КАЗАХСТАНСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОННОСТИ

На седьмой день после задержания и на пятый день после ареста Жанболата Мамая очередной номер возглавляемой им газеты «Саяси-Калам. Трибуна» вышел из печати. Помимо материалов о последних событиях вокруг газеты, в номере помещён обзор истории борьбы казахстанских журналистов за свободу прессы, который мы здесь воспроизводим.


Сегодняшний номер «Трибуны» имеет подзаголовок «Спецвыпуск», за которым следует главный первополосный заголовок «Главный редактор “Трибуны” Жанболат Мамай арестован». Пл этой строкой помещены снимок Жанболата Мамая в «стакане» для подсудимых в зале Медедуского районного суда « 2 во время процесса по санкционированию его ареста 11 февраля и факсимиле рукописного заявления Мамая от 11.02.2017, в котором он заявлял о своей невиновности в инкриминируемых ему  обвинениях и квалифицирует свой арест как очередной факт зажима свободы прессы в Казахстане.

Далее в номере идут следующие материалы «мамаевского» спецвыпуска:

- заявления международных правозащитных организаций Freedom house из Вашингтона и Комитет защиты журналистов из Нью-Йорка;

- отклики на случившееся постоянных авторов газеты Амиржана Косанова, Дастана Кадыржанова и Толганай Умбеталиевой, а также актюбинского гражданского активиста Айдоса Садыкова, ныне политэмигранта в Киев;

- перепечатка с сайта радио «Азаттык» материала Аслыкана Мамаушы

- статью Сергея Дуванова «Кто и что “отмывает” в Казахстане» и наш репортаж «День памяти Алтынбека и судный день Жанболата», уже известные читателям нашего сайта по указанным ссылкам.

Однако этот номер «Трибуны» – не только экстренный спецвыпуск, но и очередной номер газеты – № 6 в 2017 году, он же № 125 по сквозной нумерации издания, начатого ещё в сентябре 2012 года. К категории «плановых», то есть не относящихся напрямую к последним событиям вокруг газеты, моно отнести два материала правозащитной тематики: записки Джамили Стехлицкой «Встреча с Вацлавом Гавелом решила мою судьбу» и наш прессозащитный обзор некоторых событий новейшей истории Казахстана. Воспроизводим его ниже со всеми фотоснимками.

* * *

За свободу прессы вчера, сегодня и завтра

События 10-11 февраля вокруг газеты «Трибуна. Саяси-Калам», в том числе и тот факт, что главного редактора Жанболат Мамая арестовали как якобы пособника экс-банкира Мухтара Аблязова, живо освежили в памяти несколько картинок из января 2002-го, февраля 2004-го и двух июней – 2006 и 2009 годов, связанные с публичными проявлениями коллективной защиты свободы прессы со стороны журналистов и общественности.

От «Чоканки» до «Сарая», от заявки до запрета

На моей памяти как прессозащитника и историка казахстанской прессы, а следовательно и непременного участника практически всех когда-либо проводившихся у нас пуб­личных акций в защиту свободы прессы, было всего четыре митинга в защиту свободы прессы (в отличие от различных прессозащитных мероприятий в закрытых помещениях, которых было несколько десятков).

Год 2002-й

Впервые митинг в защиту свободу СМИ прошёл 27 января 2002 года на площади Чокана Валиханова, но это был первый и последний случай, когда акимат разрешил проведение митинга с такой тематикой на этой площади – в дальнейшем разрешения давались только на площадку за окраинным кинотеатром «Сары-Арка» (на оппозиционном сленге – «за Сараем»).

Следует отметить, что в 2002 году митинг в защиту свободы прессы был разрешён на одной из центровых площадей во многом потому, что инициировали его отнюдь не правозащитники и оппозиционные журналисты, а с точностью до наоборот – руководители нескольких провластных СМИ. В роли гонителя своей невозбранной свободы прислуживать репрессивной власти и поливать грязью оппозицию устроители действа выставляли самих оппозиционных лидеров из только что созданной партии «Демократический выбор Казахстан». А именно – одного из сопредседателей «ДВК» Мухтара Аблязова, незадолго до собственного ареста имевшего наглость подать в суд на журналиста провластной газеты «Новое поколение» Сергея Козлова за целую серию гнобительных публикаций об Аблязове.

Однако проводить митинг в защиту свободы прессы исключительно от козней «олигарха и оппозиционера» выглядело слишком уж дико и ненатурально даже и для устроителей того митинга. Сообразив это, они в последний момент пригласили на свой митинг и ближе к концу выпустили на трибуну людей из другого лагеря – прессозащитников из общественных организаций «Адил соз» и «Журналисты в беде», редакторов действительно преследуемых в то время изданий «СолДАТ» и «Деловое обозрение Республика». Вот эти-то выступления и переломили характер действа, превратив его хотя бы наполовину из имитационного в реальное.

После этого, повторимся, разрешений на проведение митингов в центре города больше никому не выдавалось. Функционеры провластных СМИ окончательно потеряли интерес к вопросам защиты свободы прессы и никаких митингов более не затевали, а оппозиционные журналисты и прессозащитники неоднократно подавали заявки на проведение митингов в защиту свободы СМИ «на «Чоканке», но получали либо направление «за Сарай» либо полный отказ.

