Они оставили след в истории Одессы

Одесский биографический справочник

 

 

Азрикан Арнольд Григорьевич (1906-1976)

 

А. АзриканАрнольд Азрикан.
Фото из фойе Свердловского театра оперы и балета. 1946.

Арнольд Григорьевич Азрикан – оперный певец и режиссер-постановщик, заслуженный артист Украины, лауреат Государственной премии СССР.

Арнольд родился в Одессе 23 февраля 1906 года в семье Григория Азрикана, столяра-краснодеревщика, который изготавливал искусную резную мебель и двери, и в шестидесятые годы прошлого столетия еще можно было увидеть на Екатерининской улице сохранившиеся тяжелые двери подъездов с вырезанной мастером фамилией – Азрикан.

Детство и ранняя юность Арнольда прошли в известном Театральном переулке (ныне – переулок Чайковского), куда задним фасадом выходило здание Оперного театра. Позже мать с двумя замужними дочерьми и их семьями переехала на Ланжероновскую улицу.

Когда мальчику исполнилось девять лет, отец тяжело заболел и вскоре умер, и семья осталась без кормильца. Брат Арнольда, Иосиф, был убит в Одессе в самом начале гражданской войны, старшую сестру Софью отправили искать счастья в Америку. Арнольд начал работать, когда ему едва исполнилось двенадцать лет. Сначала был на побегушках в ювелирной лавке, позже подрабатывал по ночам грузчиком в порту, по воскресеньям пел в церковном хоре. Учился мальчик в городском училище, а его серьезным образованием занималась сестра Фаня, которая работала учительницей, обладала литературными способностями, знала математику и иностранные языки.

А. Азрикан Семья Азрикан

Как только Арнольду исполнилось четырнадцать лет, он решил попытать счастья и пришел в Оперный театр записываться в хор. Там его внимательно прослушали, похвалили, но сказали, что поступать в хористы рановато. Однако, заметив артистичность подростка, ему предложили место в балетном мимансе. Так начались первые шаги на оперной сцене, которой Арнольд Азрикан будет самозабвенно и трепетно служить всю свою жизнь. В день поступления в состав театра Арнольд стал одним из героев Театрального переулка: ведь он уже был не просто “певуном” из церковного хора, а настоящим артистом.

Через четыре года Арнольд был зачислен в хор Оперного театра. В это же время он подружился со своим ровесником Семеном Кирсановым, будущим известным поэтом, успевшим перед своим отъездом в Москву в 1924-м году познакомить поющего друга с Маяковским, приехавшим в Одессу на свои выступления.

А. АзриканРоза Самойловна в балете Глиэра “Красный мак”

Театральный переулок бурлил молодыми талантами и неудержимой жизнерадостностью, несмотря на тяжелое послереволюционное время и гражданскую войну. Там вынашивались самые дерзкие творческие планы и совершались безумства. В день получения первого жалованья хорист Арнольд ринулся в порт к знакомым морякам, следуя неукоснительным законам беспечности переулка. Совершив немыслимую трату, новоиспеченный представитель одесской богемы забежал в кафе Фанкони на углу Екатерининской и купил на оставшиеся деньги два пирожных, мечтая их разделить на всю семью, а заодно прихватил на улице знакомую бродячую собаку – в полной уверенности, что уж теперь сможет ее прокормить. На следующий день в театре проходило профсоюзное собрание, на которое хорист Азрикан явился в заграничных носках, купленных накануне в порту и немедленно всеми замеченных, а еще через неделю решением профсоюзного комитета Арнольд Азрикан был исключен из профсоюза, едва успев в него вступить: покупка “буржуазных” носков даром не прошла.

По Театральному переулку мчались спешившие на уроки юные скрипачи и пианисты, имена которых впоследствии будут вписаны в анналы отечественной культуры, вприпрыжку бежали, кокетливо оборачиваясь, стройные ученицы балетной школы при театре. Одна юная Терпсихора из балетных девочек в 1929-м году станет женой молодого солиста оперной труппы Азрикана. Звали эту балерину Роза Копп – их союз сохранился на всю жизнь.

