Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №2 (107) февраль
На карту

НА СЕСТРЕ


«Детские Дюны»

Дети из санатория Колачевских на прогулке. 1911 год


В начале ХХ века в ставшем модным курортом Сестрорецке помимо дач обеспеченной публики возникло немало оздоровительных заведений для больных или, как тогда говорили, слабосильных детей. Казенные земли под их строительство предоставляло Министерство земледелия и госимуществ, а возводили и управляли лечебницами благотворительные организации. Нынешний реабилитационный центр «Детские Дюны» — наследник двух из них. Корпуса с башней на берегу Сестры занимают территорию санатория для рахитиков (открылся в 1910 году), а филиал на Лесной улице, 7, перешел от санатория для туберкулезных детей, основанного супругами Колачевскими (1906).

В войну бывшие санатории оказались на линии фронта



Корпуса на Сестре недавно были радикально обновлены в духе времени: стеклопакеты, кафельные вентилируемые фасады и так далее. Перелицевали и последний сохранявшийся дореволюционный красно кирпичный корпус, на фронтоне которого еще лет пять назад можно было прочитать таинственную аббревиатуру ОПОБД — Общество попечения о бесприютных детях. Сотрудники общества в начале прошлого века собирали в Петербурге по чердакам и подвалам беспризорников, сирот, ослаб ленных детей и вывозили их лечить на море. Работа была нервная, малооплачиваемая (не очень-то жертвовали сограждане на бесприютных детей). Чуковский, посетивший эту детскую колонию с чтением стихов, заметил, что бедные воспитательницы находятся на положении «комбатантов» (от французского слова combat — «битва»). В предвоенные годы в санатории, оказавшемся в приграничной полосе, разместился госпиталь, в войну все деревянные постройки сгорели. Филиал «Детских Дюн» располагается на другом берегу Сестры, в некогда самом престижном дачном районе Курорта — на Канонерке.
  Здесь соседями санатория Колачевских оказались знаменитый врач Клячко (его дача теперь тоже принадлежит «Дюнам») и не менее знаменитый адвокат Грузенберг. Евгения Владимировна Колачевская пожертвовала для создания санатория немалые средства, ее имя (по сумме взноса) стояло первым в списке благотворителей. Но первых пациентов заведение приняло уже после ее смерти в 1906 году. Лечение детей стоило еще больших денег, щедро отпускавшихся Колачевским.

Неместный
Неместный

Константин Учитель

преподаватель Театральной академии — о земляке из Кривого Рога
Рудник Колачевского, станция Колачевская — это криворожские топонимы. Сергей Николаевич Колачевский был врачом-неврологом. Служил в родном городе Кременчуге, в армии на Балканах, в Одессе стал уже заметной фигурой — гласным Городской думы. В начале 1880-х, защитив в Киеве диссертацию о строении костного мозга, женился на Евгении Розмаринца. В качестве приданого молодая супруга получила 400 десятин земли в Кривом Роге, где только начиналась «железная лихорадка». На этом участке Колачевский обнаружил колоссальные залежи руды. Взял в Германии огромный кредит, построил поселок — не только дома для инженеров и «казармы» для рабочих, но и баню, школу, больницу, библиотеку, столовую на тысячу мест, регулярно превращаемую в театр. Друзья называли его «практическим идеалистом». При всей любви к искусствам Колачевский был необычайно предприимчив. Первым в Криворожском железорудном бассейне купил собственный паровоз, на европейский манер провел железнодорожную ветку прямо на рудник, и эта станция долго носила его имя. Став «железным королем», переехал в столицу.

Сергей Николаевич пережил жену на пять лет, умер в 1911-м. Я не склонен его идеализировать, но есть поразительные детали. Он, обладатель 30-миллионного состояния, продолжал врачебную деятельность, сотрудничал в доме призрения душевнобольных на Удельной, много кому помогал деньгами и еще многим собирался помочь. Завещал 100 тысяч рублей раздать рудничным рабочим, устроить в Кривом Роге горный институт и сельскохозяйственное училище, дома престарелых… Не получилось. Племянники оспорили завещание, долго судились, а потом случилась революция. От фамильного склепа в Кривом Роге, где были похоронены Колачевские, ничего не осталось. Как и от рабочего поселка при руднике, следы которого в позапрошлом году попали в зону обрушения грунта. Но остались «Детские Дюны». И основанное Колачевским художественное училище в Одессе.
   
Санаторий и парк Курорта связаны пешеходным мостом






«Железный король» Сергей Колачевский








Воспитанницы ОПОБДа. 1915 год





Журнал Хроника Надзиратель
№2 (107) февраль