новости космоса Все новости Февраль 2014 года
6548 23
26 февраля 2014 21:13:11
Китайский луноход уснул в третий раз, инженерам не удалось решить его проблему

Знаменитый луноход "Yutu" (Юту, Нефритовый Кролик), как и было запланировано, в эти выходные перешел на спящий режим, в котором проведет свою третью лунную ночь, однако серьезные технические проблемы, которые могут помешать исследовательской работе, так и не были решены. Это подтверждают руководители Китайского Космического Агентства.

Yutu уснул 22 февраля, во второй половине дня. Его компаньон – посадочный модуль Chang"e-3 - днем позже, 23 февраля, так же вошел в спящий режим работы.

Технические проблемы, которые были обнаружены 25 января, и причиной которых, предположительно, является «сложный лунный рельеф», до сих пор не решены. Более того, представители китайской космической организации не раскрывают подробностей: до сих пор неизвестно, какие точно проблемы возникли у Yutu, и какие усилия предпринимают инженеры для того, чтобы вернуть луноход к полноценной работе.

Луноход оставался неподвижным в течение всего третьего лунного дня, не имея возможности двигаться из-за механических неполадок, и проводил наблюдения из этого положения.

Несмотря на это, роверу удалось завершить некоторые научные операции. К счастью, подповерхностный радиолокатор, панорамные и инфракрасные камеры работают нормально.

Сейчас Yutu спит, и остается лишь надеяться на то, что он проснется через две недели, чтобы встретить свой четвертый лунный день.

комментарии
1
deniska58 · 26-02-2014

Не учли в Поднебесной, что велосипедисты в луноходе могут замёрзнуть во время лунной ночи. :) А вообще жаль, конечно. Столько усилий и такие казусы обидные. Ну ничего, это тот случай, когда все усилия невпустую. Извлекут урок и опыт и снова за дело. Молодцы ребята.

2
elena108 · 26-02-2014

Спокойной ночи.Удачного приземления.

3
elena108 · 26-02-2014

ошиблась.пробуждения.

4
Nabludatel58 · 27-02-2014

Вся исследовательская аппаратура пока впорядке. Даже если останется как стационарная станция, то свою миссию практически всю отработает.
А вообще во всех миссиях с роверами ошибка одна и та же. Необходимо с роботом-помощником роверы отправлять.

5
новичОк77 · 27-02-2014

Nabludatel, " Необходимо с роботом-помощником роверы отправлять.".
R2-D2 или C-3PO?
Первый только в IT "шурупит", а второй лентяй,бездельник,тунеядец ,дармоед, паразит, трутень, "шланг" одним словом, скрасит ваш досуг. Так что выбор есть!

6
ptuf35 · 27-02-2014

"А вообще во всех миссиях с роверами ошибка одна и та же. Необходимо с роботом-помощником роверы отправлять." Ну да конечно- чтобы он колёса менял ;). Что у курьёзити что у кролика основная проблема в подвеске. Вот нашему луноходу подвеску на танковом заводе делали и намотал без проблем 40 с лишним км. Никакой "сложный лунный рельеф" не помешал.

7
новичОк77 · 27-02-2014

"Вот нашему луноходу подвеску на танковом заводе делали "
А если- бы ему и пушку там приделали?
Сейчас и американские роверы (2 шт.) себя тоже плохо чувствовали-бы. И остальные (в будущем) прежде чем войти на Луну стучались-бы и шаркали из скромности ножкой.

8
ptuf35 · 27-02-2014

Ну американские себя там и так не очень чувствуют, курьёзити уже ездит задом.Да и лазер ему прикрутили-отстреливаться может, а передвигается он и без того зигзагами! И если у нас додумались на станции пуку прицепить (Дмитрий писал) то кто даст гарантию что у лунохода её не было? Не даром же кролик едва отъехав окочурился- мог и с перепугу 8-O

9
новичОк77 · 27-02-2014

Думаешь наш ему зрение испортил и здоровье пошатнул?
А может и ещё что, после чего просто обязан на кролике женится!?:-P

10
ptuf35 · 27-02-2014

Не наш хороший-он кроликов не обижает.а здоровье навертка подлые американцы испортили. а насчёт женится так кролик вроде мужского рода (не крольчиха ведь) и луноход тоже вроде, однополые браки ни у нас ни у китайцев не одобряют.

