К Празднику 8 Марта: статья «Вклад женщин технологов в науку о нефти»

Дата 14/03/2010 20:35:29 | Раздел: Портреты

Роль женщин учёных и педагогов в области технологии переработки нефти и нефтехимического синтеза значительна. Многие достойные женщины трудятся на ниве нефтяной науки, образования и промышленности в НИИ, ВУЗах и на предприятиях страны.
Предлагаем вашему вниманию короткую статью о двух женщинах-учёных, исследователях нефтепереработки: первой женщине-технологе
Юлии Всеволодовне Лермонтовой
и выдающейся женщине-технологе и педагоге
Екатерине Владимировне Смидович.


Юлия Лермонтова – первая женщина нефтепереработчик.Ю.В.Лермонтова
Огромную пользу науке о нефти принесли женщины технологи. Одна из них – выдающаяся личность, первая русская женщина химик-технолог, стоявшая у истоков глубокой переработки нефти Юлия Лермонтова.
Родилась Юлия Всеволодовна Лермонтова в Петербурге, 21 декабря 1846 г. в семье генерала, директора Московского кадетского корпуса, троюродного брата знаменитого поэта. С детства Юлия увлекалась химией и медициной. В то время получать высшее образование женщины в России не могли. Однако в 1868 г. она все же попыталась поступить в Петровскую земледельческую академию, но ее, как и многих других постигла неудача.
Знакомство, а затем и близкая дружба с Софьей Ковалевской, знаменитым русским математиком, сыграли решающую роль в жизни Юлии Лермонтовой. Под ее влиянием родители Юлии разрешили ей в 1864 г. поехать на учебу за границу. Но и там ей не сразу удалось стать студенткой по той же причине. В 1874 г. она окончила Геттингенский университет, защитила диссертацию и получила ученую степень доктора химии первой степени.
По возвращении в Россию Юлию тепло встретили виднейшие русские ученые Менделеев, Бутлеров и Густавсон. Сначала она работала под руководством А.Н. Бутлерова в химической лаборатории Петербургского университета. Затем, переехав в 1881 г. в Москву к родителям, продолжила работу в химической лаборатории Московского университета под руководством известного деятеля науки профессора В.В. Марковникова. Здесь она приступила к исследованиям, направленным на глубокое разложение нефти. Лермонтова вела свои исследования в двух направлениях: разработка рациональной технологии получения светильного газа и усовершенствование процесса получения ароматических углеводородов из нефти, разработанного А.А. Летним. В Москве с 1861 г. начали использовать первые газовые фонари, заменившие керосиновые. В те годы светильный газ получали из твердых горючих ископаемых – угля, торфа, горючих сланцев, а также из древесины. В процессе образовывалось много кокса. Ю.В. Лермонтова усовершенствовала этот процесс, внеся большой вклад в технику пирогенетических процессов. Она доказала, что уголь, содержащий лишь 6% водорода является менее подходящим сырьем для получения светильного газа, чем нефть, содержащая 15–16% водорода. Так, при сухой перегонке из угля получают 15% светильного газа, 15% дегтя (смолы), а остальные 70% приходятся на кокс. Из нефти же можно получить 25% газа и лишь 30% кокса. Лермонтова установила, что газ из нефти обладает лучшим качеством и в 4–5 раз большей световой силой, чем газ из каменного угля. Необходимость получения светильного газа послужила толчком к открытию способа глубокого разложения нефти.
Несколько лет Лермонтова вместе с Марковниковым занималась процессами глубокой переработки нефти. Она доказала, что нефть – лучшее сырьё для получения ароматических углеводородов, и изучила основные факторы этого процесса: температурные условия, скорость подачи сырья. Ею установлено, что выход бензола из нефти достигает 17%, а нафталина 7% против 8 и 5% соответственно из каменноугольного сырья. В своих работах Ю.В. Лермонтова уделяла внимание и аппаратурному оформлению процесса: предложила изменить форму реторты, чтобы поверхность нагрева относительно объема была наибольшая, для достижения более полного и равномерного прогрева.
Не менее важную роль сыграли ее работы и в технике катализа. Работая в Московском университете Лермонтова занималась каталитическими процессами разложения нефти. Профессор Марковников предложил использовать в качестве катализаторов металлы – проводники тепла. Юлия, испытав действие железа, меди и различных сплавов на процесс разложения нефти установила увеличение в присутствии медных стружек выхода ароматических углеводородов до 50, а содержание бензола в них до 20% против 25 и 12% соответственно на других катализаторах. Она доказала снижение отложения кокса в реакторе в присутствии катализаторов.
Ю.В. Лермонтовой принадлежит изобретение оригинального аппарата непрерывного действия взамен периодического куба. Аппараты подобного типа в то время уже работали в некоторых местах, однако аппарат Лермонтовой привлекал простотой конструкции и возможностью практического воплощения. Этот аппарат был лучшим из созданных в те годы. Но нефтезаводчики равнодушно отнеслись к этому изобретению. Они часто довольствовались отсталой техникой, которая и так приносила им высокую прибыль.
В 1876 г. Ю.В. Лермонтова была вынуждена оставить работу из-за болезни. Умерла она в 1919 г. в возрасте 73 лет. О ее жизни и научной деятельности можно узнать из немногих публикаций. Однако ее архивы еще не полностью изучены.
Работы Ю.В. Лермонтовой и других ученых, занимавшихся каталитическим разложением нефти, были высоко оценены в научном мире. Но результатами этих работ воспользовались иностранные промышленники. Об этом еще тогда предупредил профессор К.Н. Тумский: «Наши благодетели иностранцы никогда не откажутся от лакомого куска и как только увидят, что дело может дать миллионы, – а это они всегда увидят раньше нас – они возьмут его в свои руки. Так было и так еще долго будет…» (Sic !).


