Спорт

Футбол

Колдуны из Кара–Балты

Сенсационно завершился первый круг чемпионата Кыргызстана среди команд I лиги Джалал–Абадской области.
Лидером здесь стал доселе неизвестный клуб “Аксы” из села Кербен. В начале сезона на первое место себя прочили футболисты “Шахтера” из Таш–Кумыра и “Нефтяника” из Кочкор–Аты. Обе команды несколько лет назад понюхали пороха в высшей лиге и с тех пор стали относить себя к грандам отечественного футбола. Но дерзкий новичок из Кербена на сей счет имел свое мнение. Его игроки не тушевались перед авторитетами, а показывали яркий, атакующий футбол и заслуженно поднялись на первое место в турнирной таблице.
У ошан и баткенцев, объединенных в одну зону, лидер прежний — “Семетей” (Кызыл–Кия). Как сообщил тренер этого клуба Рашид Урмеев, его питомцы обязательно вернутся на следующий год в высшую лигу. Новый глава Кызыл–Кии не равнодушен к футболу, “Семетею” обещана материальная поддержка, да и 18–летние игроки возмужают за этот сезон.
А в высшей лиге небольшой переполох в очередной раз устроил “Бакай” из Кара–Балты. В гостях он сыграл вничью (1:1) с одним из лидеров чемпионата — “Дордоем” и поднялся на третью строчку в турнирной таблице. Нарынчане изо всех сил стремились вырвать победу, но отсутствие бомбардира Джумагулова не позволило им забить победный мяч.
Они обстреливали ворота с ближних и дальних расстояний, выходили один на один с вратарем карабалтинцев, но мяч, словно заколдованный, упрямо пролетал мимо цели.
По этому поводу один из болельщиков “Дордоя” даже выдвинул версию, что в составе “Бакая” выступает экстрасенс. Шутки шутками, а карабалтинцы в нынешнем сезоне действительно производят впечатление везучей команды.
В этом же туре “Эркин–фарм” во главе с новым тренером Евгением Новиковым обыграл раздираемого внутриклубными противоречиями “Эколога” со счетом 4:0.
Павел ЛУЗАНОВ.
Легкая атлетика

Заоблачный рекорд

Пробег по маршруту Алматы — Чолпон–Ата совершили члены клубов любителей бега “Алмаз” (Кыргызстан) и “Тулпар” (Казахстан).
Горную трассу в 87 километров быстрее всех (8 часов 50 минут) преодолел 46–летний бишкекчанин Евгений Андреев. В прошлом он был легкоатлетом, но затем довольно продолжительное время вообще не занимался спортом и вот теперь, похоже, обретает былую физическую форму.
Кстати, Андреев установил рекорд в подобных забегах. Раньше атлеты от столицы Казахстана добегали до курортного центра Прииссыккулья за 10 часов 30 минут. Вот что значит вовремя вернуться в спорт!
А второе место занял алматинец Фархад Хабибуллин. Горные серпантины, подъемы и спуски ему покорились за 10 часов 25 минут.
Уставших донельзя спортсменов разместили на кратковременный отдых в пансионате “Эколог”. Ничто так не восстанавливает силы, как вода, солнце  и воздух Иссык–Куля. 

