Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА

Этнический состав народов Монголии
Этнография - Народы Восточной Азии

Население МНР насчитывало по переписи 1956 г. 845.5 тыс. человек, к 1963 г. оно возросло до 1018.8 тыс. человек, а по данным 1964 г. уже достигло 1044.9 тыс. человек. Основную массу населения МНР составляют монголы — 92.3 %. Кроме монголов, в республике живут казахи — 4.2 %, русские — 1.5 %, китайцы — 1.6 %, прочие — 0.4%.

Классифицируя монгольские наречия и говоры, акад. Б. Я. Владимир- цов подразделял их на две большие ветви — восточную и западную.

В пределах МНР к восточной ветви относятся халха, буряты и ряд отдельных этнографических групп, близко стоящих к ним по языку. К западной ветви относятся: дэрбэты, байты, захчины, торгуты, олёты и мингаты.

В настоящее время в процессе национальной консолидации постепенно изживается деление монголов МНР на восточных и западных.

Халха-монголы образуют основное ядро монгольского населения МНР (800 тыс. человек в 1963 г.), складывающегося ныне в единую социалистическую нацию. Они населяют южную, восточную и центральную части республики (аймаки Дзабханский, Ара-Хангайский, Убур- Хангайский, Южно-Гобийский, Центральный, Селенгинский, Хэнтэйский, Восточный и Восточно-Гобийский). Наименование «халха» ведет свое начало со второй половины XVI в. и приписывается младшему сыну Даян- хана — Гэрэсэнцзе, который этим именем обозначил подвластную ему территорию, этнически неоднородную. Под именем «халха—монголы», или просто «халха», в дальнейшем стало известно и само население этой территории. В формировании халхасцев приняли участие различные этнические элементы: древнемонгольские (борджигин, онход, горлос, олхонуд и др.), а также племена и роды немонгольского происхождения (янь-ши-бу, тангут и др.).

В настоящее время не отделяют себя от халха следующие этнографические группы: хотогойты, сартулы, халха-эльджигены, дариганга.

Хотогойты населяют бассейн верхнего течения Тэса, район оз. Сан- гин-далай и нижнего течения Мурэна. Некоторые исследователи считают их омонголившимися тюрками. Б. Я. Владимирцов в составе халха- ского языка выделял две группы: собственно халхаскую и хотогойт- скую. В составе халхасцев существует род хотогойту. Возможно, что хотогойты халхаского происхождения.

Сартулы населяют северо-западную часть Дзабханского аймака, а также один сомон в Убсунурском аймаке. Отдельные исследователи сближают этноним «сартул», или «сартол», с «сарт», применявшимся прежде к узбекам — выходцам из Средней Азии, что дает возможность предполагать в сартулах потомков пленных узбеков. Часть сартулов во время борьбы ойратов с халха-монголами (при хане Галдан-Бошокту в XVII в.) бежала в Забайкальскую область.

Халха-эльджигены - не этноним, а прозвище халхасцев трех сомонов Убсунурского аймака, расположенных к востоку от оз. Хир- гиснур, данное им, по преданию, их соседями (дэрбэтами, баитами и др.) за внешний вид их правителя (эльджиген—«длинноухий»). Фактически это те же халхасцы.

Халха-монголами являются также дариганга, расселенные в юго- восточной части МНР (Сухэ-Баторском аймаке). Общая численность их 23 тыс. человек (1963 г.).

Район дариганга, так же как и некоторые другие районы монгольской территории, был отведен маньчжурами под пастбище императорских стад скота, уход за которыми был возложен на монголов в качестве натуральной повинности.

Этноним дариганга, по-видимому, имеет этногеографическое происхождение. По языку они не отличаются от халха, но имеют небольшие отличия в материальной и духовной культуре (в одежде, в свадебных обрядах и т. п.).

В настоящее время в состав халха входят небольшие группы южных монголов: харчинов, чахаров, тумэтов, зун-узумчинов. Харчины были переселены по приказу маньчжурского императора в 1715 г. Они несли главным образом уртонную службу в Монголии и были расселены вдоль почтовой дороги.