Много лет спустя друзья детства и соседи Арнольда по Театральному переулку – знаменитые клоуны братья Ширман – зашли после спектакля в артистическую уборную премьера оперной сцены Азрикана и подарили ему фотографию с трогательной надписью: “Нашему дорогому земляку – свидетелю нашей артистической карьеры Арнольду Григорьевичу Азрикану, лучшему представителю Театрального переулка от братьев Ширман. 18.III.54 г. Одесса”.

А. Азрикан Клоуны братья Ширман

А. Азрикан Дарственная надпись А. Азрикану от братьев Ширман

К концу первого года работы в хоре Арнольд стал исполнять партии компримарио, одновременно занимаясь вокалом с одной из лучших в то время профессоров консерватории Меннер-Каневской, а еще через год он был зачислен в консерваторию, которую окончил в классе другого прекрасного педагога, Ю. Рейдер.

Юлия Рейдер, известная оперная певица и блестящий педагог – основательница Одесской вокальной школы, певшая на сценах итальянских оперных театров, оказалась для начинающего молодого тенора буквально божьим знамением. У Азрикана, кроме красивейшего природного тембра, был еще и врожденный талант драматического актера – сочетание крайне редкое на оперной сцене. Главным принципом методики Юлии Александровны было соединение вокальной техники с художественным образом музыкального произведения, и вот именно эта методика оказалась благодатной основой становления молодого певца, впоследствии прославившегося в качестве лучшего отечественного исполнителя одной из труднейших теноровых партий на оперной сцене – Отелло в одноименной опере Верди.

В театральном архиве Азрикана сохранилась заметка 1928-го года из Новосибирска, куда он выезжал с концертной бригадой Одесского оперного театра: “Считаем необходимым обратить внимание на хориста Азрикана, певшего Натанаэла (“Сказки Гофмана” Оффенбаха). Азрикан обладает изумительно мощным и красивым драматическим тенором. Дирекция театра, вероятно, в ближайшем будущем примет меры к выдвижению Азрикана и попробует дать ему самостоятельную партию”. Статья подписана М.М. Недатированная вырезка из новосибирской газеты.

После успешного новосибирского дебюта в роли Натанаэля в опере Оффенбаха Азрикан спел эту партию уже на сцене родного Одесского оперного театра. Его исполнение было замечено, и вскоре совсем молодому солисту предложили серьезную партию Калафа в опере Пуччини “Турандот”.

С этого момента начинается стремительный взлет тенора Арнольда Азрикана. Обладая феноме­нальной памятью, он моментально разучивал партии. Яркие способности драматического актера позволяли Азрикану свободно двигаться по сцене, полностью вживаясь в образ своего героя. Сольные партии следовали одна за другой: Владимир Игоревич в “Князе Игоре” Бородина, Йонтек в “Гальке” Монюшко, Фауст в одноименной опере Гуно, Владимир в “Дубровском” Направника, заглавная партия Садко в опере Римского-Корсакова.

В конце 1930-го года Арнольд Азрикан был приглашен в труппу Харьковского театра оперы и балета, тогда – столичного театра Украины. Тем не менее, певец, переехав в Харьков, не покинул родной оперный в Одессе и регулярно продолжал приезжать на участие в спектаклях театра. И, конечно, ему необходим был глоток воздуха из Театрального переулка.

В 1934-м году столица Украины переводится в Киев, и все ведущие артисты Харьковского оперного театра были приглашены на работу в оперный театр Киева. Здесь у Арнольда Азрикана уже широкий репертуар: Хозе в опере Бизе “Кармен”, Андрей в “Мазепе” Чайковского, Манрико в опере Верди “Трубадур”, Вакула в “Черевичках” Чайковского, Туридду в “Сельской чести” Масканьи, Собинин в опере Глинки “Иван Сусанин”, Герман в “Пиковой даме” Чайковского, Каварадосси в опере Пуччини “Тоска”.

