Две скульптуры Белого зала

Белый зал Гатчинского дворца
Белый зал
В Белом зале Гатчинского дворца находятся две скульптуры т.н. «Египтян». Они являются копиями с античной скульптуры II в. н.э. времени Адриана, но сами антики, послужившие образцами для воспроизведения, представляют синтез двух различных культур: египетской культуры эпохи эллинизма и греческой классики. Это само по себе представляет оригинальное явление в искусстве.

В описях XIX в., в 1859 и 1863 гг. (инв. №№ 1462, 1463) о статуях «Египтян» сообщается: под № 1462 - «Статуя из черного античного мрамора, женская Египетская, держащая на обеих руках доску, на плинте из красноватого гранита, вышин. 32 s в.»; под № 1463 - «Статуя из такого же мрамора, мужская Египетская бойца, держащего в руках боксеры, на плинте из красноватого гранита, вышин. 32 в.». Как «Египтянин» и «Египтянка» скульптура записана в предвоенных описях 1938-1939 гг. (инв. №№ 32039, 32085). Это название укоренилось и дошло до наших дней.

На самом деле статуи представляют собой копии XVIII в. с античных статуй II в. н.э. Античные оригиналы были найдены на вилле Адриана в Тибуре (Тиволи) и в настоящее время хранятся в Египетском музее Ватикана. Статуя слева от двери в Тронную Павла I восходит к античной статуе Антиноя в предполагаемом образе Осириса или Сераписа как его представляли римляне, а статуя справа от двери - копию античной статуи египетского жреца с жертвенным подносом. То есть, это две мужские фигуры, а не «Египтянин» и «Египтянка», как их принято называть.

Антиной. Белый зал Гатчинского дворца
Антиной
Египетский жрец с подносом. Белый зал Гатчинского дворца
Египетский жрец
Антиной выполнен со всеми каноническими атрибутами величия. Фигура застыла в строго фронтальной позе, взгляд бесстрастно устремлен вдаль, голова увенчана царским головным убором (клафтом-ушебти), состоящим из большого куска полосатой ткани, но головной убор лишен священной змеи (урея), символа царской власти (на одной из сохранившихся античных статуй такой символ присутствует, это статуя из черного полированного гранита). Антиной одет в схенти. В руках он держит туго свернутые платки, так называемые, боксеры.

Египетский жрец с подносом представлен в короткой узкой рубашке (калазирисе), поверх которой надет передник (схенти), в головном уборе в виде платка со спускающимися на плечи двумя концами. Античный подлинник хранится в Египетском музее Ватикана. Для сравнения, в Ватиканских музеях находится также жрица с виллы Адриана. Она, как и жрец, держит в руках жертвенный поднос. Жрица изображена в длинном, доходящем до щиколоток, узком платье с венком из цветов на голове.

Как мы уже сказали, античные оригиналы статуй XVIII в. из Белого зала, были найдены на вилле Адриана в Тибуре (Тиволи). Здесь был построен Каноп, в память пребывания императора в Александрии. По Страбону Каноп лежал в 125 стадиях от Александрии. Там находилось одно из самых почитаемых святилищ эллинистического Египта храм Сераписа. Статуя бога, приносившая множество исцелений, была помещена таким образом, что один раз в день «луч солнца ложился на уста бога и как бы целовал его в губы». Каноп был местом постоянного паломничества египтян; движение никогда не прекращалось на канале, соединявшем его с Александрией. То, что называлось Канопом на вилле Адриана, довольно сходно с этим описанием. Здесь была искусственная долина, длиной в четверть версты, древности наполненная водой и изображавшая Канопский канал. В конце ее видны развалины небольшого храма, посвященного Антиною-Серапису. От храма хорошо сохранилась апсида, где стояла статуя Антиноя в египетском обличии, - одно из семнадцати изображений божественного юноши, найденных на вилле Адриана.