В первой половине XVII в. чахары под руководством Ликдан-хана вели борьбу против маньчжуров. После разгрома Ликдана маньчжурскими завоевателями Чахарское княжество было лишено политических прав. Чахары были разделены на 8 знамен.

Слово чахар сохранило значение «слуга», «свита при князе, хане», «телохранители гвардии», что указывает на их прошлое общественное положение.

По правому берегу Керулена, в Дорнод (Восточном) аймаке, разместились зун-узумчины, переселившиеся из Внутренней Монголии в 1945 г. в количестве 1700 человек. Узумчины сохранили некоторые черты быта и материальной культуры, свойственные еще монголам XIII в. Так, например, интересно отметить, что они имеют в качестве «святыни» небольшую войлочную кибитку с шейкой, увенчанную золотым шаром. Кибитка служит для хранения реликвий, связанных с именем Чингисхана. Она укрепляется на двухколесной телеге наподобие войлочных юрт с шейкой, описываемых у монголов средневековыми путешественниками. Эта святыня в течение 30 поколений охраняется представителями рода бурят. Древние традиции можно видеть и в способах хранения одежды и отдельных продуктов в специальных сундуках типа ларей, всегда устанавливаемых на двухколесных телегах.

Буряты — выходцы из Забайкалья и Тункинской долины. Они расселены по восточному берегу оз. Хубсугул по системе pp. Селенги, Ононуг Иро, незначительное количество проживает в городах. Общая численность их 29 тыс. человек (по данным 1963 г.). В их быту много навыков, нолученных от русских (выпечка мучных продуктов, сенокошение и др.)*

Родственные бурятам шине-барга прибыли в МНР в 1947 г. из Маньчжурии в количестве около 1000 человек и поселились на правом берегу Керулена.

Живущие в Хэнтэйском и Восточном аймаках хамниганы, группа степных скотоводов и конных эвенков, в настоящее время почти не отличаются от бурят, которые в свою очередь уже приняли много халхаских черт. Хамниганы, живущие в Центральном и Селенгинском аймаках, хал- хаизировались. Этногенез хамниганов до сих пор неясен, но все они теперь говорят на монгольском языке.

Разнородную группу представляют монголы, относящиеся к западной ветви и объединявшиеся в прошлом термином ойраты:

Дэрбэты в начале XVII в. составляли объединение Дурбэн-ойрат вместе с торгутами, хошутами и чоросами. Их кочевья были на верхнем Иртыше. Они входили в состав феодального государства Джунгарии, разгромленного императорским Китаем в 1756 г. Часть дэрбэтов еще в 1630 г. вместе с другими ойратскими племенами перекочевала в низовья Волги, часть их во второй половине XVIII в. осела в Монголии. Монголы называли ойратов олётами, тюрки — калмыками, китайцы — вало. Расселяются дэрбэты от среднего течения р. Кобдо на юге до хребта Танну-Ола на севере* захватывая район оз. Убсу-Нур и нижнего течения р. Тэс. На востоке граница их обитания начинается от левого берега среднего течения р. Дзабхана и оз. Хиргиснур и доходит до границы СССР на западе. В основном они расселены в Убсунурском и Кобдосском аймаках, частично встречаются и в Дзабханском аймаке. Численность дэрбэтов 30 тыс. (1963 г.).

Кроме скотоводства, дэрбэты издавна занимались земледелием. В настоящее время в районах их расселения наряду с животноводством и земледелием развиваются и новые отрасли промышленности.

Байты (баяты) живут к северо-востоку от дэрбэтов, в Убсунурском аймаке, по южную и северную стороны хребта Тогтохын-Нуру. На севере их земли достигают берегов оз. Убсу-Нур и р. Тэса, на востоке р. Хан- гельцига. Общее количество байтов 19 тыс. человек (1963 г.).

Есть основание полагать, что байты сформировались на основе упоминаемого впервые в источниках XIII—XIV вв. племени баяут. Баяуты были родственны восточным группам монгольских племен, хотя и жили рядом с ойратами и были с ними тесно связаны. Впоследствии байты входили в ойратское государство (Джунгарское ханство) и были причислены к дэрбэтам.

После разгрома ойратов маньчжурами в середине XVIII в. байты выделились в самостоятельную военно-административную единицу, образовав 10 хошунов, которые и получили название арбан-баит («10 байтов»). Несмотря на длительное совместное существование и связи с дэрбэтами, дэрбэты не считают байтов близко родственными.

Захчины (цзахачины) живут в Кобдоском аймаке, к югу от г. Кобдо. Они населяют оба склона Алтайского хребта. На западе их территория граничит с районами обитания алтайских урянхайцев по р. Сенкули и торгутов в низовьях р. Уляса. Северо-восточная граница соприкасается с землями халхасов. Численность 13 тыс. (1963 г.)

По отрывочным сведениям, о захчинах известно следующее. В XVII в., во время борьбы между маньчжурскими правителями Китая и Джунгарией, последней для охраны своих границ в пределах пограничной зоны было расселено 30 ойратских семей, впоследствии увеличившихся до 300 семей. В 1775 г. из них был образован хошун и назначен правитель, подчиненный кобдоскому амбаню. Этот хошун, выполнявший пограничную службу, был назван захчин. Находясь между халхасцами и торгутами, сами захчины не причисляют себя ни к тем, ни к другим.

В их диалекте наряду с халхаским влиянием сохраняются и некоторые специфические особенности (главным образом в лексике), а также и в обычаях.

Торгуты (торгоуты) в пределах МНР занимают территорию в бассейне нижнего Чингиля и правых притоков среднего и нижнего течения Булгана. Общее количество их 5—6 тыс. человек. Торгуты данного района являются потомками торгутов, вернувшихся в конце XVIII в. с Волги. Родственные • им группы торгутов живут в Китае, в автономном районе Внутренняя Монголия, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в части районов провинций Цинхай и Ганьсу, и в СССР, где они вошли в состав калмыков.

Входившие раньше как самостоятельная единица в конфедерацию Дурбэн-ойрат хошуты к настоящему времени слились с торгутами. Те же из них, которые жили среди дэрбэтов, теперь вошли в состав последних.

Олёты — 6 тыс. (по данным 1963 г.), населяют пространство между долинами pp. Кобдо и Буянту. Они являются частью ойратов, которые прикочевали в данную местность вместе с другими группами (дэрбэтами, торгутами и др.). Олёты единственная группа западных монголов, сохранившая до сих пор за собой название народа «ойрат». Ассимилировавшаяся с халха часть олетов проживает в двух сомонах Ара-хангайского аймака.

Около 3 тыс. мингатов расселено к северо-востоку от олётов, в Коб- доском аймаке. На востоке их кочевья доходят до берегов оз. Хара-Усу7 на юге до р. Кобдо, на севере до Намюра, где их соседями являются дэрбэты. Первоначально мингаты подчинялись ойратским ханам в Джунгарии, позднее были включены в состав халхаского Дзасакту-Хановского аймака, в сер. XVIII в. были поселены к северу от г. Кобдо. Отдельные авторы (Г. Н. Потанин) считали мингатов омонголившимися урянхайцами. Другие причисляли их к ойратам, совершенно не отличая от олётов. Сами мингаты считают себя пришельцами с востока, из местности Бустар- кура, где отделились от хотогойтов в количестве тысячи (минган) семейств, отсюда они якобы и получили свое название «мингат». Живя среди западных монголов, они испытывали их влияние. Некоторые ученые полагают, что этноним «мянгат» вероятно восходит к наименованию военно-административного деления XIII—XV вв. В материальной культуре, бытовой терминологии и отдельных обрядах мингатов есть черты, общие с халха-монголами.

