Интервью с Александром Замышляевым

Александр Замышляев

В.С. Расскажите, пожалуйста, кто стоял у истоков программы «Вокруг Света»?

А.З. У истоков стояло человек двенадцать, и только пятеро работают до сих пор. Это - ведущий Андрей Понкратов, специальный редактор Елена Киселева, оператор Денис Курицын, продюсер Данила Шарапов, финансовый директор Оксана Колбик и, собственно, я.  Раньше наша фирма называлась ЗАО «Орбита Медиа Сервис», которая выпускала программу «Планета Земля». Целый год наша передача называлась именно «Планета Земля», а потом была переименована в «Вокруг Света».

В.С. Кто состоял в творческом коллективе программы в 2000 году?

А.З. Дмитрий Захаров, руководитель программы, привел свою творческую команду, с которой работал много лет. Там были и корреспонденты, и редакторы, и операторы. Административная команда была назначена владельцем марки «Вокруг Света» Сергеем Александровичем Васильевым. Данила Шарапов был директором съемочной группы, сейчас продюсер программы. Андрей Фатющенко также начинал директором съемочной группы, но через несколько лет стал автором в журнале «Вокруг Света».  После того, как Дмитрий Захаров ушел на НТВ, с ним ушла и часть его команды: Елена Захарова, Дмитрий Воздвиженский, Дмитрий Чулов – это были авторы и журналисты, и, позже к ним присоединился оператор Владимир Хабелашвили. Сейчас они производят программу «Их нравы».

В.С. Вы, наверное, единственный человек, который знает, кому и когда пришла в голову идея создать передачу «Вокруг Света». Поделитесь секретом.

А.З. Идея принадлежала владельцу «Вокруг Света» Сергею Александровичу Васильеву. Это была его давнишняя мечта – создать программу, которая была бы альтернативой «Клубу кинопутешествий» Юрия Сенкевича. Но он долгое время выжидал, когда это будет правильно и с финансовой, и с политической точки зрения. В конечном итоге в конце 1999 года решение было принято, и он стал набирать команду журналистов и административных сотрудников для того, чтобы осуществить этот план. Этой идее много лет – я помню, что Сергей об этом говорил очень давно.

В.С. То есть идея состояла в том, чтобы создать альтернативную программу? С точки зрения концепции она каким-то образом отличалась от своего прообраза? В чем состояла первоначальная концепция программы «Вокруг Света»?

А.З. Я думаю, идея создания нашей программы была проста: «Хватит смотреть на мир глазами Сенкевича!». Концепций же было несколько, но не все они были реализованы. Первоначально планировалось, что в программе будет ведущий – связующее звено всех сюжетов. На его роль был предложен Иван Дыховичный, но первые две поездки с ним показали, что это все не работает. Иван Владимирович, безусловно, талантливый режиссер и прекрасный рассказчик, но в качестве ведущего нашей программы, он не состоялся. Его рассказ о странах, и его комментарии основывались, прежде всего, на его личных эмоциональных ощущениях, которые часто шли вразрез с позицией российского федерального телеканала. Первый эфир программы был запланирован на начало января 2000 года. Весь коллектив сутками напролет готовил новые и новые варианты программы, но Васильева ни один из предложенных ему вариантов не устроил. Он принял решение отодвинуть эфир программы на три месяца. В результате мы отказались от ведущего вообще, и наша программа приняла вид телевизионного журнала: журналисты ездили по различным странам и комментировали свои поездки за кадром. В кадр они попадали только эпизодически. И в таком виде программа вышла в конце февраля 2000 года – а именно 26 февраля. Это была суббота.

В.С. Вы сказали, что концепция изменилась после того, как она стала без ведущих. Но сейчас, насколько мы знаем, на экране снова появились ведущие. Что это – возврат к первоначальной идее или творческий поиск?

А.З. Это и творческий поиск, и совершенствование. Без ведущих мы существовали более трех лет, и только полтора года назад наши ведущие стали робко показываться в кадре, говорить какие-то свои мысли о происходящем вокруг. С лета прошлого года программа «Вокруг Света» стала такой, как она сейчас выходит в эфир. И, с каждым выпуском, программа все совершенствуется и совершенствуется. Каждую неделю у нас происходят совещания, художественные советы, встречи и обсуждения, как сделать, чтобы программа стала более интересной и современной.

В.С. В чем состояли Ваши функции в программе «Вокруг Света»?