Император Адриан (117-138 гг. н.э.), правление которого появились античные подлинники интересующих нас статуй, был незаурядной личностью. В десять лет он остался без родителей. Его опекуном стал император Траян. Он и его жена Плотина принимали живейшее участие в судьбе мальчика. Чтобы упрочить положение Адриана, его женили на внучатой племяннице Траяна Вибии Сабине, ему в это время было 24 года, ей - 12 или 14 лет.

Адриан вступил на престол уже в зрелом возрасте - в сорок один год. Он обладал незаурядными способностями. По свидетельствам биографов, он мог одновременно запросто диктовать дипломатические ноты, сочинять литературные произведения, слушать отчеты подчиненных и вести блестящую беседу с друзьями. Он пел, играл на флейте, обсуждал тонкие вопросы живописи, архитектуры и математики. При Адриане велось обширное строительство, появились новые памятники, преобразившие облик Рима, некоторые из них были спроектированы самим императором.

Брак Адриана и Сабины был бездетным, как и брак его предшественника Траяна. Император холодно относился к Сабине, и она, в конце концов, его возненавидела. Однако он всегда настаивал на том, чтобы ей оказывали почести, подобающие императрице. Несовместимость императорской четы, возможно, объяснялась тем, что Адриан отдавал предпочтение мужскому полу. В античное время однополая любовь не рассматривалась, как порок. Ее превозносили древнегреческие поэты, а в Риме насмешкам подвергались лишь те мужчины, кто постоянно играл пассивную роль. Поэтому связь Адриана с Антиноем не носила предосудительного характера.

Гатчинский дворец. Белый зал. Бюст «Антиной»
Бюст «Антиной»
Антиной, юноша, фаворит императора Адриана, родился в Вифинии около 110 г., утонул в Ниле в 130 г. при невыясненных обстоятельствах. Безутешного Адриана пытались убедить, что юноша воскрес: в небе после его смерти астрономы заметили новую звезду, которую назвали в честь Антиноя. Он был обожествлен Адрианом, в его честь основали город Антинополь (на месте деревушки, где рыбаками было найдено его тело), сооружали храмы, чеканили монеты.

Возвращаясь к личности императора Адриана, приведем цитату из биографии, составленной Элием Спартианом: «Он страстно любил путешествия; со всем тем, о чем он читал относительно разных мест по всему кругу земель, он хотел познакомиться, увидев своими глазами». Он побывал почти во всех римских провинциях: от Британии до Греции и Египта.

Его увлечение греческой культурой обусловило в значительной мере создание нового направления в римском искусстве. Время Адриана было временем нового классицизма. В этот период создавалось много копий с греческих статуй. В портретной скульптуре появились новые стилистические черты - примером этого служит античный портрет Антиноя из Белого зала Гатчинского дворца. Волосы изображены свободно лежащими на голове локонами, в отличие от жестких, зачесанных на лоб прядей на портретах времени предшественника Адриана императора Траяна. В этом также сказывается подражание греческим портретам. Поверхность мрамора на лице начинает заглаживаться и полироваться. Благодаря этой полировке, очень умеренной, сильнее оттеняется различие между волосами и гладкой кожей лица.

Самое важное нововведение в портретной скульптуре времени Адриана заключалось в пластическом исполнении глаз, придавшем взгляду большую живость и известную одухотворенность. Радужная оболочка обводилась процарапанной линией, зрачок пробуравливался. Благодаря этому выражение глаз менялось в зависимости от освещения.

Антиной. Белый зал Гатчинского дворца
Антиной
Подобная трактовка глаз распространилась не сразу. В ранних портретах глаза раскрашивались, как это делалось раньше (античный бюст Антиноя из Белого зала Гатчинского дворца, видимо, так же имел раскрашенные глаза).

Из своих путешествий Адриан вынес интерес также и к египетской культуре, что привело к чисто внешнему подражанию формам египетской пластики в ряде скульптурного времени.

При создании статуи Антиноя в египетском обличии скульпторы времени Адриана (I-я пол. II в. н.э.) мастера ориентировались на произведения эллинистического периода - изображения царей династии Птолемеев. Но если статуи последних делали египетские мастера, соблюдая каноны египетской скульптуры, опираясь на чисто египетские традиции, то статуи Антиноя - это уже чисто внешнее подражание формам египетской пластики.

Постановка фигуры уже более свободная, чем в статуях Птолемеев. Руки немного расставлены в сторону. По классической традиции фигура опирается на правую ногу. Таким образом, в статуях Антиноя мы видим соединение черт египетского и греческого искусства. Такова «египтизирующая статуя в Ватиканском музее, изображающая Антиноя в древнеегипетском головном уборе - клафте и набедренной повязке. Такое эклектическое соединение черт искусства Греции и Египта характерно для времени Адриана».

После самоубийства юноши, которым он, по мнению современников, отвратил предсказанную Адриану гибель, был учрежден культ Антиноя, в котором соединились религиозные воззрения древнего Египта с образами греческих богов - явление, также характерное для этого времени. Культ Антиноя получил широкое распространение, главным образом, в Греции и в Египте. Его почитали как Осириса и Адониса, Аполлона и Диониса, посвящали ему храмы и алтари. «Греки, по воле Адриана, обожествили Антиноя и утверждали, что через него даются предсказания».

Археологов до сих пор мучает одна тайна: могила Антиноя так и не была найдена. В 1975 г. в Риме была заново истолкована сильно поврежденная и почти непонятная надпись на одном из обелисков. В этих загадочных письменах-египетских иероглифах причудливой формы - недостает ключевых слов. Последняя расшифровка, до сих пор оспариваемая учеными, гласила примерно следующее: «О, Антиной! Сей усопший покоится в этой могиле в загородном поместье римского императора». В 1952 г. археологи начали раскапывать ту часть виллы Адриана в Тибуре, которая называлась Канопом.

Со дна старого водного русла они извлекли фрагменты арок и длинные каменные плиты. Некоторые ученые полагают, что все это некогда подпирало каменную крышу или навес. Среди изваяний, найденных поблизости, оказалось четыре статуи греческих кор - копий кариатид с портика Эрехтейона на афинском Акрополе, и две гигантские статуи сатиров, держащих корзины с плодами. В эпоху Адриана такие изображения обычно сопутствовали погребальным сооружениям и часто служили подпорками для навеса над могилой. Но если Антиной действительно покоится на вилле, его прах пока никто не потревожил.

Известно, что одна из античных статуй Антиноя в египетском обличии, выполненная из паросского мрамора, была подарена Мичилли (Michilli) папе Бенедикту XIV (1740-1758) в 1742 году. Она была помещена в Капитолийский музей, где находилась до 1838 года. Папа Григорий XVI переместил ее в Египетский музей Ватикана.

Как писал Г. Трей, интересный материал для иконографии Антиноя дает группа из Сант Ильдефонсо, названная по имени замка вблизи Мадрида, в котором она прежде находилась. Она поступила туда из Италии, из коллекции шведской королевы Христины, теперь находится в Королевском замке в Мадриде.

Юноша слева представляет Антиноя, готовящегося бросится в Нил, тем самым, добровольно принося себя в жертву, чтобы этим сохранить жизнь императора, которому, по предсказанию оракула, угрожала гибель. Антиной опускает голову, увенчанную венком, как у жертвы, и опирается рукой на плечо другого, тоже увенчанного юноши, который зажигает пламя на алтаре.

Жертва назначена богине подземного царства Персефоне, о чем можно заключить по ее идолу, помещенному возле юноши. Спутник Антиноя, вероятно, представляет собой Фаната - олицетворение самой смерти; во всяком случае, он принадлежит к классу демонических или символических существ. Однако, большинство исследователей сходятся во мнении, что скульптура изображает братьев Кастора и Поллукса (Полидевка) и датируется I в. н.э., хотя в Мадридском музее, где группа сейчас находится, отмечают явное сходство левого юноши с Антиноем.

