+38 (095) 515-31-76 / +38 (044) 575-65-77

Холодилин Николай

Холодилин Николай

Когда в 1905 году Николай Холодилин наконец нашел время обратить внимание на свою торговую деятельность, было уже слишком поздно - в предприятиях царил хаос. Первый мэр Луганска стал банкротом. Долгие годы, отданные общественной деятельности, не оставляли ни секунды времени на улаживание собственных дел. Последние годы своей жизни Холодилин провел в нищете. Но и тогда, будучи оборванцем с аристократической осанкой, он каждый раз испытывал гордость, проходя по улицам, которые построил и любуясь тем городом, который обрел себя только в годы его руководства.

Путь в градоначальники

О детских и юношеских годах Николая Петровича известно очень не много. Знаем только, что первый городской голова Луганска, родился в семье крепостного в Орловской губернии. Его отец – Петр Тимофеевич – в 1850 году откупился от хозяина -  князя Шеховского - и пошел торговать коробейником. Так добрался и до Луганска, где окончательно осел и разбогател, занимаясь торговлей.

Николай Петрович продолжил и расширил торговое дело своего отца. Женившись на купеческой дочери Анне Федоровне Мальцевой, он, кроме пекарни и булочной при ней, завел мануфактурный магазин. В городе он стал не только человеком известным и богатым, но и весьма влиятельным, чья деятельность отражалась на всем городском укладе. Николай Петрович занимался благотворительностью и общественной деятельностью, был церковным старостой Казанской церкви. Избрали его вначале членом Земства, а затем – городским головой. В этой должности он пробыл целых 18 лет - с 1883 по 1891 гг.

Градостроитель

Луганск того времени, благодаря промышленному росту всего региона, разрастался и в размерах, и в количестве жителей. Только за четыре года население с 15 тысяч увеличивается до 20. И это был очень заметный прирост, даже в рамках всей Российской Империи.

На фоне количественного укрупнения, усилиями первого головы город приобретает совершенно новые, уездные черты. Холодилин передает городу часть своего сада, где создается один из первых в Луганске парк Горно-коммерческого клуба (он существует и по сей день, известный горожанам как парк "1 мая"). На месте современного Дворца культуры железнодорожников возводят сам Горно-коммерческий клуб – в дальнейшем самое престижное присутственное место в городе. В этот период идет интенсивная застройка старейших улиц нашего города – Почтовой, Английской (теперь это – улица Даля), Петербружской (улица Ленина), улица Казанской (им. Карла Маркса). Раньше на этих улицах размещались рабочие казармы, эдакие общежития для заводских трудяг того времени. Получалось, что в центральном районе молодого города жили приезжие со всех окраин огромной империи люди. Часто это были бессемейные и неблагополучные личности. По вечерам сюда нередко наведывались городовые, чтобы утихомирить подвыпивших и разбушевавшихся пролетариев. Именно Холодилин сыграл огромную роль в том, что казармы здесь сменились одно- , двух- и даже трехэтажными особняками, и впоследствии, в конце XIX – начале XX столетия, эти улицы стали центральной, фешенебельной частью города.

Для деятельности Луганской городской думы был выстроен специальный особняк на улице Казанской, в котором позднее размещался музей К. Ворошилова. Сейчас это здание передано в Музей истории и культуры города Луганска.

Последняя четверть XIX века, на которую приходятся годы служения Н. П. Холодилина в Земстве и на посту городского головы, характеризуется для России бурным развитием капитализма. Луганск в этот период быстро шагал в ногу со временем.

В 1874 году была построена железнодорожная ветка в Дебальцево, в 1897-м - ветка в Миллерово. В 1876 году начало действовать «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана». Однако, не смотря на такой всеобщий экономический подъём в это время существование Луганска как административной и географической единицы оказалось под угрозой. Луганский чугунолитейный завод, выполнив возлагавшиеся на него обязательства по обеспечению армии пушками, к 1887 году фактически исчерпал свои возможности, и было принято решение о его закрытии.

По сути, большинство горожан лишалось мест работы, да и прилегающая инфраструктура становилась никому не нужной. И стоит отдать должное Холодилину, который с недюжинным упорством штурмовал кабинеты высоких чиновников и даже дошел до императора, доказывая, что закрытие завода приведет к угасанию города. После нескольких лет обиваний порогов Холодилин добился перевода завода на баланс военного министерства, и нерентабельное производство пушек было заменено на выпуск патронов для армии. Сохранение завода дало возможность сберечь интеллектуально-техническую элиту города, создать несколько тысяч рабочих мест.

