Milliy areket iştirakçileri Мустафа Джемилев

(1/1)

suurtash:


Мустафа Джемилев — один из наиболее известных участников  правозащитного движения  СССР  и Крымскотатарского    национального    движения. Многократно преследовался советским коммунистическим режимом за свою деятельность и убеждения. В период  СССР  он  являлся последовательным  сторонником расширения связей демократического  Крымскотатарского движения с другими национальными  движениями, в том числе и украинским, а также  правозащитными  кругами Советского    Союза.  М. Джемилев способствовал известности крымскотатарского национального вопроса за пределами Советского Союза, результатом чего стала мощная  международная кампания поддержки справедливых требований крымскотатарского народа. М. Джемилев стал организатором успешного перехода Крымскотатарского национального Движения на новые организационные формы борьбы.

Мустафа Джемилев родился 13 ноября 1943 г. в Крыму. 18 мая 1944 г. вместе со всем крымскотатарским народом семья М. Джемилева была депортирована из Крыма и до 1955 г. проживала под гласным комендантским надзором в Андижанской области Узбекистана. После снятия некоторых ограничений спецпоселения для крымских татар семья переехала в г. Мирзачуль (позже переименован в г. Гулистан). После окончания средней школы в 1959г. Мустафа пытался поступить на восточный факультет Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте, но ему открыто было заявлено, что на этот факультет крымских татар не принимают.

В конце 1961 г. Мустафа Джемилев принял участие в учреждении нелегальной организации "Союз крымскотатарской молодежи", куда входили рабочие и студенты. На собраниях молодежи, которые проходили в доме одного из членов Союза Ахмеда Асанова, как потом писал М. Джемилев, "шли жаркие споры, читали стихи на русском и крымскотатарском языках, возмущались неравноправным положением крымских татар, обсуждали проблемы возвращения их на Родину". На одном из таких собраний перед аудиторией из 25 молодых людей выступил 18-летний М. Джемилев с кратким изложением основных этапов истории крымских татар. Его выступление было встречено с большим восторгом.

Члены Союза распределяли между собой районы г. Ташкента и Ташкентской области, где вели разъяснительную работу среди соотечественников, обсуждали идею создать широкую крымскотатарскую молодежную организацию для борьбы за свои права. После ареста руководителей Союза М. Джемилев по обвинению в "антисоветской деятельности" был уволен с работы на авиационном заводе в Ташкенте и взят под надзор КГБ.

В 1962 г. М. Джемилев поступил на гидромелиоративный факультет Ташкентского ирригационного института, но был отчислен в 1965г. Основной причиной исключения из института была распространенная среди студентов его рукопись "Краткий исторический очерк тюркской культуры в Крыму в XIII—XVIII вв.", который был расценен сотрудниками КГБ как националистический. Впервые Мустафа Джемилев был осужден в мае 1966 г. на 1,5 года лишения свободы по обвинению в отказе от службы в рядах Советской армии. В ноябре 1967г. М. Джемилев установил в Москве контакты с участниками зарождающегося правозащитного движения, с аккредитованными здесь западными журналистами, предпринимал шаги по информированию мировой общественности о проблеме крымскотатарского народа, подписывал совместно с другими правозащитниками документы против преследования инакомыслящих, против оккупации в 1968 г. советскими войсками Чехословакии и др.

В мае 1969 г. совместно с другими наиболее известными в стране 14-ю правозащитниками стал учредителем "Инициативной группы защиты прав человека в СССР". Повторно арестован в сентябре 1969 г.

Дело против М. Джемилева было объединено с делами против Петра Григоренко, арестованного в мае того же года, и московского поэта-диссидента Ильи Габая. Однако в ходе следствия П. Григоренко по решению органов был признан психически невменяемым и отправлен на 5 лет в спецпсихлечебницу МВД.

Политический процесс по делу известных диссидентов проходил в Ташкентском городском суде. М. Джемилев и И. Габай обвинялись в изготовлении и распространении ряда документов, которые якобы содержали клевету на советский государственный и общественный строй. М. Джемилеву — в числе прочих документов — вменялась в вину информация № 69 Национального движения. Оба подсудимых не признали себя виновными. И. Габая защищала московский адвокат Д.И. Каминская; М. Джемилев защищался сам. Во все дни процесса около здания суда дежурили усиленные наряды милиции. В зале суда постоянно присутствовало 20—30 работников КГБ.

