Зе Ду сдал, Жоау принял – Исайаш решает, как быть

Африканская «операция «Преемник» пока идёт по плану. Национальная избирательная комиссия Анголы огласила предварительные итоги парламентских выборов, которые одновременно являются президентскими. В очередной раз объявлено о победе правящей партии МПЛА. Таким образом, третьим ангольским президентом становится военный министр Жоау Лоуренсу. Долго и тщательно отбирал его на эту роль всемогущий Зе ДуЖозе Эдуарду душ Сантуш, правящий почти сорок лет. Но ещё неизвестно, всё ли он предусмотрел. В стране уже поднимаются протесты против олигархического преемства.

За правящую партию голосуют зажиточные ангольцы

По переписи 2014 года население Анголы составляет почти 25 млн человек. Для голосования зарегистрировались немногим более 9 млн. Такой парадокс объясняется разными специфическими факторами. Во-первых, почти половина ангольцев – дети и подростки. Во-вторых, многие деревенские жители из внутренних провинций к выборам равнодушны. Далеко не все голосуют и в городах – обитатели трущоб не верят политикам. А между тем, именно чернокожие крестьяне и городская беднота являются опорой оппозиции. Однако исход выборов определяют не они, а зажиточные образованные горожане, госслужащие, мулаты. Недаром режим МПЛА ещё в коммунистические времена называли «диктатурой среднего класса».

Российскому читателю это покажется странным. Но так оно есть: ангольская интеллигенция и «креативный класс» в основном поддерживают режим, родственный путинистскому. Конечно, с заметными исключениями, но они не определяют картину. За оппозицию же – бедняки, «колхоз», «анголвагонзавод»… Словом, трудящиеся массы. Которые сплошь и рядом не ходят голосовать. Достаточно сказать, что даже из зарегистрированных избирателей на участки пришли менее 5 млн ангольцев. Надо иметь в виду, что все цифры могут значительно измениться при окончательных подсчётах. Однако кардинальные перемены едва ли произойдут.

Согласно официальным данным, за список МПЛА проголосовали 2,8 млн. Это более 64%. Характерно, что цифра полностью охватывает (и численно превосходит) доминирующую в Анголе народность мбунду, которая – наряду с мулатами и белыми – составляет этническое ядро правящей партии.

МПЛА провела Анголу от жестокого марксизма к хищному капитализму

По Конституции Республики Ангола главой государства автоматически становится  первый номер избирательного списка партии, получившей на парламентских выборах даже простое большинство голосов (не говоря об абсолютном). Это – Жоау Лоуренсу, ветеран партийно-государственного аппарата и гражданской войны. 35 лет назад получивший образование политрука в советской Военно-политической академии имени Ленина.

Лоуренсу подхватывает эстафету правления МПЛА после Агостиньо Нето (1975–1979) и Жозе Эдуарду душ Сантуша (1979–2017). Правления, которое компетентные эксперты характеризуют лаконично, но ёмко: «путь от жестокого марксизма к хищному капитализму». Страной правит всевластная бюрократия, тесно сросшаяся к сырьевым и инвестиционным капиталом. Луанда превратилась в своего рода центр региональной реакции, имеющий своих иностранных вассалов. Во время гражданской войны в соседней Республике Конго ангольский президент душ Сантуш сыграл примерно ту роль, что не удалась Путину при украинском Майдане. Конголезский президент Дени Сассу-Нгессо стал при Зе Ду «браззавильским Януковичем».

В номенклатуре МПЛА доминируют администраторы, силовики и идеологи местных «духовных скреп». Знаковые фигуры здесь – генсек партии Дину Матруш, столичный секретарь Бенту Бенту, экс-министр обороны и госбезопасности Кунди Пайхама, министр культуры Роза да Круз э-Сильва. Они с подозрением относятся к партийным технократам и бизнес-менеджерам, не крещённым кровью. Эта группировка и выдвинула Жоау Лоуренсу – в противовес «сислибу» Мануэлу Висенте, курирующему на посту президента нефтяную и общеэкономическую политику. И заметим, Зе Ду склонился к кандидатуре Лоуренсу, а не Висенте.

