
Экстремальная белизна Эриды рассказала астрономам об атмосфере, способной то исчезать, то появляться. Такой вывод был сделан после самого точного на данный момент измерения диаметра маленькой планеты.
Установлено, что карликовая планета Эрида отражает 96% света, который падает на неё, сообщает Space.com. То есть она ярче, чем свежевыпавший снег на Земле. Предыдущие измерения давали более скромную величину – 86%, поскольку ранее считалось, что Эрида чуть крупнее. Но уже то, первое значение альбедо уступало лишь показателю ледяного Энцелада. Что уж говорить про новое измерение — Эрида оказалась «белее белого».
Международная команда учёных опубликовала в Nature свежие результаты изучения Эриды, в частности, итоги измерений, выполненных во время затмения этой планеткой далёкой звезды осенью 2010 года.
Об этом событии и первых полученных данных мы подробно рассказывали. Напомним только, что съёмка затмения с двух удалённых точек позволила определить диаметр Эриды. Теперь астрономы пишут, что он равен 2326 ± 12 километров.

Между тем диаметр Плутона оценивается в 2322-2344 км (по разным источникам), но на деле неопределённость тут намного выше, чем с Эридой (некоторые специалисты указывают разброс и вовсе 2300-2400 км). Всё дело в наличии на Плутоне слабенькой атмосферы, затрудняющей измерения.
Получается, что по размеру эти два тела – практически близняшки. Но не по строению: средняя плотность Эриды оказалась равна 2,52 грамма на кубический сантиметр – более чем на четверть выше, чем у Плутона.
Это говорит о том, что Эрида – скальное тело (85% скальных пород), покрытое сравнительно тонкой мантией изо льда. Лёд украшает и поверхность этой карликовой планеты. С ним и связано «яркое открытие».
Учёные говорят, что удивительная белизна поверхности Эриды обсуловлена водяным льдом, смешанным с замёрзшим азотом и метаном (последний составляет тонкий слой меньше 1 миллиметра). И это фактически есть заиндевевшая атмосфера Эриды. Ведь орбита её сильно вытянута (эксцентриситет 0,44), и сейчас белоснежная планетка находится на расстоянии 95,7 астрономических единиц от Солнца (то есть почти в 96 раз дальше, чем Земля).
Когда Эрида приближается к светилу (вплоть до 37,8 а.е. в перигелии), лёд сублимирует, создавая зыбкую временную атмосферу, которая вновь выпадает инеем по мере очередного приближения к афелию. (Первые признаки такого цикла учёные обнаружили ещё в 2008 году.)
Наконец, исследователи оценили температуру на дневной стороне Эриды — минус 238 градусов по Цельсию. На ночной стороне она, соответственно, ещё ниже.
«Удивительно, как много мы можем узнать о малых и далёких объектах, таких как Эрида, наблюдая за их прохождением перед слабой звездой с использованием относительно небольших телескопов, — говорит ведущий автор исследования Бруно Сикарди (Bruno Sicardy) из Парижской обсерватории (Observatoire de Paris). — Через пять лет после создания нового класса карликовых планет мы наконец на самом деле знакомимся с одним из его учредителей».
cometasite.ru/erida/
Никуда её не пристроили ни к планетам, ни к карликовым планетам, ни к плутоидам?
А потом ещё не забывайте раннюю миграцию наших планет! Некоторые из них родились совсем не на тех орбитах, которые мы видим сегодня. :)
И ещё: когда впервые строили такие предположения, астрономам была известна только одна солнечная система — наша. Теперь у нас есть богатая пища для сравнений. Полистайте наши темы «планетные системы» www.membrana.ru/particles/tag/884 и «протопланетные диски» www.membrana.ru/particles/tag/1021. Там такое разнообразие вариантов (в плане распределения масс по радиусу).
Ну это надо быть таким холодным, почти 0 К, что верится с трудом.
А вот если он очень-очень далеко (световой год, скажем), ещё нужно установить, что «Юпитер» тот бегает вокруг Солнца, то есть может быть определён как член Солнечной системы.
Но опять же, если знать где искать, ИК-телескопы его поймать смогут. Теоретически, коли уж рассказывают нам такие подробности о куда больших далях.
Тем не менее, пока все Тюхе, Нибиру и прочие Немезиды остаются лишь гипотезами, а то и просто выдумками неспециалистов, ни основанных ни на чём, кроме фантазии. Нет, поправка, Тюхе основана на зыбких данных наблюдений за кометами, остальные особой почвы под ногами не имеют. Якобы какие-то упоминания якобы у шумеров или майя — на совести трактовщиков.
Просто хочется понять ежели по оси х отложить размерчик а по игрек расстояние до объекта, где проходит граница наблюдаемого, ну конечно граница размыта для разных температур, и на пределе граница размыта вероятность наблюдения :)
То есть мы видим монетки лежащие не только под ближним но и под следующим фонарем. А вот ежели монетка от фонаря подалее?
спросим по другому — предположим есть «юпитер» на расстоянии 0.5 светового года от Солнца. Увидим?