/ Художественный дневник

Музей Константина Сутягина и Александра Шевченко

Федор Ромер


(Фото: Евгений Габриелев)
Все фотографии

Выставочный зал "Ковчег". Москва

Художники Сутягин и Шевченко - убежденные ретрограды- станковисты, то есть живописцы и графики, ходящие на этюды, рисующие милые "французистые" пейзажи и натюрморты. При этом люди вполне продвинутые, наслышанные про contemporary art и даже зачем-то поступавшие (безуспешно) на курс "Новые художественные стратегии", организованный для начинающих художников Институтом современного искусства совместно с Центром современного искусства Сороса. К тому же Сутягин в конце прошлого года в модном интеллигентском журнале "Неприкосновенный запас" напечатал большую и для художника отменно написанную (я даже проехал свою станцию в метро, зачитавшись) статью. Из которой выясняется, что автор знает французских философов Барта, Фуко, Деррида и Делеза, прочитал две книжки скандально известного Александра Бренера и очень его зауважал, любит матерную поэзию популярного в авангардных кругах Мирослава Немирова, приятеля еще более скандально известного Авдея Тер-Оганьяна, и - самое главное - читает журнал "Итоги". Понятно, что Сутягин и Шевченко осведомлены о печальной судьбе живописи в XX веке.


Поэтому на первый взгляд нескромная идея вполне живых художников создать музей самих себя (пусть меньше чем на месяц, зато в выставочном зале, занимающемся главным образом "музейным" искусством 20 - 50-х годов, и в рамках "ковчеговского" мемориального цикла "Незабытые имена") на самом деле кротка и смиренна. Это не нарциссизм, а капитуляция перед эстетикой времени. "Единственная территория, где живопись сегодня еще сохраняется как искусство, - это музей", - справедливо замечает Сутягин в упомянутой статье из "НЗ". И продолжает: "Мы с художником А. Шевченко придумали, как нам и всем сегодняшним живописцам спастись сегодня. Нужно просто-напросто переселиться в прошлое, хотя бы лет на пятьдесят. В музеи".
Переселились довольно убедительно. "Ковчег" пересыпал ретрокартинки Сутягина и Шевченко работами художников 20 - 40-х годов, главным образом из разгромленной в 31-м за "буржуазный формализм" группы "13". К тому же живопись, графика и личные вещи художников - музей так музей - разбавлены сделанной под старину фотосерией "Чужой сон" Евгения Габриелева, в которой Сутягин и Шевченко действительно превратились в персонажей богемы начала 30-х (см. фото). Главная же "музеефикаторская" шутка - обязательные тапочки для посетителей. (Говорят, после вернисажа три человека так в них и ушли.)


В итоге выставка вышла стильной, ироничной и концептуальной. "Умной", как ругнулся бы сторонник глупого и чувственного искусства Сутягин. Который - как и Шевченко - все-таки умней, чем хочет казаться.

Содержание
На главную
© ЗАО "Издательство "Семь дней"