Культ Антиноя быстро распространился по всем владениям Адриана, а с ним вместе распространились и его изображения, как в простом портретном виде (примером может являться скульптурный портрет белого мрамора из Белого зала), так и в образе древнегреческих богов и героев (известны портреты Антиноя в образах Гермеса, Диониса, Геракла и т.д.), и в египетском обличий (часто ассоциировался с Осирисом, который также погиб в Ниле, а затем воскрес, даровав земле новую жизнь и плодородие).

Бюсты Антиноя с виноградным венком на голове (одним из атрибутов Диониса) и без него (как в Гатчинском дворце), находятся во многих музеях мира, в том числе и в эрмитажном собрании античной скульптуры. Статуя Антиноя в образе Гермеса, найденная в XVIII в. на вилле Адриана кардиналом Альбани, была подарена им папе Клементу XII, и сейчас находится в Капитолийском музее.

Время Адриана - это эпоха увлечения греческим классическим искусством, однако, как считает Ф. Куглер, в одном единственном изображении создала новый художественный тип - это образ Антиноя. «В многочисленных скульптурных портретах Антиноя воплощен новый элемент духовного выражения, какая-то глубокая задумчивость, пленяющая душу зрителя тем, что, смешиваясь с силою, мягкостью и грустью; она кладет печать жертвы на лик юноши». Насчитывают около пятисот изображений Антиноя, что вдвое превышает количество скульптурных портретов самого Адриана и его жены Сабины.

Две черные мраморные статуи Белого зала - Антиноя в египетском обличии и Жреца - принадлежали, видимо, еще первому владельцу Гатчинского дворца Г.Г. Орлову. «Два египетских идола из черного мрамора» были приобретены И.И. Шуваловым в Италии у художника Доменико Д'Анжели и у скульптора Карло Альбачини за одну и ту же цену в 430 зкю. Они были отправлены среди других скульптурных произведений из Чивитавеккьи в Россию.

В Петербург статуи прибыли в августе 1769 г., но так и оставались в течение семи лет «в заваленном одном нижнем этаже циркуля» здания Академии Художеств. Только в июле 1776 г. эти мраморные вещи были обнаружены и переданы «в смотрение господина Беляева», и затем, видимо, подарены Екатериной II своему фавориту Григорию Орлову.

При Павле I статуи находились в «Зале» (название по описи 1796 г.), т.е. в Белом зале. Возможно, они стояли в самом большом зале построенного А. Ринальди дворца и при Г. Орлове.

Видимо, в 1800 г. они были перевезены в Михайловский замок, а затем, после смерти Павла I были переданы сначала в Таврический дворец, а затем вернулись в Гатчинский. Так, Август Коцебу в «Кратком описании императорского Михайловского дворца 1801 года» пишет: «Круглая лестница в 26 ступенек из Сердобского гранита ведет в обширные сени, поддерживаемые десятью дорическими колоннами из красного мрамора. Паркет в них из белого мрамора. С обеих сторон в двух нишах стоят две Египетские статуи из bardiglio di Carrara, твердого камня, похожего цветом на базальт». И уже после смерти Павла I, в передаточной описи из Михайловского замка в Таврический дворец числятся «Два египетских идола из мрамора». Статуя философа Зенона, находившаяся в Белом зале вплоть до войны 1941-1945 гг., также числится в этой описи, и, видимо, проделала тот же путь, что и «две Египетские статуи». Автором гатчинских статуй, возможно, является скульптор Антуан-Гийом Гранжаке. В предвоенных описях обозначено, что скульптура французская. В то же время, мы знаем, что И.И. Шувалов купил эти статуи у двух разных людей в Италии. Французский скульптор, он же реставратор античной скульптуры, выполнявший статуи в египетском стиле и работавший в Италии - Гранжаке Антуан-Гийом. Им были сделаны по заказу принца Маркантонио IV Боргезе (1763-1800) несколько статуй: в том числе две статуи Антиноя в предполагаемом образе Осириса для двух боковых ниш Египетского зала виллы Боргезе в Риме. Плата за них была получена 22 сентября 1781 г. Сейчас статуи находятся в Лувре в зале Исиды, куда они попали при Наполеоне 21 июля 1810г. из коллекции Боргезе.