В своей защитительной речи и в последнем слове Мустафа Джемилев говорил о борьбе крымскотатарского народа за возвращение на родину и восстановление своей государственности, о созданной крымскими татарами материальной и духовной культуре в Крыму. Джемилев представил суду список беллетристики и публицистики, содержащих клевету на крымскотатарский народ, рассказал о гонениях, которым подвергаются со стороны местных властей и карательных органов его соотечественники, пытающиеся вернуться на родину.

Суд приговорил Илью Габая к трем годам лишения свободы (общий режим); Мустафу Джемилева — к трем годам лишения свободы (строгий режим). Для отбытия заключения М. Джемилев был отправлен в лагеря Узбекистана, а И Габай — в Кемеровскую область. 406 крымских татар направили в Верховный Суд СССР письмо-протест в защиту Джемилева и Габая. В своем последнем слове М. Джемилев в знак протеста против грубого нарушения прав человека в СССР объявил 30-дневную политическую голодовку, которую держал в Ташкентском следственном изоляторе. М. Джемилев освободился из заключения в сентябре 1972 г. и как "не ставший на путь исправления" проживал под гласным административным надзором в г. Гулистан, работая до следующего своего ареста инженером в совхозе.

Арестован в третий раз в июне 1974 г. и приговорен к одному году лишения свободы в лагерях строгого режима Омской области России. За 3 дня до окончания срока против М. Джемилева было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в составлении документов, порочащих советский строй, и проведении антигосударственной пропаганды среди заключенных. В знак протеста М. Джемилев объявил голодовку, которая при принудительном кормлении через зонд продолжалась 303 дня. Именно в этот период, благодаря развернувшейся в мире кампании в его защиту, имя М. Джемилева стало широко известно за пределами СССР.

Закрытое заседание Омского областного суда проходило 14—15 апреля 1976 г. Чтобы не допустить на суд приехавших родственников и друзей Мустафы, зал заседания был заранее заполнен специально подготовленными КГБ людьми, которых провели через задние двери. В 10 часов было объявлено, что мест в зале нет, и пропустили только ближайших родственников: мать Махфуре Мустафаеву, сестру Васфие Хаирову, братьев Асана и Анафи Джемилевых. На процесс не были допущены специально прибывшие из Москвы известные правозащитники — академик Андрей Сахаров и его супруга Елена Боннер. Когда судья перешел к допросу подсудимого, то он часто прерывал Джемилева, требовал объяснений только по материалам обвинения, по показаниям Дворянского на следствии, по документам.

В своем последнем слове М. Джемилев заявил: "Этот процесс является в моей жизни четвертым по счету судебным процессом. Независимо от того, какие выдвигались формальные обвинения и какие мне инкриминировались статьи уголовных кодексов, причиной всех этих судебных и некоторых внесудебных репрессий, которым я подвергался в последнее десятилетие, были мои политические взгляды и убеждения, мое участие в Национальном движении крымскотатарского народа за возвращение на свою национальную родину и восстановление автономии, то есть за возвращение и восстановление всего того, что было отнято и ликвидировано в результате совершенного против этого народа преступления в мае 1944 года...

suurtash:


     Мустафа Джемилев - уникальная фигура в истории крымскотатарского и правозащитного движений СССР. Вот лишь некоторые вехи его биографии.
     М.Джемилев родился 13 ноября 1943 г. в Ай-Серезе Судакской области Крымской АССР.
     Как и все крымские татары, 18 мая 1944 года был депортирован из Крыма - его семья оказалась в Узбекистане. По окончании школы в 1959 году Мустафа попытался поступить на Восточный факультет Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте, однако принят не был - ему было сказано, что на этот факультет крымских татар не принимают. Работал на Мирзачульском ремонтно-механическом заводе слесарем, токарем, электрослесарем, затем переехал в Ташкент, где работал токарем на авиационном заводе.
     В конце 1961 г. М. Джемилев принял участие в учреждении нелегальной молодежной организации "Союз крымскотатарской молодежи" (возглавил "Исторический отдел"). Организация просуществовала всего несколько месяцев до ареста ее руководителей - Марата Омерова и Сеит-Амзы Умерова (они были осуждены соответственно на 4 и 3 года лишения свободы в ИТК усиленного режима). Джемилев по обвинению в "антисоветской деятельности" был уволен с работы на заводе и взят под надзор КГБ.
     В 1962 г. он поступил на гидромелиоративный факультет Ташкентского ирригационного института, из которого был отчислен в 1965 году по обвинению в национализме и антисоветских взглядах. Поводом для исключения из института послужило участие в "Союзе крымскотатарской молодежи" и распространение среди студентов рукописи "Краткий исторический очерк тюркской культуры в Крыму в ХIII-ХVIII вв.".
     В мае 1966 г. был осужден на полтора года лишения свободы по формальному обвинению в отказе от службы в рядах советской армии..
     Вскоре после освобождения из заключения сблизился с московскими правозащитниками, вместе с ними готовил и подписывал документы против преследования инакомыслящих, оккупации в 1968 году советскими войсками Чехословакии и др. Через аккредитованных в Москве западных корреспондентов предпринимал усилия по информированию мировой общественности о проблеме крымских татар.
     В мае 1969 года вместе с другими известными правозащитниками стал учредителем "Инициативной группы защиты прав человека в СССР", и в сентябре 1969 года был повторно арестован. Его дело по обвинению в "составлении и распространении документов, порочащих советский государственный и общественный строй", было объединено с делами арестованных в мае того же года Петра Григоренко и Ильи Габая. Приговором Ташкентского городского суда Джемилев и Габай были приговорены к 3-м годам лишения свободы каждый, а Григоренко был признан психически невменяемым и отправлен на 5 лет в спецпсихлечебницу МВД. Джемилев в знак протеста против грубого нарушения прав человека в СССР объявил 30-дневную политическую голодовку, которую держал в Ташкентском следственном изоляторе.
     В сентябре 1972 он освободился из заключения и как "не вставший на путь исправления" проживал под гласным административным надзором в г. Гулистане (Узбекистан), работал инженером в совхозе.
     В июне 1974 года вновь арестован и приговорен к 1 году лишения свободы в лагерях строгого режима по обвинению в уклонении от призыва на военные сборы. Действительной причиной ареста были поступившие в КГБ "оперативные сведения" о якобы намерении Джемилева выехать в Москву для передачи президенту США Р.Никсону петиции о проблеме крымских татар.
     Срок заключения отбывал в лагере строгого режима в Омской области. За 3 дня до окончания срока против Джемилева было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в составлении документов, порочащих советский строй, и проведении среди заключенных антигосударственной пропаганды. В знак протеста Джемилев объявил голодовку, которая при принудительном кормлении через зонд продолжалась 303 дня. В этот период, благодаря развернувшейся в мире кампании в его защиту, имя Джемилева стало широко известным за пределами СССР.
     В апреле 1976 г. на закрытом судебном процессе он был приговорен Омским областным судом к двум с половиной годам лишения свободы в лагерях строгого режима. На процесс прибыли академик Андрей Сахаров и его супруга Елена Боннер, но они не были допущены в зал заседания.
     За месяц до окончания срока лагерной администрацией была предпринята попытка сфабриковать новое "дело", но после 15-дневной голодовки протеста Джемилев спецэтапом на самолете был конвоирован в Ташкент и освобожден в декабре 1977 г. под гласный административный надзор МВД.
     В феврале 1979 г. вновь арестован по обвинению в злостном нарушении правил гласного административного надзора и приговорен к полутора годам лишения свободы с заменой на 4-летний срок ссылки в Якутии. Процесс вновь был закрытым, на него не были допущены ни родственники, ни прибывший из Москвы академик А. Сахаров.
     По окончании срока ссылки выехал с супругой и ребенком в Крым, однако через три дня вместе с семьей был выдворен из Крыма и поселен под гласный административный надзор МВД в г. Янгиюле Ташкентской области. Работал слесарем, разнорабочим.
     В ноябре 1983 года арестован в шестой раз. Приговор Ташкентского областного суда - 3 года лишения свободы в лагерях строгого режима по обвинению в "составлении и распространении документов, порочащих советский государственный строй и его политическую систему", а также в организации массовых беспорядков при попытке похоронить своего отца на территории Крыма. Срок отбывал в лагере "Уптар" Магаданской области РСФСР.
     Перед окончанием срока заключения против Джемилева было возбуждено новое уголовное дело по статье 188-1 УК РСФСР ("Злостное неподчинение законным требованиям администрации мест лишения свободы"). На закрытом лагерном процессе в п.Уптар Магаданской области в декабре 1986 года М.Джемилев был признан виновным по статье 188-1 УК РСФСР, но вынесенный приговор не предусматривал продолжения заключения, благодаря развернувшейся в мире кампании в защиту советских политзаключенных и некоторому смягчению политического курса советского руководства в отношении политзаключенных. Он был приговорен к 3 годам лишения свободы условно с 5-летним испытательным сроком и освобожден из зала суда.
Мустафа Джемилев     В апреле 1987 года на первом Всесоюзном съезде активистов крымскотатарского национального движения был избран в число пятнадцати членов Центральной Инициативной Группы Националь-ного движения крымских татар. Выпускал полулегальный ежеме-сячник "Вестник Национального Движения крымских татар".
     В мае 1989 года на очередном Всесоюзном съезде активистов крымскотатарского движения была учреждена "Организация Крымско-татарского Национального Движения" (ОКНД). М. Джемилев был избран председателем Центрального Совета. В том же году переехал с семьей в Крым и поселился в г. Бахчисарае.
     С июня 1991 по настоящее время - бессменный председатель высшего представительного органа крымских татар - Меджлиса крымскотатарского народа, избираемого Курултаем.
     8 ноября 1995 г. .Джемилеву была присуждена учрежденная муниципалитетом г.Измира (Турция) ежегодная международная премия в области прав человека. Его именем названы парк в г.Анкаре, улицы в г. Анкаре, г.Сунгурлу и некоторых других турецких городах, лекционный зал в Сельджукском университете, библиотека Университета Кырыккале. Он - почетный гражданин г.Кастамону и г.Кырыккале.
     В 1998 г. за правозащитную деятельность Джемилев получил ежегодную премию Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев имени Ф.Нансена.
     Народный депутат Украины двух созывов (1998 и 2002 гг.).