Бильярд

Парламентарии загоняют шары

Бильярду в Кыргызстане нанесен смертельный удар. Законодательное собрание Жогорку Кенеша в своем постановлении от 29 июня 2001 года приравняло этот вид спорта к деятельности увеселительных заведений и обложило его такими налогами, что мастерам кия впору переквалифицироваться в доминошники.
— Решение парламентариев не поддается никакой логике, — горячится президент Федерации бильярда республики мастер спорта международного класса Юрий Горбунов. — Представьте, месячная базовая ставка налога с одного стола — 4,5 тысячи сомов. Это же разорение! Завтра придется на дверях наших залов вешать замки.
— Юрий Викторович, налоги нужно платить всем. Раньше вы сколько отчисляли в бюджет?
— Несколько лет назад патент, дающий право заниматься бильярдом, обходился одному человеку в 120 сомов. Затем с одного стола фискалы стали взимать в месяц 180 сомов, позже 900. Ну а сейчас уже вообще черт знает что такое.
— А если не горячиться, спокойно отнестись к этой проблеме? Ведь ваши спортсмены — крутые мужички, играющие на деньги...
— Вот и вы путаете бильярдный спорт с забавой для состоятельных людей. У федерации есть два зала, в которых 8 повидавших виды столов. Час игры за бильярдным столом у нас стоит 40–60 сомов. Почти все деньги уходят на оплату коммунальных услуг и аренду помещения.
Кроме того, бесплатно играют два раза в неделю пенсионеры, обучаются игре мальчишки. Мы приобретаем призы для проведения соревнований, сами, хоть и редко, выбираемся на различные турниры.
Кстати, вы разве не знаете, что бильярд стал олимпийским видом спорта? А представители Кыргызстана, между прочим, участвовали в 7 чемпионатах мира и всегда занимали места в первой десятке. А наш 18–летний воспитанник Каныбек Сагындыков стал чемпионом мира!
Другое дело казино, кафе. Там час игры стоит 120 сомов. Но даже и для них такие налоги непомерно высоки.
— И что же вы намерены предпринять?
— Я уже разговаривал с заведующей методологическим отделом Государственной налоговой инспекции Эльмирой Данияровой. Объяснил ей, что парламентарии нас без ножа режут. Просил ее провести объективный хронометраж занятости бильярдных столов и уже от этих данных, а также учитывая качество столов, помощь пенсионерам, установить нам щадящую налоговую ставку. Оптимальный ее вариант — 900 сомов. Если нам не пойдут навстречу, на спортивном бильярде в Кыргызстане можно ставить крест. 

Откровенно

Дилетантов — с поля

Интервью с первым заместителем председателя Государственного комитета по туризму, спорту и молодежной политике Канатом Джанузаковым “Статисты нам не по карману” (“ВБ” от 6.07.2001 г.) вызвало широкий резонанс. Тренеры и атлеты, соглашаясь с мыслью Каната Чыныбаевича, что в условиях безденежья невозможно развивать спорт, предлагают свои пути решения проблемы. Сегодня своими соображениями на этот счет делится депутат Бишкекского городского кенеша, вице–президент Федерации борьбы Кулболду Исаев.
— Согласен, Кыргызстану сегодня трудно стать процветающим в спортивном отношении государством. Медленная реализация экономических реформ, дефицит бюджета не позволяют на должном уровне финансировать спорт.
Однако даже в создавшейся ситуации помощь рекордсменам и резервистам могла быть намного весомее. Что мешает? Ведомственная неразбериха. За десять лет Республиканский спорткомитет возглавляли 6 человек, многие из которых до этого были страшно далеки от сферы, которой взялись управлять. Разве могли чиновники извне проводить эффективную политику по развитию спорта?
Один из председателей отдавал предпочтение игровикам, другой — единоборцам, третий подтягивал национальные виды.
В результате средства тратились нерационально, и мы до сих пор топчемся на месте, ни разу не блеснув на крупных международных состязаниях: олимпиадах, чемпионатах мира и так далее.
Особо хочется сказать о нашем Национальном Олимпийском комитете. Вот уж где образец созидания тайн и секретов. Любой атлет в Кыргызстане осведомлен, что международные федерации различных видов спорта помогают национальным спортивным ассоциациям развивающихся стран. Да и сам МОК нет–нет да и подкинет своим “младшим братьям” гуманитарку, а то и перечислит несколько десятков тысяч долларов на подготовку к какому–нибудь турниру.
И думаю, не ошибусь, если скажу, что спортивная общественность республики желает знать, сколько в Национальный Олимпийский комитет Кыргызстана поступило валюты и на что она была израсходована. Те же атлеты и тренеры могут засвидетельствовать: между Республиканским спорткомитетом и НОК за последние годы не было взаимопонимания. Более того, одно время руководители двух наших организаций открыто конфликтовали. В таких условиях, естественно, о выработке единой политики развития спорта не могло быть и речи. А ведь спорткомитет и НОК могли бы выстроить четкую систему материальной поддержки отечественных атлетов. Увы, этого нет. По–прежнему в работе двух ведомств наблюдается разнобой, перетягивание одеяла на себя, что чрезвычайно вредит делу.
Почему бы в Кыргызстане не создать эффективно действующий Фонд развития спорта? Я уверен, за рубежом, да и у нас в стране, найдется немало людей, желающих помочь этой сфере. 
Страницу подготовил Вячеслав АНИКИН. Т.28–42–67.

Содержание номеравперёдНазад