А. Азрикан Молодой солист Азрикан в роли Хозе в опере Бизе “Кармен”

А. Азрикан Арнольд Азрикан в роли Германа
в опере Чайковского “Пиковая дама”

Среди его партнеров и соратников по довоенной оперной сцене были величайшие мастера-вокалисты Мария Литвиненко-Вольгемут, Михаил Гришко, Юрий Кипоренко-Доманский, Александра Ропская, Оксана Петрусенко, Зоя Гайдай, Борис Гмыря, Михаил Донец, прославленные дирижеры Вениамин Тольба, Арий Пазовский, Владимир Дранишников, известные режиссеры Иосиф Лапицкий, Николай Смолич.

В 1939-м году Азрикан получает звание заслуженного артиста Украины и через год, в возрасте тридцати четырех лет, с успехом поет Отелло в одноименной опере Верди, поделив эту роль с маститым Юрием Кипоренко-Доманским. Отелло становится звездной партией в репертуаре Арнольда Азрикана, и именно за эту роль в 1946-м году певец был удостоен звания лауреата Сталинской (ныне – Государственной) премии СССР в спектакле Свердловского театра оперы и балета, в труппу которого Азрикан вступил во время войны.

Вот что писал о премьере известный критик Игорь Бэлза:

“Заслуженный артист республики А. Азрикан в роли Отелло создал впечатляющий образ. Голос певца – драматический тенор – как нельзя более подходит к этой партии, перед трудностями которой отступают многие певцы, не выдерживающие огромного напряжения, непрерывно возрастающего на протяжении всех четырех актов оперы, вплоть до ее трагического завершения. Мастерство Азрикана проявилось и в исполнении вокальной партии, и в сценическом раскрытии образа Отелло, благородного и цельного в своих чувствах.

Постановка “Отелло” – настоящая творческая победа театра. По своему художественному и, прежде всего, музыкальному уровню она сделала бы честь любому театру Москвы и Ленинграда…”

Бэлза И. “Отелло” в Свердловском оперном театре. “Известия”, 1946, 17 апреля.

В 2004-м году жена Вертинского, Лидия Вертинская, опубликовала письма, которые Вертинский посылал ей из всех своих гастрольных поездок. Эта книга называется “Синяя птица любви”. В одном из писем, посланном из Свердловска 26-го июня 1946-го года, читаем:

“Подружился с одним артистом. Это тенор Свердловского оперного театра Азрикан. Здесь идет опера “Отелло” Верди. Азрикан великолепно поет Отелло, и сегодня утром по радио я услышал из Москвы, что ему присуждена Сталинская премия за эту роль. Кроме того, он мой горячий поклонник и очень приятный человек”.

Вертинская Л. “Синяя птица любви”, Москва, “Вагриус”, 2004. С. 168

И вот еще о драматическом теноре Азрикане свердловского периода:

“Итак, что такое Арнольд Азрикан? Это – фантастический голос, голос мощи, блеска и нежности и он был блестящим актером. Сейчас мы часто удивляемся, когда слышим, что такой-то певец был единственным исполнителем роли – ах, какая нагрузка! А вот Азрикан и был тем самым единственным, да еще в таком тяжелом спектакле, как «Отелло». Посмотрите на его прощальную афишу – восемь труднейших спектаклей, спетых через день. Как ни грустно, но ведь этой афишей он опередил время. Азрикан просто не вовремя родился. Сейчас бы он пел эти спектакли через день на сцене Арена ди Верона, в Ковент-Гардене”.

Наталья Вильнер, музыковед, заслуженный деятель искусств России.
Екатеринбургский Дом актера. 9 апреля 2007 г.

Арнольд Григорьевич Азрикан потерял в Одессе в первый год войны всех своих родных и близких и всю войну провел в составе фронтовых концертных бригад, а в 1943-м озвучил партию тенора в популярном и поныне кинофильме “Воздушный извозчик”, спев за кадром вместо киноартиста Григория Шпигеля, исполнявшего в фильме роль знаменитого тенора. В фильме прозвучали ария Канио из оперы Леонкавалло “Паяцы”, фрагмент арии Вакулы из оперы Чайковского “Черевички” и романс “Ноченька”.