Дархаты расселены в Хубсугульском аймаке. Их земли занимают узкую горную котловину, растянутую с севера на юг на 250 км, при средней ширине 80 км. На востоке границей их расселения служит оз. Хубсугул. Общее количество их достигает 6 тыс. человек. По мнению многих авторов, дархаты представляют собой омонголившихся тувинцев. В их этнической истории выступают элементы тюркские, монгольские и самодийские. Дархатский диалект близок к западно-монгольским диалектам; в нем содержатся также элементы халхаского и бурятского языков. До революции дархаты являлись шабинарами (крепостными) ургинского хутухты, однако точных данных о том, когда дархаты сделались шабинарами, не имеется. По одной версии, они могли быть пожалованы богдо- ханом ургинскому хутухте в награду за помощь, оказанную им в деле умиротворения Монголии после восстания Цэнгунджаба (1755 г.); по другой, дархаты были подарены Ундур-гэгэну своим князем Гылык-нойо- ном. По преданию, Ундур-гэгэн дал им название «дархат» (множественное число от слова «дархан»), что обозначало «неприкосновенные», «свободные от повинностей».

К народам, говорящим в наши дни на монгольском языке, относятся также хотоны и некоторые группы урянхайцев (или тувинцев).

Хотоны (около 3 тыс. человек) (1963 г.) живут в северо-западной Монголии в Тариалан сомоне Убсунурского аймака, среди дэрбэтов. Переселившись сюда в конце XVII в., стали подданными одного из дэрбэтских князей. Хотоны — тюрки в настоящее время почти совершенно забыли свой родной язык и говорят на монгольском языке. По быту и культуре они почти не отличаются от дэрбэтов. Сами хотоны считают себя родственными казахам. В прошлом они исповедовали ислам, пережитки ко- того прослеживаются и сейчас в оформлении погребального обряда.

Алтайские урянхайцы расселены по Монгольскому Алтаю от верховьев р. Кобдо до верховьев р. Булган. На юге они соседят с торгутами, а на востоке с захчинами. По языку, материальной и духовной культуре они почти ничем не отличаются от соседних дэрбэтов, олётов и захчинов, но в обычаях и обрядах сохранили некоторые особые черты, не сходные с монгольскими.

Именем урянхайцы, как документально доказал Н. В. Кюнер в статье «Восточные урянхайцы по китайским источникам», называлась часть монгольских племен, генетически связанных с ранними монгольскими племенами, которые в китайских династийных летописях известны под именем хи (кумохи).

Впоследствии это имя, идя с востока на запад, получило распространение и среди тюркских народов.

До революции урянхайцами назывались тувинцы (дубо), населяющие Тувинскую АССР.

Хубсугульские урянхайцы живут в Хубсугульском аймаке (Чандман Ундэр сомоне). Численность их около 5 тыс. чел. По историкогеографическому признаку в старой этнографической литературе их называли урянхайцами бывшего Шабинского ведомства. Говорят они на монгольском языке, хотя по происхождению близки к тувинцам.

Тюркские языки до наших дней частично сохранили в МНР урян- хайцы-мончак и цаатан (тувинцы-тоджинцы).

У рянхайцы-мончак (мончок) обитают в близком соседстве с алтайскими урянхайцами в верховьях р. Кобдо. По отношению к урянхай- цам-мончак в старой литературе употреблялся термин «кок чулутан». Термин этот был введен Г. Н. Потаниным и сейчас в значительной степени устарел. «Кок чулутан» по-монгольски означает «Люди синих камней». Сами себя они называют «сойон». Возможно, урянхайцы-мончак представляют собой тувинцев, переселившихся в пределы Монголии. В настоящее время урянхайцы-мончак смешиваются с казахами и монголами, испытывают их культурное влияние, владеют как казахским, так и монгольским языками.

Цаатан (в количестве 200 человек) живут среди дархатов в Хубсугульском аймаке и постепенно сливаются с ними. Цаатан являются выходцами из Тоджи (Тувинская АССР). В литературе их обычно называют танну-урянхайцами или сойот-урянхайцами. Этноним цаатан монгольского происхождения, в дословном переводе означает «оленеводы» (от цаа — олень). Цаатан называют себя уйгурами, т. е. урянхайскими тюрками и свой язык считают также уйгурским. Они владеют дархатским диалектом, по между собою объясняются обычно по-тувински. Это единственная группа в Монголии, которая занимается оленеводством.

