ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАНТЫ: РЫБОЛОВСТВО, ОХОТА И ОЛЕНЕВОДСТВО

rybolovstvo_chanty2В хозяйстве обдорско-куноватских ханты сочетались рыболовство, охота и оленеводство. Удельный вес этих отраслей в системе жизнеобеспечения той или иной группы определялся, прежде всего, природно-географическими условиями и наличием поголовья оленей. М. Кастрен отмечал, что остяки «различаются в своем образе жизни: одни из них живут только рыболовством, другие же, кроме того, содержат и оленей. Последние из них, по крайней мере летом, разделяются надвое, из которых одни исключительно преданы рыболовству, другие отправляются на кочевья со своими оленями». Особо он выделяет обдорских остяков, которые «разделяются на рыбаков и владетелей оленей. Первые живут по рекам, особенно по Оби и Надыму; последние кочуют… по тундрам и живут там в постоянном сношении с самоедами».
У безоленных и малооленных ханты лесотундровой зоны, у ханты северотаежной зоны ведущей отраслью хозяйства было специализированное летнее неводное рыболовство. Его организация и реализация продукции обеспечивались русскими рыбопромышленниками. На период интенсивного летнего лова на Обь выезжала и значительная часть хантыйского населения с верховий рек: на рыболовных песках сосредотачивалось от 5 до 20 хозяйств. Наряду с неводьбой летом проводился сетевой, переметный промысел пенных пород рыб.
В осенне-зимнее время в низовьях Оби рыбопромысел вели сетями и малыми неводами, а на обских притоках — запорами, сетями, «черпаньем» у ключей.
На огромное значение рыболовства указывает наличие в календаре обдорско-куноватских хантов большого числа гидрорыболовных наименований: Ас нобытты тылыщ — «месяц вскрытия Оби» (апрель), вонсь (ущ) тылыщ — «вонзевой месяц»(июнь), аи лор тылыщ/вар верты тылыщ — «месяц малых соров» «месяц сооружения запоров» (июль), уйт утлор тылыщ — «месяц больших лесных горных соров» (август), щекур тылыщ «месяц щокура» (сентябрь), ик хальты тылыщ —«месяц замора воды» (январь). Начало рыболовного сезона у обдорско-куноватских ханты отмечалось жертвоприношением Инкики — «Хозяину вод» и Ас ики — «Обскому старику». 
suschka_ruby_chantyОсобыми ритуалами в прошлом сопровождалась установка больших запоров, приходившаяся на начало июля. Поэтому для ханты-рыболовов стало традицией отмечать Петров день (12 июля — Петр-рыболов), а позднее — День рыбака. В завершение летнего года — Ильин день (2 августа) — устраивалось жертвоприношение семейным духам и Ильта-мувен ики (Хынь ики) — «Нижней Земли старику».
Немаловажное значение у обдорско-куноватских ханты имел охотничий промысел. Ханты-оленеводы практиковали охоту на песца капканами и слопцами в ходе осенних миграций к югу. В небольшом объеме промышляли таежного пушного зверя, зайца и куропатку на зимних пастбищах. Вспомогательную роль играла летняя загонная охота на линную птицу, случайный промысел дикого оленя.
Северо-таежные хозяйства уделяли охоте большее внимание. Не случайно ханты называли: март — аикер тылыщ — «малого наста месяц», апрель — ун кер тылыщ — «месяц большого наста», май — лонт васы тылыщ — «месяц прилета гусей и уток». Пушной промысел включал осеннюю охоту на белку и соболя с ружьем или луком и зимний лов белки, соболя, горностая, лисицы, росомахи, выдры с помощью разнообразных орудий: черканов, сетей, самострелов, капканов, слопцов. В отличие от хозяйств лесотундровой зоны, у северо-таежных преобладали приемы активной охоты.
Названия осенних и зимних месяцев обдорско-куноватских ханты характеризуют состояние природы: аи таха потты тылыщ — «месяц замерзания малых рек» (октябрь), Ас потты тылыщ — «месяц застывания Оби» (ноябрь), декабрь — ван хатл тылыщ — «коротких дней месяц», январь — лахэт морэт тылыщ — «топорище ломающий (холодный) месяц», февраль — роупэн курык тылыщ — «обманного орла месяц». В январе, именуемом еще и ваш поры тылыщ — «месяц приношений городу», северные ханты совершали поездки в Обдорск для положения ясака и на ярмарку.
