ВИТРИНА 13. ШИТЬЁ КОНЦА XVI – НАЧАЛА XVII ВЕКА

Close

Витрина 13. Шитьё конца XVI – начала XVII века.В конце XVI – начале XVII столетий лицевое шитьё развивалось и достигало высокого художественного уровня в нескольких мастерских. Дворцовые мастерские шитья времени Ивана Грозного наиболее интенсивно работали и под руководством его первой жены Анастасии Романовны и последней — Марии Фёдоровны Нагой.

В 1580–1590-х годах деятельность царских мастерских заметно оживляется в связи с приходом в них новой хозяйки — супруги царя Фёдора Ивановича, Ирины Фёдоровны Годуновой. При следующей хозяйке — супруге царя Бориса Годунова Марии Григорьевне для шитья царских мастерских характерно обилие жемчуга, как на сударе «Агнец божий», представленном в витрине.

Известнейшими мастерскими этого времени были светлица бояр Годуновых Дмитрия Ивановича и Бориса Фёдоровича. Мастерская при доме Дмитрия Ивановича Годунова, возглавлялась его супругами, женат он был трижды. Один из самых богатых и влиятельных людей своего времени, Дмитрий Иванович вкладывал значительные средства в возведение храмов и создание драгоценной церковной утвари. Основные вотчины Годуновых находились в Костромских землях, и Годуновы были главными ктиторами костромского Ипатьевского монастыря, где находилась их родовая усыпальница. Почти все произведения шитья с именем Дмитрия Ивановича поступили в Музеи Московского Кремля из Костромы. Представленный в витрине воздух «Троица Ветхозаветная» связан с периодом, когда во главе мастерской была вторая жена Дмитрия Ивановича — Матрёна (ок. 1589–1594 гг.). В произведениях годуновской светлицы этого периода преобладает золотное шитьё. Так сударь «Троица ветхозаветная», созданный около 1595 года иконографически близок к известной иконе Андрея Рублева «Троица» с некоторыми композиционными изменениями. Стиль рисунка с тонкими изящными фигурами свидетельствует об участии в работе над сударем художников столичного круга. Сударь шит серебряными и золотыми нитями, которые закреплены цветным шёлком (прикрепами). Изображение отличается тонкой изысканностью цветовой гаммы. Золотые одежды трёх ангелов и нежные цвета телесного шёлка, которыми шиты их лики, руки, ступни сочетаются с коричневым шёлком, он очерчивает контуры фигур и черты лиц ангелов. Шитая золотом, жемчугом центральная часть воспринимается как ювелирное произведение.

В витрине также представлены памятники XVII столетия, связанные с различными художественными центрами России этого времени: потир и панагия — московской работы; чаша водосвятная — произведение мастеров Костромы; блюдо — вклад в Благовещенский собор г. Сольвычегодска Никиты Григорьевича Строганова.

ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ


Потир

Потир

Потир серебряный, с гладкой, полусферической формы чашей, на ложчатом поддоне. На чаше, в четырёх круглых клеймах — резные поясные изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и голгофского креста, с соответствующими резными надписями. По венцу чаши — резная литургическая надпись вязью по штрихованному фону. Стоян — в виде гладкой трубочки, со слегка сплюснутым гладким яблоком. Поддон ложчатый, чеканный. «Ложки» витые, через одну гладкие и с резным растительным орнаментом по канфарёному фону. На гладких «ложках» резная надпись: «даны сии сосуды по гдре цвиче Иване Михайловиче на Соловки в Анзерской мнстрь». По срезу поддона, в ленте, на штрихованном фоне — резная надпись: «зделаны повелениемъ великаго гдря цря и великаго кнзя Михаила Федоровича всея Руси и ево благоверные црцы и великие княгини Евдокеи и ихъ блгородныхъ чад».