Александр ЗамышляевА.З. Я пришел в программу на должность исполнительного директора и руководил административной составляющей производства программы. Потом несколько лет был генеральным директором фирмы. Но мне это совсем не было интересно, потому что мне нравилось организовывать командировки и, прежде всего, в них участвовать. Ради этого, собственно говоря,  я и пришел в этот проект с московского телеканала «ТВ Центр». Мне очень нравится не только сам творческий процесс съемок, но и то обстоятельство, что я никогда бы самостоятельно не залез в такие дыры, в которые попадают наши журналисты по работе. Будучи человеком пытливым, легким на подъем и жадным до приключений, я получаю невероятное удовлетворение от командировок и от своей работы. Что до сих пор с лихвой компенсирует невысокую, на мой взгляд, зарплату, продолжительность рабочего дня и неустроенность личной жизни.

В.С. Расскажите, а чему была посвящена первая программа? Куда ездила съемочная группа?

А.З. За несколько месяцев наши журналисты съездили в Индию (это была самая первая поездка программы «Планета Земля»), наше боевое крещение, Мексику, Мадагаскар, Израиль и Румынию. На базе этих нескольких стран и выходили первые программы. Помимо этого, часть программы занимали покупные фильмы географического и этнографического характера.

В.С. У творческого коллектива программы «Вокруг Света» был какой-то опыт работы именно в поездках? Или этим стали заниматься впервые?

А.З. Нет, опыта работы в поездках не было ни у кого. Естественно, многие ездили куда-то в не очень далекие страны, в частном порядке, как туристы, но вот командировки стали организовываться, что называется, с нуля. Опыта ни у кого не было, и как организовать никто не знал. Поэтому, в начале, использовали услуги туристических агентств, которые нам делали VIP-туры. Это было дорого и не очень мобильно. В течение года набирались опытом, после чего стали организовывать поездки самостоятельно, без участия туристической компании.

В.С. А кто придумывает, в какую страну в очередной раз должна отправиться программа «Вокруг Света»?

А.З. Первые годы проблем с этим не было. Поскольку мы не были ни в одной стране мира, мы выбирали так, чтобы это были разные регионы. Сейчас это все гораздо сложнее, потому что теперь мы ездим по второму, иногда по третьему разу в какую-то страну. Здесь много факторов. Раньше основным фактором был – куда нас приглашали представительства министерств туризма, что называется, на халяву. Сейчас мы уже смотрим, имеет ли смысл третий или четвертый раз посещать одну и ту же страну, или лучше самим организовать поездку в другую. Это определяет продюсер и сам Васильев. Они решают, куда лучше поехать в следующем году. Но все равно все эти решения потом претерпевают большие изменения: то в какой-то стране происходит природный катаклизм, то где-то случился переворот, то министерство туризма соседней страны желает нас видеть. Поэтому пятьдесят на пятьдесят: половину стран мы определяем сами, а половину - Судьба.

В.С. Расскажите, поездка в какую страну произвела на Вас самое большое впечатление, и в чем оно заключалось?

А.З. Такая страна есть. Она была одна из первых в программе «Планета Земля» - это остров Мадагаскар. Я был на Мадагаскаре в 2000 году, потом еще через четыре года – в 2004-м, и каждый раз в этой стране открывал что-то новое для себя. Мадагаскар - экзотическая для нас страна, совершенно другой край света, Африка. Вместе с тем, это достаточно цивилизованная страна, там можно без опаски путешествовать и днем, и ночью. И инфраструктура работает. Уровень жизни там не высокий, поэтому, любой средней руки российский турист, там будет чувствовать себя «белым человеком». Эта удивительная страна - моя любимая.

В.С. Расскажите о своем опыте общения с местными жителями. Что произвело на Вас впечатление?

А.З. Основной опыт общения с местными жителями лично у меня ограничивается общением с местными жительницами, и основывается на эмоциях и взаимной симпатии. Очень во многих странах мира не знают английского языка, поэтому общение строится, так сказать, на интуитивном уровне.

В.С. В Вашем кабинете висит карта мира, на которой изображены фотографий большого количества женщин. Расскажите про эту карту: как она возникла, что означает?

Александр Замышляев

А.З. Эта «карта» - своеобразный итог (надеюсь, промежуточный) моих путешествий. Она создавалась постепенно из разрозненных фотографии моих знакомых из разных стран мира. После переезда в этот офис, с его голыми стенами и урбанистическим видов из окна, я вдруг решил сделать небольшую фотовыставку, и заказал фотографии большого формата. Когда совсем ничего не радует, я бросаю взгляд на одну из этих фотографий и вспоминаю, при каких обстоятельствах она была сделана….

В.С. А при каких обстоятельствах обычно такие фотографии делались?

А.З. По-моему, фотографии говорят сами за себя.

В.С. Получается, что в каждом городе мира у Вас есть девушка?