Для северо-таежного хантыйского населения Нижнего Приобья было характерно сочетание стационарного и отгонного типов оленеводства, при небольшом поголовье оленей. К примеру, на Куновате приходилось только 7 оленей на хозяина, хотя безоленных остяков не было. По данным И. Юданова, на Сыне на одно хозяйство приходилось в среднем 40,2 оленя. Только 4 хозяйства круглый год занимались выпасом поголовья (то есть были пастухами-кочевниками), остальные на полгода (с апреля по октябрь) отдавали свои стада на выпас пастухам. Семья, владевшая 150 оленями, считалась богатой. Местами выпаса служили отроги Северного Урала, лишь незначительная часть малооленных хозяйств практиковала в летнее время содержание поголовья «у юрт, устраивая для оленей укрытие с дымокурами». Ханты правых обских притоков —Куновата, Питляра, Собтыегана — имели небольшие стада оленей. Их на летний период отправляли с пастухами на Урал или выпасали в окрестных лесах. Куноватские ханты перегоняли объединенное стадо на Пос-Полуй, где его окарауливали с применением оленных сараев, навесов и дымокуров. Кочевание из речных долин в горные тундры Урала способствовало укреплению связей между правобережными и левобережными ханты. При этом контакты между тундровыми оленеводами (ненцами и ханты) и североуральскими пастухами (ханты) были эпизодическими. Зимой, когда тундровые оленеводческие хозяйства достигали границы леса, северотаежные хантыйские группы уже углублялись в отдаленные области своих промысловых угодий.
У ханты, живших в устье Оби и на побережье Обской губы, сочетались тундровый крупностадный и лесотундровый типы оленеводства. Содержание крупного стада (200 и более голов оленей) предполагало значительные сезонные перемещения (до 1000 км), периодическую смену пастбищ и круглогодичное окарауливание стад с использованием оленных упряжек и собаколенегонок. Ханты-оленеводы обычно проводили зиму у границы северной тайги, а лето на Полярном Урале, Ямале и Гыдане. Хантыйские хозяйства лесотундровой зоны, владевшие личными стадами, до 100 голов, нередко передавал и оленей на летний сезон тундровым оленеводам или пастухам. У ханты южной части Обдорского края преобладали широтные миграции, связывавшие левый и правый берега Нижней Оби. А у северной группы ханты (хаби) доминировали меридианальные (и лишь отчасти широтные), связывавшие северную тайгу с тундрой.
Приобщение северных ханты к оленеводству самодийского типа повлекло за собой восприятие основных элементов ненецкой оленеводческой культуры: ездовых и грузовых нарт, упряжи, передвижного жилища (чума), мужской одежды, обуви. В традиционном календаре ханты-оленеводов широко распространены названия месяцев, содержащие оленеводческие характеристики: хор тылыщ — «месяц гона» (сентябрь), вой опыт лавытты тылыщ — «олени рога теряют» (ноябрь), ванхат тылыщ — «месяц поимки оленей», выли ерды тылыщ — «месяц пересчета оленей» (январь).
rybolovstvo_chantyУгорское летоисчисление ведется по полугодиям «от прилета до отлета птиц». Начало летнего года знаменовалось возвращением ворон: апрель именовали вурна тылыщ — «месяц вороны». На седьмой день месяца (7 апреля) устраивали жертвоприношение — из священных лабазов и нарт доставали духов (лонх), которых угощали кровью и жиром, обряжали в новые одежды. Праздник посвящался Торум Эви —«Небесной Матери», имеющей облик Вороны. В преданиях Ворона выступает как вестник обновленной жизни: ежегодно после долгой зимы она прилетает к людям «с мешком калачей», требуя взамен лишь горсть гнилушек из детских люлек, где она могла бы согреть свои лапки. Поэтому во время проведения Бурны хатлъ (Вороний день) на деревья (березы) и нарты развешивали предназначенные для детей свежеиспеченные калачи (символ солнца). В начале зимнего года (ноябрь еще называли ямы хатль тылыщ — «священного дня месяц») ханты устраивали «большие» жертвоприношения главным духам Торумики (Небу), Калтащ ими (Земле) и Хыньики (Подземелью).

Источник http://www.gcbs.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm#ode

Добавить комментарий