Чаша водосвятная

Чаша водосвятная

Чаша водосвятная серебряная, частично золочёная, на высоком узком поддоне. По золочёному венцу, на штрихованном поле помещена древнерусская резная надпись: «Сию чашу Минина жена Кириловна Грязева вдова Олена Ивановна Кострому в дом Пречистые Богородици Ризыположение ностеi Новодевич монаст приложила». Корпус чаши расчеканен десятью изогнутыми книзу, суживающимися «ложками»; через одну золочёными и покрытыми спиралевидным травным орнаментом. Между «ложками», в верхней части корпуса идут десять золочёных клинообразных спусков, в них треугольники с орнаментом из трёх трилистников, соединённых стеблем на волнистом резном фоне. Поддон чаши круглой формы, частично золочёный, в виде высокой кольцеобразной шейки. По его краю идёт резная плетёнка. Шейка разделена на шесть косых полос, через одну золочёных, на которых повторяется резной спиралевидный травный орнамент, аналогичный орнаменту на «ложках» корпуса. Внутри чаши накладная золочёная выпуклая мишень. На ней по краю резана плетёнка, а в центре шестиконечный голгофский крест, заключённый в круг с надписями в прямоугольниках на штрихованном поле.


Блюдо церковное

Блюдо церковное

Блюдо церковное серебряное, сверху золочёное, украшенное резьбой; круглое, глубокое. Борт блюда гладкий, слегка приподнятый; край его профилирован боровками. По борту — 8 резных розеток со стилизованным травным узором внутри. Рисунок в розетках повторяется через одну. Между розетками гладкая резная надпись древнерусской вязью на штрихованном поле: «лета ЗРГI месяца марта В днъ сие блюдо домовое церковное соборнаго храму честнаго и славнаго ея благовещения пресвятые богородицы и пределов ее у Соли у Вычегоцкие на посаде положения Никиты Григорьева сына Строганова». Спуск и дно — гладкие. В центре дна, в резном круге помещено резное изображение богоматери «Знамение» с символами евангелистов в треугольниках и четырьмя херувимами вокруг, с соответствующими надписями по сторонам. По внутреннему краю круга с изображением Богоматери положен поясок из стилизованных цветов. Ближе к спуску, по кругу — резная литургическая надпись на штрихованном поле — «Достойно есть». По борту, на оборотной стороне — резная надпись в одну строку: Блюдо весомъ серебра 4 по В3 без Г денегъ золото по-ло ПО О ЗГ денги.


Покровец (воздух)

Покровец (воздух)

Покровец (воздух) из малинового и зелёного атласа с шитьём и кружевом. На среднике малинового атласа шитое изображение Богоматери «Знамение» в круге с четырьмя лучами. По бокам, вверху и внизу — два херувима и два серафима. Лично́е шито шелками. Остальное шитьё выполнено пряденым золотом и серебром. В контурах — узкий чёрный шёлковый шнурок. В контурах нимбов и на зарукавьях Богоматери — жемчуг. На кайме зелёного атласа пряденым золотом шит текст молитвы. Края обшиты узким серебряным плетёным кружевом с блёстками. Подкладка малиновой тафты.


Панагия-мощевик

Панагия-мощевик

Панагия выполнена в форме квадрифолия, с полукружиями, заполненными сканым узором из тончайшей проволочки. На лицевой стороне в круге композиции «Вознесение» из литых накладных фигурок: Христос, летящие ангелы, под ними Богоматерь с двумя апостолами по сторонам. Композиция вписана в круг, фигуры соразмерны, передают движение. На обороте — накладное литое «Распятие», фигуры Богородицы и Иоанна Крестителя, а также четырёх евангелистов. Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля.


Воздух «Ветхозаветная Троица»

Воздух «Ветхозаветная Троица»

Литургическая надпись (слова молитвы) по красной камке (ткань сильно выцвела) украшает сударь, который является вкладом архимандрита Пафнутия в Чудов монастырь Кремля — вкладная надпись помещена в нижней части средника. Средник выполнен из голубой камки. На нём шито изображение святого духа в виде голубя, выше — Саваоф на сегменте. По обеим сторонам от дискоса помещены фигуры двух ангелов в рост с рипидами. Нимбы святых и контуры изображений обнизаны мелким жемчугом. Иконография сударя повторяет иконографию подобных предметов мастерских царицы Ирины Фёдоровны и Дмитрия Годунова. Принадлежность сударя, к произведениям царицыной светлицы определяется как по художественным и техногическим признакам, так и по словам во вкладной надписи о «повелении» царя изготовить сударь. Во главе светлицы Бориса Годунова стояла его жена Мария Григорьевна. Произведения этой мастерской выполнялись очень тщательно, с большим техническим мастерством, для них характерно обилие жемчужного низания. После 1598 года (воцарение Бориса Годунова), работы мастерской отличаются особой нарядностью и роскошью.

ВВЕРХ