УДК 930.26

Вооружение и военная одежда московских стрельцов в XVII в.
А.Е.Писарев
Московский педагогический государственный университет

Тема вооружения и форменной одежды московских стрельцов относится к проблеме русского войска. До настоящего времени этот вопрос был недостаточно изучен. В дореволюционной историографии отдельные сведения о стрелецкой униформе и оружии содержались лишь в работе А.В.Висковатова (А.В. Висковатов. Историческое описание одежды и вооружения российских войск.- СПб.,1889.-Ч.1). В современной литературе московским стрельцам посвятил свою работу Р.Паласиос-Фернандес (Р.Паласиос-Фернандес. Московские стрельцы // Цейхгауз, 1991, N1, 8-15). При описании их вооружения и обмундирования он не вышел за рамки информации, данной А.В.Висковатовым.

Настоящая работа опирается на широкий круг письменных и вещественных источников. Среди них: царские грамоты (“именные” и “боярские приговоры”), наказы и наказные памяти стрелецким головам, челобитные, отписки, записки русских и иностранных путешественников, а также рисунки форменной одежды и оружия, выполненные Э.Пальмквистом и А.Мейербергом, предметы вооружения и снаряжения (ГИМ, Оружейная палата, Музей-заповедник “Коломенское”).

Стрелецкое вооружение в XVI-XVII вв. было традиционным. Оно состояло из пищали, бердыша и сабли. Стрельцу также полагалось снаряжение: перевязь “берендейка” с привешенными к ней гнёздами для патронов и всем необходимым для стрельбы (пороховницей и т.д.), плюс оборонительное вооружение - шлем (“шапка железная”). Знаменосцы имели на вооружении только сабли, а офицерам, помимо сабель, полагались ещё и трости. В начале XVII в. и в 1680-х гг. в стрелецких полках существовали пикиперы, вооружённые длинными пиками и пикиперскими шпагами, которые А.В.Висковатов ошибочно назвал мечами.

Стрелецкая пищаль была фитильной, кремнёвое оружие практически не встречалось не только у городовых, но даже и у московских стрельцов. Р.Паласиос-Фернандес писал по этому поводу: “... московские стрельцы не жаловали кремнёвое оружие...” (Р.Паласиос-Фернандес. Указ. соч., 15). Вспомним, что стрельцы не были вольны в выборе оружия, а получали его от государства. Причину вооружения их устаревшим оружием следует искать в постоянной нехватке финансов у русского правительства в XVII в. Кремнёвых мушкетов в России тогда не делали, а закупленное за границей оружие также было далеко не новых образцов. В свете этого нельзя согласиться с утверждением Р.Паласиос-Фернандеса о том, что наличие у стрельцов фитильных ружей якобы являлось последствием их привередливости и консерватизма.

Бердыш представлял собой лезвие, похожее на полулуние, насаженное на длинное древко, которое снизу заканчивалось небольшим “копьецом” для более удобного втыкания в землю, а также для нанесения возвратных ударов в рукопашном бою. Носился бердыш на ремне через плечо, либо в руках. Стрельцы могли использовать его как сошник при стрельбе из “самопалов”, непосредственно в качестве древкового оружия, а также брали с собой в караул.

Стрелецкая сабля почти ничем не отличалась от других образцов сабель, находившихся на вооружении у русского войска в XVII в. На эфесах стрелецких сабель имелась защищающая пальцы стальная полоска, что дало Р.Паласиос-Фернандесу повод назвать их “саблями польского типа” (Р.Паласиос-Фернандес. Указ. соч., 13). Однако среди польских сабель эфесы подобного рода встречались крайне редко и не принадлежали к числу их определяющих признаков.

Доспех, полагавшийся стрельцам, состоял из “шапки железной”, представлявшей собой полусферу с небольшими полями, чрезвычайно удобную для стрелка-пехотинца. Такой шлем не закрывал обзор, не мешал целиться, надежно защищал голову от вражеских клинков. Возможно, по собственной инициативе стрельцы поддевали под форменные кафтаны кольчуги или кожаные латы с нашитыми железными бляхами. В целом есть все основания утверждать, что стрелецкое вооружение и снаряжение было достаточно хорошо приспособлено как для дальнего, так и для рукопашного боя.