Источники

    * Андрей Григоренко. А когда мы вернемся... - Нью-Йорк, 1977.
    * Национальный вопрос в СССР. Документы. Б.м., 1975г., 429 стр. (стр.255-271). Ташкентский процесс. Суд над десятью представителями крымскотатарского народа (1 июля - 5 августа 1969 г.)". Сборник документов с иллюстрациями. Амстердам, Фонд имени Герцена, 1976 г.
    * Хроника текущих событий. Вып. 32, 17 июля 1974 г.; Вып. 34, 31 декабря 1974 г.; Выпуск 39, 12 марта 1976 г., Выпуск 53, 1 августа 1979 г. (Нью-Йорк, Издательство "Хроника").
    * Шестой процесс Мустафы Джемилева. Материалы следствия и запись судебного процесса. 1983-1984 гг. Ташкент. - Симферополь, 2001.
    * Шесть дней. Белая книга. Судебный процесс Ильи Габая и Мустафы Джемилева. Нью-Йорк, 1980.
    * Шестьдесят шестая годовщина Крымской АССР. Демонстрации и митинги крымских татар. 1987 г. / Под ред. М.Джемилева. Лондон, 1989.
    * Allworth E. (Ed.) Tatars of the Crimea. Their struggle for Survival. Durham and London, 1988.
    * Reza Baraheni, Pavel Litvinov, Ralph Schoenman, Martin Sostre, "In Defense of Mustafa Dzhemilev". New York, Mustafa Dzhemilev Defense Committee, Broadway, 1976, 24 p.
    * Дискриминация крымских татар. Мустафа Джемилев //Документы Московской Хельсинкской группы: http://www.mhg.ru/history/14D903E
    * Интервью М.Джемилева газете "Полуостров" (Симферополь) http://www.qurultay.org/rus/yazi_rus.asp?yazi_no=208
    * Левитин-Краснов А. Родной простор (отрывки из воспоминаний) http://www.kirimtatar.com/Archive/levitin.html
    * Терновский Л. Тайна ИГ http://www.hro.org/editions/karta/nr22-23/ig1.htm#dzem
    * Mustafa Abdulcemil Kirimoglu http://www.euronet.nl/users/sota/mustafa.html
    * Badretdin, Sabirzyan. My impressions of Mustafa Jemilev http://www.euronet.nl/users/sota/sabirzyan.html
    * Interview with Mustafa Cemiloglu (1992) http://www.euronet.nl/users/sota/mustafa2.htm

http://www.kirimtatar.com/Archive/Djimilev/dj_biogr.html

suurtash:
Mustafa Abdülcemil Qırımoğlu (Cemilev) (born November 13, 1943 Ay-Serez, Crimea), also known as Mustafa Jemilev (Dzhemilev, Cemilev), is Chairman of the Mejlis of the Crimean Tatar People[1][2]  and a member of the Ukrainian Parliament since 1998. He is a recognized leader of the Crimean Tatar National Movement and a former Soviet  dissident.

http://en.wikipedia.org/wiki/Mustafa_Abd%C3%BClcemil_Q%C4%B1r%C4%B1mo%C4%9Flu

Navigatsiya

[0] Beyanatlar