11
новичОк77 · 27-02-2014

А я не против, кролики появятся молодые, шустрые, адаптированные ко всем лунным трудностям и невзгодам. Обоснуются, скарбом обзаведутся и будут нас ждать длинными и холодными ночами. Нас : тестя с РФ и тёщу КНР.

12
deniska58 · 27-02-2014

"А вообще во всех миссиях с роверами ошибка одна и та же" - да, недоделанные. А если и роботы-помощники такие же недоделанные будут? :)

13
Nabludatel58 · 28-02-2014

Даже слесаря-сантехники в паре работали в СССР по технике безопасности. Понятно, что сейчас всё позабыли и вообще на всё плевать...
Поэтому ничего удивительного нет в том, чтобы роботы-роверы работали в паре. Да к этому заставит прийти необходимость.

14
DimitriyP97 · 28-02-2014

Nabludatel. Отправлять роботов парой никак не проканает, в ближайшее время уж точно.
Причины три. Как минимум.
1. Дорого - цена отправки одного Лунохода (не говоря уж о марсианских и пр. роверов) это суммы поистине астрономические. В случае отправки парной экспедиции цена увеличится более чем в 2 раза. А если ещё учесть, что за успех миссии не поручится ни один исследователь - слишком уж много факторов влияет на это дело - ни одно правительство на это денег скорее всего не даст.
2. Сложно - и один то аппарат доставить к месту и "развернуть", та ещё эпопея! А уж два.... Как их отправлять: одной ракетой или двумя? И в том и в другом случае есть свои плюсы и минусы. Как сажать? Причём надо будет доставить их на точку в непосредственной близости друг от друга. Это в случае с Луной то не просто, а случись лететь на Марс или того хуже Титан? Разбросает их при десантировании километров на "много" друг от друга - приземлятся то на парашютах будут - и будут они ехать к месту встречи всю оставшуюся "жизнь". Марсоходы за столько лет и десятка километров ещё "ниасилили", а ну как их ещё дальше раскидает?
Опять же их ведь ещё управлять надо, а в этом деле мало ехать по следам впередиидущего.... Короче, сложно.
3. А оно надо? В смысле - а будет ли значительный рост эффективности при возникновении нештатной ситуации во время работы "в паре"? Моё мнение: не-а, не будет.
Даже современные роботы "сапёры" и "спасатели" далеко не всегда справляютс с поставленной задачей сложностью чуть более превышающей расстрел подозрительной коробки водяной пушкой или проезд по месту какого-нибудь техногенного завала с целью разведки. И это при том, что они "заточены" под конкретные задачи и управляются "из соседнего сарая" а не с Земли с задержкой сигнала!
Неизвестно так же под какие нужды следует "затачивать" робота-помощника. Будет ли это полноценный научный робот с довеском в в иде кувалды и разводного ключа или чисто "робот-слесарь" со всеми вытекающими.
Таскать за собой балласт из кучи инструментов а-ля Р2Д2, который может только чинить (причём скорее всего не справится и с заменой колеса, не говоря уж о более сложной операции) как то глупо и дорого. Особенно если в конце робот-исследователь тупо грохнется в какую-нибудь пропасть и "разобьётся насмерть".
Отправлять по следам первого второй "научный" тоже не камельфо: уменьшится площадь "покрытия". Странно как то будет запускать все марсо- луно- и прочие ...ходы в одну точку. Интереснее "потоптать"планету в разных местах.
И главное: к чему готовиться то? Польза от парной миссии была бы, если бы мы точно знали, что хотя бы один раз у робота-исследователя откажет то-то, или что он точно застрянет там-то.
Но факторов так много, что предсказать с чем столкнётся ровер нереально.
Ну, послали бы Китайцы на Луну не одного "кролика", а двух. И что тогда? Один грел бы другого "своею любовью"? Или исправил бы поломку? А кто сказал, что поломка носит единичный характер, а не является технологическим просчётом? И на Луне, в первую же ночь, замёрзли бы оба кролика, вместо одного?
Или НАСА отправила бы двоих "курьёситив" на Марс. И писали бы сейчас кипятком, где на марсе найти шиномонтаж для двух Марсоходов.
В целом, согласен - "массовая" засылка зондов-разведчиков с различным набором функций может быть крайне и крайне эффективной. Но, боюсь, не сейчас и даже не "завтра", а когда-нибудь "после-после-завтра". Короче, будем ждать....