Тем не менее на площадке за «Сары-Аркой» прошли два митинга в защиту сво­боды прессы – зимний и летний, в январе 2004-го и в июне 2006-го, оба были организованы истинными защитниками свободы, а не имитаторами, как в приснопамятном 2002-м.

Год 2004-й

Этот митинг, прошедший на «площадке «за Сараем» 7 февраля 2004 года, отличался тем, что на нём звучали выступления в защиту от преследований не только оппозиционных СМИ и журналистов, но также и журналиста политически не столь очевидной газеты «Время» Геннадия Бендицкого, которому тогда светил реальный срок по навету антигероя одного из его журналистских расследований. С той баснословной поры утекло столько воды, что от нынешнего «Времени», чью редакцию «кадрово укрепили» в 2012 году, не приходится ждать не то что участия в митинге за свободу прессы, но даже и простенького репортажика о таком митинге, буде он состоится.

B качестве самого креативного момента того митинга вспоминается «Стена журналистского плача», на которой были развешаны таблички с названиями политически независимых СМИ, так или иначе удушенными властью за все предшествующие годы. Сейчас такую стену пришлось бы делать ещё длиннее.

Модераторами того митинга были Тамара Калеева и Булат Абилов, а Розлана Таукина, которая зачитала приветствия от международных журналистских организаций «Репортёры без границ» и Комитета защиты журналистов, а также  Ассоциации журналистов Украины и московского Центра экстремальной журналистики . В последнем из названных говорилось: «Вы – те редкие в теперешнем СНГ журналисты, которые не боятся защищать свои интересы. Никто никому не подарит ни глас­ность, ни свободу слова, их надо защищать, не ожи­дая милости от чиновников».


Панорама того митинга 7 февраля 2004 г.

Год 2006-й

Проведение этого митинга 26 июня 2006 года было приурочено к отмечаемому 28 июня ежегодному Дню казахстанской прессы, запомнился тем, что в его повестке главным был вопрос о реформировании медиа-законодательства. Как раз тогда власти приняли две порции поправок к законам о СМИ, о национальной безопасности и т.д. и т.п., получивших в наших кругах прозвище «поправок имени Ертысбаева» (тогдашнего министра информации и культуры) или «пожарных поправок» (в связи со случившимся тогда же пожаром в астанинском здании Минкульта).

«Президент! Вето – 2006, ОБСЕ – 2009» – так было написано на одном из главных транспарантов того митинга. Ещё до начала митинга практически все пришедшие на него ставили свои подписи под обращением к главе государства и гаранту Конституции с призывом наложить вето на антиконституционный и антидемократический закон о поправках.

В завершение митинга была принята резолюция «О законодательных ограничениях свободы слова, в которой говорилось: «Долой чиновничьи препоны свободному слову! Нет – запретам на профессию! Нет – запретам на названия СМИ! Нет – запретам на свободную мысль! Требуем отклонить реакционный законопроект Министерства информации!»

«Пожарная» тема поправок к закону о СМИ осветила тот митинг весьма необычным для нашей митинговой практики креативом – в завершение собрания было торжественно сожжено чучело Цензуры.


Сжигают чучело Цензуры.

Год 2009-й

Через три года, накануне Дня казахстанской прессы-2009, была подана заявка на проведение митинга в защиту свободы прессы с основными акцентами на борьбу против принятия репрессивного закона об Интернете и против ареста и предстоящего осуждения независимого редактора Рамазана Есергепова за публикацию «секретных материалов», разоблачавших незаконную деятельность органов КНБ. И впервые в соответствующей практике городские власти отказали в проведении такого митинга не только на площади Чокана, но даже и за «Сары-Аркой».

Тем не менее журналисты, прессозащитники и поддержавшие их активисты политических партий и движений собрались у дверей Национального пресс-клуба и, теснимые со всех сторон двойными цепями полицейских, выстроились с плакатами вдоль тротуара улицы Фурманова. Что вызвало ещё большее раздражение и агрессивность со стороны людей в форме, потому что эта центровая улица является частью т.н. президентской трассы, а глава государства как раз навестил в эти дни свою бывшую столицу: «а вдруг проедет мимо и увидит такое?!» Хотя как раз такое ему было бы полезно увидеть - хотя бы для лучшей координации проводимого курса в медиа-политике (впрочем, ещё неизвестно, в какую именно сторону).

При всём том градусе напряжения между полицейскими и защитниками свободы прессы тот митинг (точнее сказать, попытка митинга) обошёлся без задержаний, однако спустя несколько дней РУВД Медеуского района Алматы представил в административный суд протоколы об административном правонарушении на нескольких участников митинга, и все они были оштрафованы постановлениями СМАСа. Однако самое интересное было через два-три месяца, когда совершенно случайно выяснилось, что постановлениями того же адмсуда были заочно осуждены и оштрафованы ещё более десятка участников того митинга, никого из которых даже в суд никогда не вызывали.

Такие проявления «заочной юстиции» были тогда абсолютно внове и имели большой резонанс. Однако и за прошедшие с тех пор семь с половиной лет новых журналистских митингов в защиту свободы прессы больше не проводилось. Хотя причин и поводов для таковых выступлений было и есть предостаточно.

Публикация в газете «Трибуна. Саяси-Калам» от 16.02.2017