздушной армии.

Имена прославленных командармов Ф.А. Ершакова и М.М. Громова, комдивов Д.Я. Яковлева, Н.Г. Гвоздева, Е.В. Бедина, начальника Великолукского гарнизона с 21 июля по 24 августа 1941 г. генерал-майора Т.К. Силкина также достойно не увековечены в городе. Если спросить об их подвигах великолучан, то 100% опрошенных скажут, что ничего не знают о них. И это в городе воинской славы?!

Такое положение надо менять! Но захотят ли нас в очередной раз услышать городские власти? Готово ли к адекватной работе в этом направлении городское сообщество? Пока результаты пессимистичны. На письмо с конкретными предложениями, размещенное на сайте губернатора Псковской области А.А. Турчака 1 июля, мы получили очередную отписку очередного городского чиновника...

Владимир ПАВЛОВ, краевед

Автор выражает благодарность и признательность писателю Валерию Кириллову и краеведу Анатолию Сизову за их статьи и исследования о герое Великолукского сражения 1941 года полковнике Д.Я. Яковлеве.

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

Парма

Каталог организаций