15
ptuf35 · 28-02-2014

Дмитрий согласен. но по опыту знаю доказывать что либо этому "мальчику со спичками" крайне затруднительно в силу весьма своеобразного взгляда на происходящее.

16
новичОк77 · 28-02-2014

"Даже слесаря-сантехники в паре работали в СССР"
Русская душа не позволяет распитие "гонорара" в одиночку.

17
Nabludatel58 · 28-02-2014

Тут, DimitriyP, ситуация в том, чтобы снабдить ровер дополнительным дистанционным манипулятором. Если будет в наличии такого помощника только базовые функции , то его стоимость может составлять в тысячи раз меньшую от основного ровера.
-----------
Да и вообще как-то не с того конца всё берётся. Сначала необходимо спутники связи понавешать как на орбите вокруг Луны, так и Марса.
Всё по-старинке делается, а век-то уже 21.

18
DimitriyP97 · 28-02-2014

Nabludatel. И что сможет сделать такой "помощник" с базовыми функциями, чем он реально смог бы помочь тому же "Юту"?
А про спутники связи, честно говоря, вообще не понял. Зачем их то вешать что вокруг Луны, что вокруг Марса?

19
Nabludatel58 · 28-02-2014

Вокруг Луны пока преждевременно, всё что сейчас есть полностью выполняет свои функции.
А в случае с Марсом хороший компьютер на орбите не помешает. Вот для обеспечения постоянной связи с ним система спутников и нужна. Анализ жизнедеятельности необходимо больше перекладывать на такой орбитальный мозг, который может выполнять универсальные задачи.

20
Nabludatel58 · 28-02-2014

"чем он реально смог бы помочь"
-
Посмотреть, в том числе и там, где опасно. Принести, почистить, помочь закрепить конец лебёдки, дополнительный источник связи... Да мало ли что.

21
DimitriyP97 · 28-02-2014

Nabludael. "Посмотреть, в том числе и там, где опасно. Принести, почистить, помочь закрепить конец лебёдки, дополнительный источник связи... "
Гм... Хороший набор... Только вот непонятно, что делать, если в процессе проверки "где опасно" вспомогательный робот сам "накроется медным тазом"? В особенности если учесть, что правило "всё специальное лучше универсального" работает и в космосе, то возможностей как следует проверить у того же ремонтника (и самостоятельно выкарабкаться или помочь выкарабкаться другому) будет не больше, чем у исследовательского модуля.
Поэтому, если уж развивать эту тему, то с собой исследовательскому зонду лучше брать армию "дроидов-помощников" - ремонтников, тягачей, разведчиков и т.д.
По поводу чистки тоже не всё гладко. В таких роботах каждый сантиметр и каждый килограмм на счету. В итоге их чрево достаточно плотно набито всяким тонким оборкдованием, которое и в земных условиях не так просто починить с использованием людей, спеццехов и пр. А уж на далёкой планете, в полевых условиях, да ещё дистанционно....
Как дополнительное средство связи - вот это да, согласен. С другой стороны радиосвязь хоть и "случайное явление", как справедливо заметил один офицер-связист, но всё же сравнительно надёжное, чтобы специально его дублировать на другом роботе.
По мне, чем слать на другую планету армию роботов, может лучше научить их самих "чесать себе спинку" и стораться сделать их максимально живучими и способными самостоятельно преодолевать трудности.
А по поводу орбитального компьютера на орбите Марса: пока не изобрели компьютер способный справляться с поставленными вами задачами, это во-первых.
И имеющаяся сейчас система связи является достаточно надёжной, чтобы "вывешивать" ещё и орбитальные спутники. Да и задержку сигнала это не уменьшит.
В случае с лазерной передачей данных - да, возможно(!) такая система спутников и была бы нужна, но эти технологи пока не отработаны настолько, чтобы внедрять их здесь и сейчас.
Такие дела....

22
Fenix53 · 01-03-2014

Да ... это не наши... Наши всегда выходят с таких положений при помощи..
кувалды и какой то матери.)))))))

23
ptuf35 · 03-03-2014

Дмитрий написал два длиннющих поста, а толку? не дошло до оппонента! Я же писал- доказать что либо человеку который ориентируется в возможности освоения космоса по чисто фантастическому фильму снятому в лучших голливудских традициях и имеющему крайне мало общего с реальной жизнью. (имею в виду рекомендованный им фильм " Европа")

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2018. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!