Античные статуи были сделаны из мрамора и полированного гранита, копии Гранжаке для принца Маркантонио - из базальта. Для того же заказчика скульптором были выполнены в стиле, подражающем египетскому, и две женские статуи, подписанные именем богини Исиды (или Изиды), сестры и жены Осириса: одна из гранита, другая из базальта (платье и волосы) и алебастра (открытые части тела: ноги по щиколотку, руки и лицо).

И. Шувалов купил статуи в двух разных местах, у разных людей т.е. парными они изначально не были. Видимо, Гранжаке, делал копии с антиков на продажу, тиражируя наиболее популярные экземпляры. Одним из таких достаточно часто копируемых экземпляров являлся Антиной в образе Осириса.

И. Шувалов знал Гранжаке и купил у него одну из двух ваз: «От скульпторов — Gardel и Grangiaguet: две мраморные вазы и два к ним пьедестала - копии с антиков с барельефами - 800 экю». Не эти ли вазы с пьедесталами - «копии с антиков» - украшали Длинный остров Гатчинского парка?

О Гранжаке известно очень немного. Он родился в Reugney 19 июня 1731 г. и умер 22 февраля 1801 г. в Риме. В 1766 г. он вошел в состав братства Saint-Claude в Риме, где был ректором в 1793 году. В 1771 г. им была сделана большая фасадная статуя святого Клавдия для костела святого Клавдия Бургиньонского. От художественной деятельности он рано отошел.

Как реставратор античной скульптуры Гранжаке упоминается наряду с таким прославленным в этой области мастером, как Бартоломео Кавачеппи. Вместе с другими известными скульпторами (А. Липпи, Л. Карделли, А. Малатеста и Б. Кавачеппи) он реставрировал античную коллекцию пластики, принадлежавшую Д.-Б. Пиранези. Кстати, интересно отметить, что большинство античных памятников из собрания Пиранези, происходило с виллы Адриана.

Материал, из которого сделаны чернофигурные статуи Белого зала, вызывал сомнение. В документах по покупке упоминается, что сделаны «Египетские идолы из черного мрамора». В описях павловского времени назван тот же материал. В описи 1859 г., составленной «академиком Беляевым и скульптором Кузнецовым» отмечено, что обе статуи из «черного античного мрамора». В составленной в 1925 г. Н.Н. Забеком черновой описи скульптуры материалом пластики назван черный гранит. Академик Ферсман в 1919 г. атрибутировал статуи как базальтовые. Как базальтовые они числятся и в предвоенной описи (их инвентарные №№ 32079, 32085). То есть, названо три разных материала. Результаты анализа, проведенного КГИОП, показали, что статуи сделаны из мрамора, т.е. из материала, в котором выполнены и античные статуи, по крайней мере, одна из них - Египетский жрец, так как статуи Антиноя, найденные на вилле Адриана, выполнены, как в мраморе, так и в граните.

В первые дни Великой Отечественной войны статуи египтян были вынесены из Белого зала и закопаны на лугу перед Иорданским подъездом. В послевоенном дневнике С.Н. Балаевой отмечается: «8.09.44. На лугу перед Иорданским подъездом отрыты статуи из Белого зала - Египтянина и Египтянки. 11.09. Вынули из земли статуи Египтянина и Египтянки. Они потускнели, патинировка сошла. С поломками». После окончания реставрации статуи заняли свои исторические места в Белом зале.
Е.Н. Хмелева

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»