Более того, Холодилин, как опытный руководитель, воспользовался в полной мере и прокладкой к городу отдельной железнодорожной ветки, что было обусловлено, с одной стороны, бурным развитием развития железнодорожного строительства в России, а с другой – сохранением производства в Луганске. В результате даже во время кризиса в начале XX века завод не обанкротится, ведь он полностью находился на господдержке. В городе строятся крупнейшие на этом участке железной дороги депо и мастерские; рядом появляется железнодорожное училище, обеспечивавшее специалистами инженерного уровня Донецкую и Екатерининскую железные дороги.

Звездный час и расплата за успехи

Реально оценивая состояние всего Донбасса того времени, можно говорить, что конец XIX – начало XX века становится звездным часом для Луганска как промышленного центра и основы Донбасса. Здесь начинает формироваться, альтернативный Уралу промышленный потенциал Российской Империи. Сюда направляется все больше государственных, иностранных и частных инвестиций. Здесь все больше квалифицированной рабочей силы и промышленной интеллигенции. Но развивающемуся промышленно городу необходимо было и развитие духовное. В противном случае город рисковал погрязнуть в непролазной грязи, пьянстве и упадке нравов. Культурно образованный и духовно богатый человек, Холодилин сосредотачивает свои усилия на развитии социально-культурной сферы Луганска.

В результате в городе появляются, кроме мужской и женской гимназий, учебные заведения для рабочих – при заводах, дающие возможность поступать в реальное училище; открываются больницы, Луганск приобретает прозвище «города 11 церквей».

Находясь во главе города, Холодилин все свои силы и опыт достаточно успешного предпринимателя без остатка направил на развитие и становление города своей мечты и гордости. Луганск стал новым увлечением, поглотившим его без остатка. Не будучи чиновником по своей сути, он слабо разделял средства свои и муниципальные. Причем, в отличие от своих современных коллег, делал он это исключительно в ущерб себе. Собственные деньги направлял на помощь нуждающимся, за свои же средства реализовывал городские проекты. При этом на собственную коммерцию времени и сил у него просто не оставалось. Собственное дело городской голова доверил управлению приказчиков и родственников. Отсутствие должного контроля и неправильный выбор управленцев привели коммерческую деятельность Николая Холодилина к краху. Придя на должность городского головы состоятельным человек, он покидал ее банкротом.

В это же время ему довелось пережить и множество семейных драм и трагедий. В первом браке у Холодилиных родилось 8 детей, но до совершеннолетия дожили только четверо – три сына и одна дочь. И сама супруга тоже умерла в молодом возрасте. Через год после ее смерти, в 1886-м, Холодилин женился во второй раз, его избранницей стала молодая вдова Вера Васильевна. В этом браке родилось 10 детей, четверо из них умерли во младенчестве.

Руководство городом для купца второй гильдии Николая Холодилина обошлось очень дорого. Вернувшись к собственному делу, Холодилин обнаружил там полный развал и запустение. Его векселя, деньги, взятые им в долг, оказались полностью необеспеченными. Те, кому деньги давал Холодилин, вернуть ему не могли, да и не имели на то юридических оснований. Будучи городским головой и помогая многим финансово из собственных средств, векселей и расписок он не брал, а потому, впоследствии, и не мог рассчитывать на возврат денег.

Так личные векселя Холодилина оказались просто воздухом. Его постигло обычное для того времени наказание для разоренного и не имеющего возможности оплатить долги человека: его «посадили в долговую яму», то есть – отправили отбывать срок в тюрьме. А его несовершеннолетним детям с 1905 года приходится самим зарабатывать себе на жизнь. Но большая семья продолжала оставаться сплоченной и дружной, и Николай Петрович, выйдя из тюрьмы, продолжал жить и трудиться, оставаясь бодрым и не падая духом.

События октября 1917 года внесли коррективы в жизнь всей огромной страны. Многие потеряли то, что они уже имели, в том числе и известные купцы, промышленники, которые владели шахтами, заводами, промышленными предприятиями – все было национализировано либо прекратило свое существование.

Холодилина революция застала полностью отошедшим от городских дел. Положив годы на возвращение долгов и восстановление честного имени, Холодилин так и не смог восстановить былой финансовой состоятельности. Но вся большая семья не опустилась и не сдалась, каждый занимался тем, чем мог – работая наемными специалистами, управляя уже чужим делом, преподаванием и репетиторством зарабатывая себе на хлеб.

Прокатившаяся по стране гражданская война окончательно нарушила уклад семьи бывшего градоначальника. Она, как и любая война, не только сказалась на достатке, но и забрала жизнь второй жены Николая Петровича. А в 1929 году уходит из жизни и сам Николай Холодилин…

Не известно, сумел ли Николай Петрович воплотить в жизнь все свои планы, касающиеся Луганска. Но то, что он успел сделать поистине впечатляет. Все лучшие архитектурные сооружения, украшающие наш город были созданы при Холодилине и благодаря ему. Этот человек создал образ Луганска, его имидж, сумел сохранить градообразующие предприятия и принес в наш город высокую европейскую культуру.