Отдельной тюркоязычной народностью МНР являются казахи, живущие в количестве 43 тыс. чел. (1963) в Баян-Улэгэйском казахском национальном аймаке, созданном в 1940 г. Они говорят на казахском языке, который относится к северо-западной, или кыпчакской, группе тюркской ветви алтайской семьи языков. В отличие от монголов казахи мужчины носят усы и бороды. На севере казахи соседствуют с дэрбэтами, на востоке — с олётами и на юге — с урянхайцами мончок. Казахи — выходцы из районов Черного Иртыша и верховьев Бухтармы. Часть казахских групп, кочевавших по южным склонам Алтая, в середине XIX в. перекочевала на северный склон и расселилась в Монголии.

Основным занятием казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, широко распространена также охота с беркутом.

Q 1957 г. начался переход казахов к земледелию и оседлому образу жизни. Сейчас почти во всех сомонах аймака завершена коллективизация сельского хозяйства. Создается разветвленная сеть каналов для орошения полей. В сельскохозяйственных объединениях аймака в 1963 г. имелось 2.7 тыс. га посевной площади, увеличивается поголовье скота. В аймаке созданы предприятия легкой и пищевой промышленности.

Социалистическое строительство привело к коренному переустройству быта казахов. Дома, сложенные из сырцового кирпича, с плоскими глинобитными крышами, уступают место новым, современным постройкам. Современная мебель фабричного производства, домашняя утварь прочно вошли в быт. Национальная одежда еще сохраняется. Верхней одеждой служат широкие халаты. Мужчины казахи носят большие шапки на лисьем меху, с разноцветным верхом. Женщины на голову надевают головной убор шылауыш из белой ткани, с вырезом для лица, закрывающим не только голову, но и грудь, плечи и спину.

За годы народной власти вырос культурный уровень казахов. Сейчас в аймаке имеется 25 общеобразовательных школ, где преподавание ведется на казахском языке. Казахи имеют свою письменность. На казахском языке издается газета «Жена емер» («Новая жизнь»). В Баяп-Улэгэе имеется аймачное издательство, выпускающее разнообразную литературу на казахском языке; построен аймачный радиоцентр, работает Казахский музыкально-драматический театр. В сомонах есть клубы, амбулатории. Успешно развивается казахская литература. Поэма «Орел» и другие произведения старейшего поэта, лауреата государственной премии Ахтана и других казахских писателей переведены на монгольский и русский языки.

В г. Кобдо проживают в небольшом количестве чанту (узбеки). Термин заимствован из китайского — чанътоу — «чалмоносцы», буквально «повязанная (чалмой) голова».

Кроме перечисленных народов в МНР проживают русские и китайцы.

монгголия народы

Русские (16 тыс. человек) живут главным образом в городах и поселках. Они начали селиться в Монголии со второй половины XIX в., занимались в то время главным образом торговлей. Позднее (конец XIX—начало XX в.) в Монголии появились русские мастеровые (кузнецы, плотники, шорники), а затем фельдшеры, врачи, учителя, типографские рабочие. В Урге действовала русско-монгольская типография, выпускавшая единственную газету — «Монголын сонин бичиг», на монгольском языке. Русские врачи впервые ввели оспопрививание, которое получило быстрое признание среди монгольского населения (И. М. Майский).

Китайцы (17 тыс. человек) живут главным образом в городах, занимаются ремеслом, торговлей и огородничеством. До революции почти все такого рода занятия в Монголии были в руках китайцев. Китайские мастера строили дома и ограды, изготовляли предметы домашнего обихода, работали в угольных копях и золотых приисках, рубили лес и т. д. В Селенгинском, Булганском и Центральном аймаках встречаются китайцы-земледельцы. Они возделывали раньше пшеницу, ячмень, овощи и были наиболее оседлой категорией населения. Жили они в фанзах.