 

Стрелецкая военная одежда состояла из кафтана, шапки и сапог. На основании рисунков XVII в. можно сделать вывод, что существовала парадная и повседневная одежда. Парадная форма отличалась от повседневной тем, что шилась из более дорогого сукна и украшалась золотыми или серебряными шнурками (“снурками”) на груди. Кафтан стрельца покроем походил на ферязь. т.е. представлял собой длинное свободное одеяние, спускавшееся до самых пят, с широкими, но суженными у запястья рукавами. Что же касается формы воротника, то она изменялась : в начале XVII в. он был отложным, треугольным и сзади доходил до середины спины, а к концу столетия - стал стоячим. Каждому полку присваивался определённый цвет кафтанов, шапок и сапог. Цвета парадных стрелецких кафтанов отличались большим разнообразием : среди них встречались различные оттенки красного, зелёного, синего и жёлтого. Стрелецкий командный состав одевался в платье несколько иного покроя. Оно более походило на охабень и подпоясывалось кушаком. Простые же стрельцы в качестве пояса использовали обыкновенные кожаные ремни, к которым крепились сабли.

 

Шапки стрельцов практически ничем не отличались от народных головных уборов. Они шились из цветных сукон и оторочивались мехом: у рядовых стрельцов - овчинным, а у “начальных людей- собольим. На шапки стрелецких начальников нашивался отличительный знак в виде жемчужного изображения короны. Головные уборы стрелецких знаменосцев имели небольшой разъём над лбом и не были оторочены мехом. Сапоги стрельцов имели длинные голенища, высокие каблуки и острые загнутые концы. Как и шапки, они были цветными. Сапоги командиров не отличались фасоном, но делались из юфти - более тонкой и дорогой кожи. Стрелецким знаменосцам и начальникам полагались белые “перщатые” рукавицы с большими крагами.

Р.Паласиос-Фернандес причислял к форменной одежде стрельцов такие предметы гардероба, как зипуны, порты и кушаки (Р.Паласиос-Фернандес. Указ. соч., 13). Данное суждение представляется не правомерным, поскольку в документах, касающихся стрелецкой униформы, перечисленные детали костюма не уакзываются. На самом деле зипуны, порты и рубахи стрельцы, скорее всего, шили сами. Что же касается кушаков, то вместо них, как уже отмечалось выше, стрельцы носили ремни. Перчатки, названные Р.Паласиос-Фернандесом в качестве части униформы рядовых стрельцов, нельзя найти на рисунках современников. Зимой стрельцов обеспечивали тулупами, валенками и шапками. В это время года стрелецкие полки различались только по цвету шапок, т.к. тулупы и валенки не окрашивались в цвета полков.

Таким образом, несмотя на то, что стрельцы не принадлежали к родам войск регулярной армии, в их обмундировании и вооружении уже можно проследить некоторые черты унификации.

Акты исторические.- СПб.,1841-1842.-Т.2.

Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск.- СПб.,1899.-Ч.1.

Жук А.Б. Справочник по стрелковоиу вооружению.- М.,1993.

Чернов А.В. Вооружённые силы Русского государства в XV-XVII вв.- М.,1954.

 

УДК 930.26

Вооружение и военная одежда московских стрельцов XVII в.

А.Е.Писарев

Московский педагогический государственный университет

Аннотация

В настоящей работе рассматривается вооружение и форменная одежда московских стрельцов в XVII столетии. Главная цель исследования - дать общую картину стрелецкой униформы и оружия, а также установить истину в некоторых спорных вопросах указанной темы. На основе данных письменных и вещественных источников создаётся достаточно полное представление о военной одежде и вооружении стрельцов, а также делается вывод о наличии черт их унификации.

 

УДК 930.26

The arms and uniform of Moscow streitsi in the XVII-th century

A.E.Pisarev

The Moscow State Pedagogical University

Abstract

In this article you can find the discription of the arms and uniform of Moscow streltsi in the XVII century. The reseach was founded on the large base of documents. Author gives a total picture of the uniform and arms of streltsi, and also answers some disputable questions of the theme.