Повстанческие ветераны УНИТА продолжают традицию Савимби

Свыше 1 млн – почти 25% – поддержали главную оппозиционную партию – УНИТА. Эта аббревиатура неразрывно связана с именем Жонаша Савимби. Человек-легенда, яркая фигура истории XX века. Леворадикальный антикоммунист, приверженец Мао Цзэдуна и Рональда Рейгана, 14 лет он воевал против португальского колониального господства и ещё 27 лет против режима МПЛА. Стержнем идей Савимби являлась борьба за свободу и самоуправление чернокожего крестьянства. По солидарным традициям народности овимбунду.

В 2002 году Савимби погиб в бою. После этого УНИТА легализовалась и вписалась в политическую систему МПЛА. Возглавил партию Исайаш Самакува, в молодости протестантский пастор-евангелист, потом офицер армии УНИТА и руководитель партийной дипломатии. Под его руководством радикальная идеология савимбизма трансформировалась в центристскую христианскую демократию.

Идейную традицию Савимби продолжает в ангольской политике повстанческий генерал Абилио Камалата Нума. Серьёзную роль играет в УНИТА семейство покойного вождя, возглавляемое сейчас его старшей сестрой Джудит Пена. Важный пост секретаря по мобилизации занимает в УНИТА сын вождя Рафаэл Савимби. Весьма популярный среди крестьянской молодёжи овимбунду, особенно провинций Уамбо и Бие. В Бие, кстати, расположен город Андуло – ныне родовой центр клана Савимби–Пена. Место внушительных ежегодных демонстраций верности савимбизму.

Без великого харизматичного лидера, без прославленной партизанской армии партия во многом утратила позиции. Однако с 2008 года налицо неуклонный рост. Заставляющий власти тревожиться.

Радикальную оппозицию возглавляет разведчик партизанской армии

Более 370 тысяч избирателей – 8,5% – отдали голоса оппозиции радикальной: партии КАСА. Её создал в 2012 году начальник разведки УНИТА Абел Шивукувуку. В КАСА приходит активная городская молодёжь, готовая к безоглядному протесту и уличным схваткам с полицией. Шивукувуку регулярно фигурирует в такого рода сводках.  Идеологически КАСА – левая социал-демократия. Наиболее яростную критику вызывает у неё социальная, точнее, антисоциальная политика режима. Массовая нищета при элитной роскоши, коррупция, махинации в раздутом нефтяном секторе.

Можно задать вопрос: стоило ли дробить оппозиционные силы, создавая вторую партию? Абел Шивукувуку отвечает однозначно: УНИТА стала чересчур умеренной. С ним полемизирует Камалата Нума: «Брат Абел сделал ошибку» – УНИТА есть УНИТА, Савимби есть Савимби. Такой традицией партия не может обзавестись задним числом. Такой вот спор двух бесстрашных ветеранов. Оба воевали сначала против коммунистической диктатуры, потом против коррупционно-олигархической системы. Оба верны памяти Жонаса Савимби и его названного брата Антониу Дембу, погибших в одном бою. Но методы легальной борьбы видят теперь по-разному.

На место в Национальной ассамблее Анголы претендовала не только «большая тройка». В прежнем составе парламента были представлены ещё несколько партий. И теперь почти 60 тысяч избирателей (1,4%) поддержали Партию социального обновления. Идеологически эта партия придерживается левоцентризма, реально представляет собой племенную организацию народности чокве, тесно связанной с соседней ДР Конго. Возглавляет её профессор-историк Эдуарду Куангана. Трижды – в 1992-м, 2008-м, 2012-м – партия проходила в парламент. Но с каждым разом поддержка сокращалась, и теперь дошла до исторического минимума.

Ещё более полный электоральный разгром постиг консервативную партию ФНЛА – чуть более 40 тысяч голосов, менее 1%. Несмотря на славную историю антиколониальной и антикоммунистической борьбы. Несмотря на традиционную опору в северной народности баконго. Тут причин несколько. Первая: в ангольской политике издавна преобладают идеи левого толка. Вторая: десять лет назад умер основатель ФНЛА Холден Роберто – «король баконго», хмурый, жестокий и непреклонный, не снимавший чёрных очков. Как выяснилось, устойчивый электорат ФНЛА привлекала эта фигура. Многолетняя же грызня наследников – Нголы Кабангу и Лукаса Нгонды Бенги – отвратила избирателей. Тем более, что Нгонда Бенги, как оказалось, не чурается субсидий режима, получаемых через известного коррумпированностью Дину Матруша.

Эксперимент душ Сантуша в Луанде важен для «чекистской олигархии» в Москве

Итак, 220 парламентских мандатов разделят, по всей вероятности, МПЛА, УНИТА и КАСА. Пропорционально полученным голосам, т.е. с большим перевесом МПЛА. Президентский пост займёт Жоау Лоуренсу. Высшим партийным руководителем как минимум год ещё остаётся Жозе Эдуарду душ Сантуш. В духе Дэн Сяопина – главным гуру. На случай же, если Жоау Лоуренсу окажется не похож на Дмитрия Медведева и попытается действительно стать президентом, Зе Ду надёжно подстраховался. Заблаговременно принят закон, гарантирующий восьмилетнее пребывания в должностях министров обороны и внутренних дел, начальников полиции и спецслужб. Это не говоря о том, что дочь-миллиардерша Исабель возглавляет нефтяную госкомпанию Sonangol, а сын Жозу Филумену – госфинфонд на $5 млрд.

Впрочем, едва ли Лоуренсу что-то такое предпримет. Хотя грозно возглашает борьбу с коррупцией. Ведь главной своей задачей он называет сохранение стабильности. «Смена политического цикла в рамках той же политической семьи» – похвальная откровенность нового президента.

И это весьма своевременные мысли. Впервые в истории ангольских выборов в их исходе существовали сомнения. Падение цен на нефть тут же привело Анголу к 40%-ной инфляции и 20%-ной безработице. Возросла популярность УНИТА и КАСА. А кое-где в провинции и трущобах появились даже вооружённые группировки, нападающие на представителей власти.

«Народ голосовал за перемены, поддерживая УНИТА, – сказал в разговоре с «В кризис.ру» Рафаэл Савимби, избранный депутатом парламента. – Подсчёт ещё не окончен, но фальсификации очевидны. УНИТА использует все законные средства против этого мошенничества!» Собственно, фальсификации были предвидены. Ещё в июне по Луанде прокатились массовые демонстрации против госконтрактов с европейскими фирмами INDRA и SINFIC – партнёрами МПЛА, известными опытом электоральных манипуляций.

 Ожидается выступление Исайаша Самакувы, в котором будут заявлены политические планы УНИТА. Рафаэл Савимби с его мобилизационным аппаратом, Камалата Нума с массами сторонников, Элена Бонгуэла Абел с активной женской организацией, Адриано Сапиньяла с партийной службой безопасности располагают нужными навыками противостояния. Думается, здесь у них не возникнет разногласий с Абелом Шивукувуку и его партией.

Надо полагать, за ангольскими выборами пристально наблюдали из России. Система Зе Ду – «душстантушизм» – послужила действующей моделью для «чекистской олигархии» РФ. Удастся ли реализовать хитроумный замысел душ Сантуша с Лоуренсу? Во всяком случае, душ Сантуш на это в трудный момент решился. Путин решится едва ли.

Никита Требейко, «В кризис.ру»

Поделиться