Самозащита
Особый репортажЛичное делоМир вокругРезвяся и играя
Генеральная линияНовейшая историяШкола
Экипировочный центр "DAN SPORT"
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости Средства защиты О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Road movie, или Самбо в Нижнем

Евгений Ефремов и Асламбек Аслаханов

Текст: Дмитрий Храповицкий. Фото: из архива Евгения Ефремова.

«Учителя ведут своеобразную жизнь, все время отравляемую грибком зависти... Год за годом мимо них, как воды реки, текут ученики и уплы­вают, а учителя, подобно камням, вынуждены оставаться на дне этого потока. Они говорят о надеждах другим, но сами не смеют питать наде­жду даже во сне». Так написал выдающийся японец Кобо Абэ в своем знаменитом романе «Женщина в песках».

Но как бы ни был любим Кобо в мире чтения, приведенная цитата по отношению к российской национальной борьбе самбо может быть справедливой в лучшем случае лишь наполовину. По крайней мере, к самбо в его нижегородском варианте. В варианте не кстовском, а именно нижегородском...

Остановка по требованию. И без

Когда гаишник на шоссе под Москвой подошел к остановившемуся нижегород­скому ГАЗ-4301, у него аж глаза на лоб полезли. Двенадцать мальчиков! Как их заманил и куда везет бородатый шофе­рюга? Гаишники не спят во тьме ночной! На штрафную стоянку, все документы сюда...

– Конечно! – улыбается сидевший за ру­лем Евгений Ефремов, тренер самбо с ГАЗа, а если по протоколу – главный тренер Приволжского федерального ок­руга по самбо, руководитель нижегород­ской СДЮШ олимпийского резерва по самбо. – А что гаишнику было делать? А что мне? Мотор стал греться. Надо по­нять почему? Я остановился. А ребята привыкли, когда останавливаемся, мож­но размяться. Они из кузова, как грибы, полезли.

Первая победа Раиса Рахматулина

И тут гаишник на абсолютно правдивые слова Ефремова, что нет у Горьковского автомобильного завода сейчас денег во­зить детей на соревнования по ж/д, и поэтому, перемещаясь таким образом, разбиваем палатки на обочине дороги, разжигаем костерок и готовим еду. И тренируемся там же – для этого маты кладем на землю, вот они – в кузове.

– Да я тебя!!!

Короче – отпустил. Сказал, конечно, чтоб они ему больше не попадались. Хо­роший человек был гаишник. Лето было. В Одессу нижегородцы ехали на юноше­ские соревнования.

Евгений Ефремов

Человечные мелочи

Road movie. Тренерская хитрость. Это позволяет ему быть там, рядом со свои­ми учениками на соревнованиях. Един­ственное спасение, когда денег на по­ездки ему никто не дает, и в ближайшее время, наверное, не даст. До Салоник, где в октябре проходило первенство ми­ра среди юношей и юниоров, 3300 ки­лометров. Ефремов открывал болгар­скую, румынскую, греческую визы. Са­мый дешевый вариант. Иначе самоле­том – 1000 евро, а вышло – 300! Как делается? Надо запастись топливом. По­ставить в школьную «Газель» канистры по 75 литров. Основной бак – на 100 литров, да еще поставил Ефремов бак от «Волги», как родной встал. Плюс боч­ка 250 литров. До Брянска полбочки из­расходовал и оставил ее в местной СДЮШ олимпийского резерва на обрат­ную дорогу. Если едет в Польшу, то пол­бочки оставляет в смоленской школе. Ну вот – такова примерно тактика.

Когда б вы знали, «из какого сора»... Ког­да б вы знали, из каких мелочей, часто очень человеческих, трогательных, скла­дывается спортивный результат. Со сто­роны все просто, если не вникать, понят­но – тренер приехал на соревнования к своим ученикам. Или, как бывало, даже к одному ученику приехал. За тысячи ки­лометров. За свой счет.

– Евгений, меня всегда интересовало: можно ли узнать в семилетке будущего чемпиона?

– Нет.

Это у всех тренеров так. Работают на 80 процентов не на спортивный результат. Сколько раз Евгению приходилось, как говорится, отдавая всего себя, работать с теми детьми, у которых «глаза горят». И раз – родители вдруг на учебу того пере­ориентируют. Беда? И кто же останется? Остаются ребята из небогатых семей. Это факт, к сожалению, повсеместный. Но школа – это не только чемпионы. Это среда. Это люди, которым она дала не все, что они успели взять. Но которые помнят и... благодарны ей за свою уве­ренность в жизни. Только вот больших бизнесменов из газовской школы пока не выросло, поэтому приходится изыски­вать средства.

"Полевой" клуб самбо Ефремова

Почему ошибался японец

А начиналось все так... Ошибался (при­менительно к нижегородской школе сам­бо, конечно) выдающийся японец Кобо Абэ, когда писал, что учителя говорят о надеждах другим, но сами не смеют пи­тать надежду даже во сне. В 1984 году выпускник средней 170-й школы Нижне­го Новгорода Евгений Ефремов на обще­ственных началах организовал секцию самбо для мальчиков. Работал он тогда дальнобойщиком-перегонщиком. А когда возвращался из рейсов – вел тренировки. И посмотрите, какая дальнейшая ра­дость и удача – в первый же набор по­пали в секцию девятилетний Раис Рахматуллин и одиннадцатилетний Алексей Смирнов. Они сами не знали, что будут чемпионами.