А.З. Ну, в каждом городе мира – это было бы невозможно, хотя к этому можно стремиться. Но в каждой стране, за редким исключением, у меня действительно есть девушка. С некоторыми я переписываюсь, а Мануэле с Мадагаскара, помогаю материально. Каждая страна у меня ассоциируется с какой-нибудь прекрасной местной селянкой.

В.С. А сколько всего таких фотографий в Вашей коллекции?

А.З. Фотографий в моей коллекции очень много, из каждой страны. Вообще за последние пять лет у меня накопилось более трех тысяч фотографий. И все они разложены в альбомы, пронумерованы и подписаны. Множество фоток достаточно фривольного содержания и спрятаны от посторонних глаз, их, кроме как в мужской компании, и не покажешь.

В.С. Что самое интересное в командировках?

А.З. Самое интересное для меня – эмоции и приключения. Страна может быть внешне не очень интересной и  экзотической, но в ней всегда можно найти что-то интересное, что-то необычное, что-то увлекательное. К сожалению, все самое захватывающее происходит вне съемочного процесса. Формат российского телевидения не позволяет показывать то, что лично для меня является наиболее увлекательным в каждой стране. Ведь в каждой стране с нами происходило множество забавных и невероятных случаев.

В.С. А что, например? Можете рассказать какую-то такую историю?

А.З. Историй – миллион! Когда заканчивается съемочный процесс, мы укладываем на хранение в сейф-румах съемочную технику, документы, деньги, и выходим вечером за территорию отеля. Тогда-то и начинается самое интересное. Однако, эти истории, как и мои фотографии, можно рассказывать далеко не всем. Но вот есть одна история, которая только один раз произошла со съемочной группой, и больше никогда, к счастью, не повторялась, сколько бы мы не испытывали Судьбу: в Монголии нас немного побила разгоряченная молодежь.

В.С. И как же это случилось?

А.З. Это случилось на самой центральной площади Улан-Батора, на задворках министерства иностранных дел в клубе под названием «Ривер оф саунд», и, конечно же, из-за женщины. Накануне, на съемках мы познакомились с русской девушкой по имени Марта, которая давно уже жила в Монголии. Потом мы ее назвали «девушка-беда». Сначала мы не обратили внимание на то, что в ее рассказах о своей жизни, с ней все время происходили какие-то происшествия: то ею выбивали стекла, то из-за нее происходили драки, ломались барные стойки, бились бутылки. Это у нас как-то прошло это мимо ушей. В «Ривер оф саунд» мы всей кампанией посидели несколько часов. Когда мы уже собирались уходить – к нам подвалили местные монголы, точнее, они подвалили ко мне. На мне была фирменная форма «Кэмел трофи», и  они захотели, чтобы я презентовал им что-нибудь из своей одежды. За это они предлагали какой-то неработающий мобильный телефон, и сказали, что еще дадут много денег. Оказалось, что много денег для них означает 20 американских долларов. Мне совершенно не улыбалось ходить без этой униформы, которая мне очень нравилась, тем более, что мы были в начале нашего путешествия. До нашего отеля нам надо было идти всего 300 метров, но мы специально взяли такси, чтобы не идти пешком в кампании подвыпивших монголов. Однако монгол со своими друзьями не успокаивался, и даже сказал таксисту, чтобы он не уезжал. И тут девушка Марта, которая сидела на переднем сиденье, что-то им по-монгольски сказала. Монгольского мы не знаем, но по реакции этих людей мы поняли, что ничего хорошего она сказать им не могла. И вот тут-то они озверели. Монголы такие – они вообще-то подраться любят, да и физически это одна из самых сильных наций. Марту, к примеру, они выволокли через открытое окно машины, однако, ей было не привыкать. Мы сидели сзади: я – в середине, справа и слева от меня сидели Андрей Понкратов и Андрей Фатющенко. Их тоже выволокли из машины и немножко им настучали. Меньше всего досталось мне, потому что один монгол вытаскивал меня в одну сторону, а другой – в другую сторону. Но это было совсем не просто – все таки100 килограммов живого веса. Я сидел и даже не сопротивлялся, просто думал: вытащат меня или нет. Нет, не вытащили. Ну, порвали рубашку немножко, пуговицы отлетели…. Вскоре монголы успокоились, я собрал ребят, затащил разбушевавшуюся Марту в машину, и буквально через сорок секунд были около нашего отеля. Были какие-то мысли прийти на разборки со штативом в руках. Но мысли быстренько затихли, мы выпили и успокоились. Отправили эту девушку домой и больше с ней никогда не встречались.

Музей в кабинете Александра Замышляева

Крым: электронный путеводитель