Интерактивный музей спорта

Юрий ГЕРАСИМОВ: «Счастлив, что лучшие годы провел в «Зените»

Всех нападающих можно разделить на две категории — тех, кто любит подолгу держать мяч, умеет Юрий ГЕРАСИМОВ: "Счастлив, что лучшие годы провел в "Зените"обвести троих-четверых соперников, восхитить зрителей каскадом финтов, редким по исполнению трюком, но при этом поражает ворота не так часто, как хотелось бы болельщикам, и тех, кто может весь матч оставаться в тени, но в самый решающий момент оказывается в нужном месте и забивает голы. Классическим примером такого форварда признан немецкий супербомбардир Герд Мюллер. Ленинградским Гердом Мюллером прозвали форварда «Зенита» восьмидесятых годов Юрия Герасимова, ныне тренера питерского «Локомотива». Герасимова, как и других чемпионов СССР 1984 года, недавно чествовали — со дня победы наших футболистов исполнилось 15 лет.

— Пятнадцать лет — не юбилей, но все же дата солидная, а сложилось впечатление, что ее отметили как-то буднично. Или так только показалось?

— Честно говоря, и мы ждали большего. Слишком скромно все прошло. Ну что это за подарки к такой годовщине — сувенирные тарелки и книжечки! Несерьезно, конечно. Юра Желудков пошутил: «На десятилетие «золота» нам подарили по три гвоздички, теперь, наверно, дадут по пять». Так и получилось. Организовано все было для галочки, как-то без души. Собрали сыграть матч — так мы и так каждую неделю собираемся и играем. Почему было не пригласить на праздничную игру, скажем, сборную ветеранов Москвы? Ведь несколько лет назад такой матч с ветеранами киевского «Динамо» собрал почти полный СКК. Могли какой-нибудь концерт организовать, думаю, многие артисты согласились бы выступить — праздновать так праздновать. Народ бы пришел, и так полный Дворец на Бутлерова набился. Потом банкет в казино «Гудвин», спасибо, конечно, что пригласили, но, наверно, не рассчитали, что все придут с женами, будут еще ветераны старшего поколения — Марютин, Завидонов. Мест всем не хватило. Обидно, но надо признать, что к ветеранам футбола в Питере относятся гораздо хуже, чем в Москве, я имею в виду и городские власти и клубы. А у нас один Леша Степанов старался, все это организовывал.

— Юрий Викторович, нет ли у вас обиды на судьбу, на то, что нет у вас золотой медали чемпиона СССР?

— Медаль — это не главное. Главное было участвовать в этой команде. Я все равно чувствую себя чемпионом, никаких обид нет, есть медаль, — нет — это не так важно. Хотя уверен, что регламент, действовавший тогда, был несправедлив. Если игрок в заявке команды, если на него рассчитывали тренеры, а он почему-то не сыграл, то медаль ему все равно должны вручить. Ведь так делают на чемпионатах мира, Европы, награждают даже тех, кто ни одной минуты не провел на поле. Сейчас и в России к этому пришли. В восемьдесят четвертом я пропустил почти весь сезон из-за травмы. Футбол — такая игра, что травмы неизбежны. Мало сыграл тогда, матчей семь или восемь, но в «золотом» — с харьковским «Металлистом» 21 ноября в СКК имени Ленина — участвовал. Считаю, что помог команде, хотя всего один гол забил — в Баку, но важный, — сравнял счет, добыл очко.

— Вы из Колпина, воспитанник знаменитого тренера Плуцинского, начинали в одной команде с Николаем Дроздецким — который звездой нашего хоккея, Александром Михайловым — другим известным игроком СКА. Когда футбол стал главным в вашей жизни?

— В моем детстве ни дня не было без футбола. Приходил из школы и во двор — играть. Много было соревнований — «Кожаный мяч», первенство города среди школ, меня заметил Владимир Александрович Плуцинский, взял в «Ижорец». Потом юношеские сборные Ленинграда, турниры на Кубок Надежды, Кубок Юности. В ленинградское «Динамо» пригласил Анатолий Николаевич Васильев, три года отыграл в этой команде, армию отслужил. Затем перешел вместе с Юрием Желудковым в «Зенит» к Юрию Андреевичу Морозову.

— В первый же свой сезон (1980 год) вы в «Зените» завоевали бронзовую медаль, через четыре года стали чемпионом. В чем была сила той команды?

— Удачно все совпало — все были питерские, любили свой город, вместе росли, набирались опыта. У нас получилась очень дружная, сплоченная команда. Да и играли мы неплохо — были третьими, два раза четвертыми, шестыми, первыми. А ведь боролись против очень сильных соперников, практически сборных республик, как сказали бы сейчас, сборных стран — киевское «Динамо», тбилисское, минское, «Арарат», «Нефтчи», «Жальгирис», «Кайрат», «Пахтакор». Думаю, что повторить то, что мы сделали, в Питере удастся еще нескоро.

— Всегда говорили, что у вас дар бомбардира, голевое чутье. Это действительно врожденное или все же можно научиться забивать голы?

— У нападающего всегда есть шанс в игре, его надо постоянно искать. Защитник может ошибиться, вратарь, мяч неожиданно отскочит, а ты должен быть к этому готов. Я много работал на тренировках, скажем, Юра Желудков бил штрафные в один и тот же угол, если вратарь отбивал, то мне нужно было успеть на добивание, мы регулярно наигрывали такие моменты, и у меня вырабатывался стереотип действий в той или иной ситуации. Нападающий должен забивать — это его работа. Сейчас результативных нападающих очень мало. Взять Панова — если бы он забил хотя бы третью часть от того, что должен был забить, то «Зенит» в этом году обязательно вошел бы в первую тройку. Пять голов в чемпионате — это очень мало для игрока сборной. Наверное, Саше надо больше работать на тренировках, моментов же у него в каждой игре предостаточно. Вот, Олег Терехин в «Динамо» забивает каждый сезон свои 13 — 14 мячей, и поэтому его команда занимает места выше «Зенита».