Екатерина Владимировна Смидович.Е.В.Смидович
Особое место в истории нефтепереработки занимает Е.В. Смидович. Она родилась 1 сентября 1910 г. в Нижнем Новгороде. По окончании средней школы в 1927 г. Е.В. Смидович поступила в индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта, откуда в 1929 г. перевелась в институт народного хозяйства им. Плеханова на технологический факультет. Из-за социального происхождения, а родители ее принадлежали к старинным, но обедневшим дворянским родам, она была отчислена со второго курса этого института. Помогло ей закончить высшее образование лишь прямое заступничество Петра Гермогеновича Смидовича – двоюродного брата ее отца, члена Президиума ЦИК СССР. В 1930 г. нефтегазовая специальность из плехановского института была передана только что организованному тогда Московскому Нефтяному Институту (МНИ), который Е.В. Смидович и закончила в 1932 г. В первые годы своей трудовой деятельности она, ученица профессора С.Н. Обрядчикова, работала в области прямой перегонки нефти. Известен графический метод Обрядчикова-Смидович построения кривой однократного испарения. Далее она занималась разработкой процесса термоконтактного крекинга нефтяных остатков, затем руководила исследованиями по интенсификации процессов каталитического крекинга, пиролиза, получения коксов различного назначения, а также улучшения качества топлив и нефтяных коксов. В ноябре 1941 г. Е.В. Смидович эвакуировалась вместе с институтом в Уфу. В этот период времени Московский крекинг-завод не прекращал свою работу. Фронтовые машины заправлялись прямо там. На двух крекинг-установках шла подготовка к переходу на новое сырье с востока. Для этого на заводе была организована специальная технологическая группа, в которой и начала работать Е.В. Смидович. В заводской лаборатории группой под ее руководством были развернуты исследования по крекингу образцов нового сырья в атоклавах и на непрерывно действующей опытной установке. С поступлением на завод сырья работы переместились из лаборатории на промышленные установки. Сырье было освоено, завод работал, фронт бесперебойно снабжался топливом. И в этом была огромная заслуга Е.В. Смидович.
В 1946 г. Екатерина Владимировна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
По возвращении МНИ из эвакуации в 1942 г. Е.В. Смидович полностью перешла на педагогическую работу, не оставляя при этом исследований. В 1944 г. она защитила диссертацию на тему «Некоторые варианты получения светлых нефтепродуктов прямой перегонки нефти» и в том же году получила ученое звание доцента. В дальнейшем область научных интересов Екатерины Владимировны значительно расширилась. Она была действительно крупным и признанным специалистом в области образования нефтяного кокса. Уже в конце 40-х, начале 50-х годов Смидович принимала активное участие в разработке процесса непрерывного коксования тяжелых нефтяных остатков в псевдоожиженном слое порошкообразного кокса-теплоносителя, так называемого процесса термоконтактного крекинга (ТКК). К огорчению авторов этот процесс не получил поддержки в отечественной промышленности и не был внедрен. В последние годы интерес к нему возник снова не только в связи с проблемой углубления переработки нефти, но и извлечения металлов из кокса. Однако драгоценное время было упущено.
В 50-х гг в стране шло строительство установок замедленного коксования – полунепрерывного процесса в необогреваемых коксовых камерах. Проблемам, связанным с освоением процесса, уделялось внимание и на кафедре технологии переработки нефти и газа. Эти работы проводились под руководством Обрядчикова, а затем Смидович.

Роль женщин учёных и педагогов в области технологии переработки нефти и нефтехимического синтеза в последующие годы возрастала. Можно назвать имена таких замечательных ученых как С.В. Адельсон, Л.П. Казакова, Т.П. Вишнякова и других. И сейчас многие достойные женщины продолжают трудиться на ниве нефтяной науки, образования и промышленности в НИИ, ВУЗах и на предприятиях страны.


О.Ф. Глаголева








Эта статья взята с сайта журнал "Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний"
http://www.neftemir.ru

Адрес этой статьи:
http://www.neftemir.ru/article.php?storyid=71