Почему ошибался японец? Потому что ученик не должен повторять учителя. И не должен за ним гнаться. И питает учи­тель надежды совершенно другие. По крайней мере, в самбо – так. Уж какие надежды возлагал на него его родной тренер Иван Харитонович Дудников... А у будущего учителя Ефремова вообще в какой-то момент возникли проблемы с... самбо.

Служил он в армии в Белоруссии. Взял второе место на республиканском чем­пионате. А потом поехал на чемпионат в Новосибирск и там заболел менингитом. Как? Я всегда про все неожиданные бе­ды спортсменов стараюсь узнать под­робно и описать их внимательно для тренеров и спортсменов, я, журналист, был в подобной ситуации, поэтому до сих пор переживаю, ведь что-то я теперь нико­гда не успею сделать... Как Ефремов заболел менингитом... Сгонка веса, потеря иммунитета. Отношение в армейском спорте было как к солдатам. Сбросил 6 кг, и после душа – с сырой головой... Ле­жал Ефремов 9 месяцев в госпитале. Спортом – нельзя. Водителем – нельзя. Купил медсправку. И стал дальнобойщи­ком, сломался, конечно, немного, но не настолько уж... Покуривать стал. Сигаре­ты. Зачем? Перестал.

А самбо из крови, видимо, не выводит­ся! Никуда не выводится. Сделал рывок жизненный, пошел в родную школу, сек­цию создавать... И создал. Немного забежим вперед. Назовем име­на. Раис Рахматуллин, четырехкратный чемпион мира, Алексей Смирнов, Анд­рей Кораблев, Максим Симанов, Дмитрий Симанов, Владимир Шабонов, Алек­сандр Мокеичев.

Их высокие спортивные результаты (не будем забывать про тренера) дали осно­вание присвоить школе почетное звание – «Специализированная детско-юноше­ская школа олимпийского резерва». Здесь занимаются 500 детей и работают 7 тренеров. Подготовлено 5 мастеров спорта международного класса, один за­служенный мастер спорта, 10 мастеров спорта СССР и России.

Ефремовская серия

Но пока все это осуществлялось, пока все работало на такую перспективу, Еф­ремов по-прежнему работал перегонщи­ком в «Автодоставке». Кольцевые пере­гоны: Горький – Одесса – Москва. И прочие комбинации. Они позволяли, при некотором соображении, возить ребят на соревнования.

В 1992 году на КАМАЗе сгорел завод двигателей. В то время все автозаводы активно заводили своих дилеров. И пе­регон стал хиреть.

Ефремов тогда решил обзавестись своей палочкой-выручалочкой. Стал узнавать, нет ли чего подешевле на ГАЗе. Есть гру­зовик, выставочный. Лет десять на ули­це стоял. Возьмешь? Купил авто с вы­ставки. За 10 процентов. Как будто пять лет он был на испытаниях. Купил как уз­лы и агрегаты. А чтобы были нормаль­ные, честные документы, купил еще ста­рый грузовик. Вот так и не сорвалась очередная серия road movie.

Хороший человек был гаишник на шоссе под Москвой. Но не менее замечатель­ный человек – президент ОАО «ГАЗ» Ни­колай Андреевич Пугин или Михаил Вла­димирович Стариков, начальник управ­ления на «ГАЗе». После 1999 года, когда на чемпионате мира в Кстове – рядом там, во Всемирной академии самбо, на Кубке мира ребята Ефремова завоевали несколько медалей, последовала «газовская» благодарность. Не золотой, конеч­но, дождь, но на проблемы школы обра­тили внимание. Шесть ковров подарили и эту нынешнюю «Газель» – путешественницу. Ефремов ее испытывает. Куда бы ни поехал – он водитель-испытатель. Да, так и работает Ефремов Евгений Александрович. Мастер спорта с 1980 года, заслуженный тренер России с 1999 года.

Педагогическая песня...

Еще может быть вопрос. Что делают дети в замкнутом пространстве? Например – в закрытом кузове грузовика. Секретов нет. Практика показала, что, если чест­но, дети – а) играют в карты; потом им карты надоедают и они начинают б) ду­рачится; потом им дурачиться надоедает и они начинают в) бороться; г) потом Еф­ремов останавливает грузовик, откры­вает дверцы и дает детям д) несколько педагогических советов, просит поотжиматься, поприседать вволю, а затем вновь садится за руль, и грузовик трога­ется с места; тогда веселые, разгорячен­ные и познакомившиеся с педагогиче­скими советами дети – е) душевно поют, а кое-кто тренькает на гитаре. Что поют дети после остановки грузовика? Они поют: песню про самбо, написанную тре­нером Ефремовым; «Чечня»; «Афган»; во­просительную песню «Кто тебе сказал, что тебя я не люблю?» и очень много пе­сен... про жизнь.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

1 (18) 2006
Номер 1 (18) 2006

Краткий анонс:
ОгнеборцыНа все трюки мастерИнфекционный апокалипсисСергей Елисеев: «Я доволен своими спортсменами»
127051, г. Москва, Большой Каретный переулок, дом 17, строение 2
Тел.: (495) 699 21 25,     699 94 34
Факс: (495) 699 96 44
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100