— Свой первый гол помните?

— Первый гол за «Зенит» — самый памятный. В 1980-м в первом туре мы играли с «Кайратом» в Алма-Ате. У меня было три верных момента, один на один с вратарем выходил, а так и не забил, проиграли. Расстроился, конечно, думал, что Юрий Андреевич на следующий матч с киевским «Динамо» не поставит, но он в меня верил. В Киеве стадион к Олимпиаде ремонтировали, поэтому играли в Ужгороде. Первый гол забил ударом из-за штрафной — мяч отскочил ко мне от защитника, динамовский вратарь Виктор Юрковский явно не ждал удара, а мне удалось пробить, как говорится, в самую «паутину». Я и второй гол ему забил, жаль, что мы так и не выиграли — 2:2, но вспомнить все равно приятно. Другой гол тоже хорошо помню — самый, наверно, быстрый в истории «Зенита»..

— Это тот, что забили в бакинском матче с «Нефтчи» в 1983-м, на первой же минуте?

— Прошло с начала игры всего секунд пятнадцать. Павел Федорович Садырин чуть-чуть в тоннеле задержался, выходит, а на табло уже — 0:1, мы ведем. Разыграли мяч с центра поля, Саша Захариков по краю прошел, прострелил в центр, а я пробил.

В «Зените» восьмидесятых среди нападающих была высочайшая конкуренция

-Нас человек пять было — Володя Клементьев, Юра Желудков, Боря Чухлов, СерегаДмитриев, сперва еще Казаченок выступал, затем Игорь Комаров, Игорь Данилов,Олег Саленко… Играл тот, кто был готов лучше, никаких обид. Работали изо всех сил на тренировках, держали себя в тонусе. Мне со всеми было удобно играть — и с Чухловым, и с Дмитриевым, а уж о Юре Желудкове и говорить нечего, он такие пасы давал!

— Вы сказали, что футбол без травм неизбежен. У вас их было много и очень серьезных

— Футбол — не шахматы, не шашки, борьба идет суровая. Обидно, конечно, но травмы получал именно в те моменты, когда все вроде складывалось хорошо. В начале восемьдесят первого года в матчах на Кубок забил больше всех, четыре гола в одной игре кутаисскому «Торпедо» — мы 8:1 выиграли. Пригласили во вторую сборную, сыграл за нее в турне по Южной Америке. Играем в Сочи с московским «Динамо» на Кубок, идет уже дополнительное время — у меня вылетает мениск. Операцию делать не стали, лечили, как говорят врачи, консервативными методами. Потом эта травма постоянно мешала. Пришлось уйти из «Зенита», когда понял, что здоровье для высшей лиги уже не то и с таким коленом помочь команде не могу. Поиграл еще несколько лет — таллинский «Спорт», наше, ленинградское «Динамо», Воронеж, Ярославль. Закончил карьеру в Нижнем Новгороде, с местным «Локомотивом» в восемьдесят девятом вышел из второй лиги в первую, стал лучшим бомбардиром — тридцать шесть мячей забил.

— В петербургском «Локомотиве» вы с первых дней, сначала как игрок, потом играющий тренер, и уже пятый год — тренер. Приходилось выступать против «Зенита» в кубковых матчах, какое было при этом чувство?

— Когда выходил против «Зенита», настроение было боевое, хотелось обыграть старших по рангу. В «Локомотиве» я уже старожил. Начали с первенства среди производственных коллективов, постепенно дошли до первой лиги. Кроме футбола, ничего в жизни не знаю, да и поздно уже чему-то учиться. Рад, что занимаюсь любимым делом.

— Тяжел труд тренера?

Юрий ГЕРАСИМОВ: "Счастлив, что лучшие годы провел в "Зените"— Во время матчей переживаю так сильно, что иногда по нескольку дней отойти не могу. Футболист тратит много сил, но ему легче, он может разрядить эмоции в игре, а тренер, сидя на скамейке, весь на нервах, он может только кричать, что-то советовать, он устает гораздо сильнее, чем игрок. У меня есть свой круг обязанностей в команде, работать с Гиви Георгиевичем Нодия интересно, каждый день стараюсь учиться, что-то новое черпать для себя. «Локомотив» провел тяжелый сезон, его надо поскорее забыть. По составу, по игре мы должны быть в десятке. Сезон начали хорошо, да и потом у «Локомотива» были удачные матчи. С лидерами — «Анжи», «Факелом», «Соколом», «Балтикой» — сыграли достойно. Очень трудно было работать, не получая по нескольку месяцев зарплаты. Большая заслуга Гиви Нодия, что он удержал команду от крайностей, не было скандалов, футболисты не объявили забастовку, как это произошло в тульском «Арсенале».

— Работа тренера не дает вам возможности часто играть за «Зенит-84», что для вас значат эти встречи?

— «Зенит-84» — это мои друзья, с которыми прекрасно посидеть за столом, здорово вместе сыграть, вспомнить те времена, когда на стадионе имени Кирова собиралось по сорок-шестьдесят тысяч зрителей, когда весь Ленинград жил футболом. Нас и сегодня узнают на улицах, благодарят за те победы. Я горд и счастлив, что лучшие годы провел в «Зените».

Михаил ГРИГОРЬЕВ

Закрыть меню

Дорогие друзья!

Мы будем признательны Вам за поддержку нашего проекта,
дополнения, уточнения к материалам о людях и событиях
из истории спорта Санкт-Петербурга.
close-link