А. АзриканАфиша гастролей А. Азрикана в Одесском театре оперы и балета, 1951 г.

В 1951-м году Азрикан покидает Свердловск, подписав контракт с театром оперы и балета в Баку, где выступает не только как певец, но и как режиссер-постановщик, поставив на бакинской сцене “Отелло”, а также оперы “Иоланта” Чайковского и “Манон Леско” Пуччини.

Все эти годы Арнольд Азрикан, уже широко известный музыкальной отечественной публике, гастролировал буквально на всех оперных сценах страны.

Однако, внутренний зов Театрального переулка заставляет его вновь вернуться на сцену родного театра, и в 1956-м году Арнольд Азрикан возвращается в Одессу, поселяется с семьей на Гаванной, в квартире заместителя директора театра Макса Линского, и вновь становится солистом оперного театра Одессы, поет весь репертуар драматического тенора, а также сольные концерты в зале филармонии.

И вновь аншлаги, овации, цветы, поклонники – любовь публики к артисту. Но были еще и кулисы, и там были другие правила игры. Надо заметить, что доминирующим фактором личности артиста Азрикана было его человеческое достоинство. Певец никогда не участвовал в театраль­ных интригах и покидал театр при возникновении малейших трений с администрацией. Но в этот раз все было гораздо серьезнее, потому что главным врагом вернувшегося в родные пенаты Азрикана был не кто иной, как сам парторг театра.

Не вдаваясь в детали сложившейся ситуации и ее последствий, хочется лишь заметить, что последним выходом Арнольда Азрикана на сцену Одесского оперного, где он сделал свои первые артистические шаги, стал в 1959-м году спектакль “Кармен” Бизе. Заглавную партию пела приехавшая на гастроли в Одессу знаменитая румынская певица Елена Черней. Роль Хозе исполнял Азрикан, и этот выбор оперная дива и красавица Елена Черней сделала сама, прослушав в классе нескольких теноров театра. Успех этого спектакля был поистине триумфальным.

А. Азрикан“Арнольд Азрикан. Романс для драматического тенора”.
Авторы Дина и Дмитрий Азрикан.

Азрикан вернулся в Оперный театр Баку, возобновил там свой спектакль “Отелло”, после чего работал в Молдавском оперном театре, где также поставил “Отелло”.

Последние годы жизни преподавал вокал в Кишиневской консерватории. Умер Арнольд Григорьевич Азрикан в Москве 19 июля 1976 года, прах артиста был перезахоронен в США в 1992-м году.

Личный творческий архив певца в 2012-м году был передан из Америки его семьей в Российский государственный архив литературы и искусства в Москве (РГАЛИ).

Арнольд Григорьевич прожил яркую творческую жизнь, был бесконечно любим публикой, его лучистые голубые глаза всегда искрились жизнерадостностью, доброжелательностью, он был неверо­ятно щедрым и исключительно порядочным человеком – обо всем этом рассказывают страницы его биографической книги, в которой есть воспоминания многих людей, близко знавших артиста.

Драматический тенор Арнольд Азрикан никогда не сетовал на судьбу. Всю свою жизнь он оставался истинным сыном Театрального переулка, где превратности жизни умели выносить, смеясь.

 

 Дина Азрикан, дочь.
Чикаго, 2017 г.

 

Радиопередача Одесского госрадио
“Романс для драматичного тенора” об Арнольде Азрикане

 

  В очерке использованы материалы из биографических книг об Арнольде Азрикане:

– Азрикан Дина и Дмитрий. Арнольд Азрикан: Романс для драматического тенора. – Хайленд Парк, Иллинойс. Дина и Дмитрий Азрикан, 2006.

– Азрикан Дина. Арнольд Азрикан, часть II: Возвращение на авансцену. – Хайленд Парк. 2012. 110 с.

 

 

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom